патент
№ RU 202641
МПК E01B9/00

Прокладка регулировочная для промежуточных рельсовых скреплений типа ЖБР

Авторы:
Котельников Сергей Евгеньевич
Номер заявки
2020135415
Дата подачи заявки
27.10.2020
Опубликовано
01.03.2021
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

Полезная модель относится к эксплуатации железнодорожных путей, в частности, к материалам верхнего строения пути, а именно к регулировочным прокладкам для промежуточных рельсовых скреплений. Прокладка регулировочная предназначена для выправки железнодорожного пути по уровню, в том числе для исправления пучин рельсовых путей в промежуточных рельсовых скреплениях типов ЖБР-65, ЖБР-65Ш, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65П, ЖБР-65ПШ, ЖБР-65ПШР. Прокладка регулировочная для промежуточных рельсовых скреплений типа ЖБР выполнена в виде пластины. Прокладка состоит из двух участков, один из которых плоский, а другой имеет изогнутую форму. В теле плоского участка выполнен паз, начинающийся от боковой стороны и заканчивающийся радиусным закруглением. Торцевая сторона плоского участка имеет выступ, ширина которого составляет половину ширины плоского участка. Форма изогнутого участка соответствует по форме углублениям, имеющимся на железобетонных шпалах. Боковая сторона плоского участка снабжена фаской. У основания паза выполнена фаска. На короткой боковой стороне плоского участка имеется выступ. На торцевой стороне изогнутого участка расположена выступающая прямоугольная площадка. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения

1. Прокладка регулировочная для промежуточных рельсовых скреплений типа ЖБР, выполненная в виде пластины, отличающаяся тем, что состоит из двух участков, один из которых плоский, а другой имеет изогнутую форму, в теле плоского участка выполнен паз, начинающийся от боковой стороны и заканчивающийся радиусным закруглением, торцевая сторона плоского участка имеет выступ, ширина которого составляет половину ширины плоского участка, форма изогнутого участка соответствует по форме углублениям, имеющимся на железобетонных шпалах.

2. Прокладка регулировочная по п. 1, отличающаяся тем, что боковая сторона плоского участка снабжена фаской, у основания паза выполнена фаска, на короткой боковой стороне плоского участка имеется выступ, на торцевой стороне изогнутого участка расположена выступающая прямоугольная площадка.

Описание

[1]

Полезная модель относится к эксплуатации железнодорожных путей, в частности, к материалам верхнего строения пути, а именно к регулировочным прокладкам для промежуточных рельсовых скреплений. Прокладка регулировочная предназначена для выправки железнодорожного пути по уровню, в том числе для исправления пучин рельсовых путей в промежуточных рельсовых скреплениях типов ЖБР-65, ЖБР-65Ш, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65П, ЖБР-65ПШ, ЖБР-65ПШР.

[2]

При эксплуатации бесстыкового рельсового пути в условиях длительного периода с низкими температурами возникают проблемы эксплуатации путей на пучинистых местах. Сложность эксплуатации заключается в том, что цикличность подъема пучины зимой (при промерзании) и опускание (при оттаивании) постоянна. Работы по введению земляного полотна в норму требуют больших временных затрат и трудоемки, могут проводиться только в рамках капитального ремонта. При этом проводимые мероприятия по исправлению пучинистых мест далеко не всегда имеют стопроцентный результат и, как следствие, проблемы остаются. Так же высока вероятность того, что после выправки пучин подбивкой балласта при сезонном опускании пучинного бугра проблемы опять вернутся, и, как показывает практика, с еще большей амплитудой.

[3]

Для сохранения условий безопасного движения поездов с установленными скоростями в зимне-весенний период необходимо проводить работы по сглаживанию пучинных бугров и устройству пологих отводов на протяженных участках пучин. Выправку проводят укладыванием регулировочных прокладок разной толщины, которые помещаются в скрепления. По мере роста пучинных горбов, плавные отводы от них приходится устраивать несколько раз в течение зимнего периода, аналогично этому и при осадке пучин приходится неоднократно исправлять путь, чтобы сохранить требуемую плавность продольного профиля пути.

[4]

Наиболее близким к заявляемой полезной модели является использование пучинных подкладок (см. «Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" №2288р от 14.11.2016). В соответствии с этой Инструкцией (п.3.12.8.), для исправления пути на пучинах применяют пучинные подкладки, подразделяемые: на пучинные карточки, регулировочные прокладки, башмаки, короткие, полусквозные и сквозные нашпальники, изготовляемые из дерева, полимерных или других материалов.

[5]

Установка регулировочных прокладок, используемых в настоящее время, под подошву рельса приводит к увеличению зазора между рельсом и ребордой подкладки или бокового упора (в зависимости от типа скрепления), так как профиль реборд имеет форму трапеции. При прохождении составов под действием нагрузок, особенно в кривых участках рельсового пути, даже при нулевых износах реборд подкладки, установка регулировочных прокладок неизменно увеличивает ширину колеи до 4 мм. Кроме этого, регулировочные прокладки в подрельсовой зоне подвергаются значительным нагрузкам, что со временем приводит к их деформации и вследствие этого к наклону рельсовой плети, и это так же приводит к дополнительному уширению колеи до 2-4 мм. В результате при наличии регулировочных прокладок на обеих рельсовых нитях уширение колеи достигает 6-8 мм даже при отсутствии износа остальных элементов рельсового скрепления. При этом снижается безопасность движения.

[6]

В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути №2288/р от 14.11.2016 г., на участках пути с железобетонными шпалами возможность выправки пути на пучинах ограничивается суммарной допускаемой толщиной прокладок, укладываемых под подошву рельса при различных скреплениях, до 10 мм.

