1. Устройство для определения октанового числа автомобильных бензинов, содержащее цилиндр с поршнем и свечой зажигания, подогреватель и аппаратура для замера детонации, отличающееся тем, что поршень снабжен пьезоэлементом, закрепленным на его днище, а аппаратура для замера детонации включает генератор импульсов, электрически связанный со свечой зажигания и электронным блоком, подключенным к пьезоэлементу.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве электронного блока использован двухлучевой осциллограф или электронный таймер.
1. Устройство для определения октанового числа автомобильных бензинов, содержащее цилиндр с поршнем и свечой зажигания, подогреватель и аппаратура для замера детонации, отличающееся тем, что поршень снабжен пьезоэлементом, закрепленным на его днище, а аппаратура для замера детонации включает генератор импульсов, электрически связанный со свечой зажигания и электронным блоком, подключенным к пьезоэлементу. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в качестве электронного блока использован двухлучевой осциллограф или электронный таймер.
Устройство для определения оьстанового числа автомобильных бензинов. Полезная модель относиться к устройствам исследования или анализа топлив , в частности автомобильных бенз1шов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, при транспортировке, хране1ши и реализации топлив во всех областях промышленности, где необходим оперативный контроль качества автомобильных бензинов. При использовании в двигателях бензинов различных марок основным фактором, определяюпщм мопщостные и экономические показатели двигателя , является детонационная стойкость бензина. Стойкость бензина к возникновению детонационного сгорания зависит от его группового состава, количества в нем стойких к детонации соединений и анггидетонационных присадок. На практике детонационную стойкость топлив оценивают октановыми числами (ОЧ). Имеется ряд устройств для определения ОЧ. В частности, применяют моторные установки, на которых ОЧ оценивают моторным и исследовательским методами 1. Недостатком таких устройств является дороговизна, длительность измерений, кроме того, они крупногабаригные и могут применяться только стационарно. Известно устройство для определения октанового числа (ОЧ) автомобильных бензинов содержащее емкостный датчик измерения диэлектрической проницаемости пробы, датчики плотности и температуры пробы и измерительную электросхему 2. МГЖ 6 G 01 N 27/22, 33/22 к недостаткам данного устройства следует отнести снижение точности определения ОЧ при исследовании бензинов с различными химическими примесями . Задача, на решение которой направлена полезная модель, связана с созданием компактного устройства, способного определять ОЧ автомобильных нзшюв с достаточно высокой точностью. Технический результат достигается тем, что в устройстве для определения октанового числа автомобильных бензинов, содержащем цилиндр с поршнем и свечой зажигания, подогреватель и аппаратзфу для замера детонации, поршень снабжен пьезоэлементом, закрепленным на его днище, а аппаратура для замера детонации включает генератор импульсов, электрически связанный со свечой зажигания и электронным блоком, подключенным к пьезоэлементу, при этом в качестве электронного блока использован двухлучевой осциллограф или электронный таймер. Из теории горения и детонации следует, что появление детонации стимулируется высокой реакционной способностью топлива, которая тем выше, чем ниже его октановое число, составом топливо-воздушной смеси. Также неодинаковое соотношение в содержании разных углеводородных фракций у разных бензинов пррюодит к различной скорости горения топливо-воздушной смесей разных марок бензина 3. На Фиг. изображена принципиальная схема устройства. Устройство для определения октанового числа бензина содержит нагреватель в виде термостатированной цилиндрической камеры 1 с впускным 2 и выпускным 3 отверстиями, расположенными радиально и снабженными вентилями 10. В камере размещен поршень 4, на днище которого закреплен пьезоэлемент 5. Противоположно пьезоэлементу в торце камеры установлена свеча зажигания 6. Перемещение норшня в камере осуществляется с номощью винтового механизма 7. Элевсгрический имнульс на свечу зажигания 6 подается с генератора импульсов 8. Свеча зажигания 6 и пьезоэлемент 5 электрически связан с электронным блоком 9, в качестве которого может быть использован двухлучевой осциллограф или электронный таймер. Работает устройство следующим образом. С помопц.ю эталонного дозатора в камеру 1 через впускное отверстие 2 подается порщм бензина в расчетном количестве (для образования топливо-воздупшой смеси с необходимым коэффициентом избытка воздуха), после чего вентиль 10 впускного отверстия 2 закрывается. Поступившее в камеру топливо испаряется, взаимодействуя с горячими стенками камеры, так как в рубапше камеры с помощью нагревателя поддерживается температура 90 С. После этого смесь в камере 1 сжимают перемещением порпшя 4 с помощью винтовой передачи 7 до необходимой степени сжатия. Далее на свечу зажр1гания 6 с генератора импульсов 8 подается электрический импульс, который синхронизирован с электронным блоком 9, в результате чего тошшво-воздупшая смесь в камере воспламеняется и сгорает. Время прохождения фронтом горения расстояния от свечи зажигания 6 до пьезоэлемента 5 фиксируется электронным блоком 9. После щ)оведения измерения поршень4 отводится в начальное положение, открывается вентиль выпускного отверстия 10 и продз сгы сгорания, находящееся в камере под давлением , освобождают ее. Затем открывается также впускное 10 отверстие и камера продувается сжатым воздухом. Для лучшей очистки камеры впускное и выпускное отверстия 10 расположены в противоположных частях камеры. После чего устройство готово для следующего измерения. Далее для той же топливовоздушной смеси повторяют измерения, каждый раз увеличивая степень сжатия