[7]

Зачастую возникает необходимость поднимать плеть на высоту более 10 мм. Но, в соответствии с инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, в подрельсовую зону укладывать регулировочные прокладки толщиной больше 10 мм не представляется возможным, т.к. в этом случае подошва плети не удержится в ребордах подкладки или бокового упора (в зависимости от типа скрепления), то возникает необходимость проведения капитального ремонта путей с подбивкой шпал балластом, что очень трудоемко.

[8]

Техническим результатом заявляемой полезной модели является создание простого по конструкции и надежного в работе устройства по быстрому сглаживанию пучинных бугров с небольшими трудозатратами без снижения безопасности железнодорожного пути.

[9]

Заявляемый технический результат достигается тем, что прокладка регулировочная для промежуточных рельсовых скреплений типа ЖБР, выполнена в виде пластины. Прокладка состоит из двух участков, один из которых плоский, а другой имеет изогнутую форму. В теле плоского участка выполнен паз, начинающийся от боковой стороны и заканчивающийся радиусным закруглением. Паз позволяет установить прокладку без разборки скрепления. Торцевая сторона плоского участка имеет выступ, ширина которого составляет половину ширины плоского участка. Это при установке прокладок встречно в скрепление препятствует выползанию прокладок из места установки.

[10]

Форма изогнутого участка соответствует по форме углублениям, имеющимся на железобетонных шпалах, что обеспечивает плотное прилегание прокладки в подрельсовую зону шпалы.

[11]

Боковая сторона плоского участка снабжена фаской. У основания паза выполнена фаска. Фаски служат для облегчения монтажа прокладки. На короткой боковой стороне плоского участка имеется выступ, который служит ручкой для монтажа и демонтажа прокладки в скрепление. На торцевой стороне изогнутого участка расположена выступающая прямоугольная площадка для визуального контроля факта наличия прокладки в скреплении и маркировки толщины установленной прокладки.

[12]

На фиг. 1 изображена прокладка регулировочная, общий вид; на фиг. 2 изображена прокладка регулировочная в сборе; на фиг. 3 изображена прокладка регулировочная, установленная в рельсовое скрепление.

[13]

Прокладка регулировочная 1 состоит из двух участков. Участок 2 плоский. Участок 3 выполнен изогнутым. В теле участка 2 выполнен паз 4, начинающийся от боковой стороны 5 участка 2, и заканчивающийся радиусным закруглением 6 под крепежный шуруп (закладной болт). На боковой стороне 5 выполнена фаска 7. Торцевая сторона участка 2 имеет выступ 8. Ширина выступа 8 составляет половину ширины участка 2. Паз 4 имеет фаску 9, выполненную у основания паза. На короткой боковой стороне участка 2 имеется выступ 10, который служит ручкой для монтажа и демонтажа прокладки в скрепление. Изгиб участка 3 соответствует по форме углублениям, имеющимся на железобетонных шпалах. На торцевой стороне участка 3 имеется выступающая прямоугольная площадка 11, которая предназначена для визуального контроля факта наличия прокладки в скреплении и нанесения маркировки толщины установленной прокладки.

[14]

Прокладка работает следующим образом.

[15]

Прокладку берут за выступ 10 и устанавливают в подкладочную зону шпалы под подкладки или боковые упоры 13 (в зависимости от типа скрепления). Полная разборка узла не требуется, только его ослабление, что значительно снижает временные и трудозатраты. При ее установке поднимается все скрепление относительно шпалы. При этом сохраняются штатные положения элементов скрепления, что исключает возможность недопустимого уширения колеи, возникающих при применении регулировочных прокладок, использующихся в настоящее время.

[16]

При установке используют пару прокладок. Одну прокладку размещают (подсовывают) в подкладочную зону шпалы под подкладки или боковые упоры (в зависимости от типа скрепления) с одной стороны рельса, вторую прокладку размещают (подсовывают) аналогично с другой стороны рельса. При этом крепежные элементы рельсового скрепления - шурупы (болты) 12 - попадают в пазы 4. Паз 4 позволяет установить прокладку без выемки шурупов (болтов) и полной разборки скрепления. При этом участки 3 прокладок размещаются в углублениях, имеющихся в железобетонных шпалах. При установке прокладки развернуты таким образом, что выступы 8 совмещаются друг с другом встречно в скрепление и препятствуют смещению прокладок из места установки.

[17]

Прокладка легко и быстро монтируется и демонтируется в узел скрепления - полная разборка узла не требуется, только его ослабление, что значительно снижает временные и трудозатраты. Предлагаются к использованию прокладки толщиной до 20 мм.

[18]

Прокладка может быть изготовлена из имеющихся материалов на имеющемся оборудовании.

[19]

Прокладка изготавливается из полимеров, соответствующих физико-механическим требованиям к прокладкам регулировочным.

[20]

Предлагаемая прокладка регулировочная позволяет исключить вышеописанные проблемы при проведении работ по сглаживанию пучинных бугров устройством отводов. При ее установке поднимается все скрепление относительно шпалы. При этом сохраняются штатные положения элементов скрепления, что исключает возможность недопустимого уширения колеи, возникающих при применении регулировочных прокладок, использующихся в настоящее время.

[21]

Прокладка легко и быстро монтируется и демонтируется в узел скрепления - полная разборка узла не требуется, только его ослабление, что значительно снижает временные и трудозатраты. Предлагаются к использованию прокладки толщиной до 20 мм.

[22]

При использовании предлагаемых регулировочных прокладок остается возможность применения прокладок старого типа, что увеличивает общую высоту регулирования.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты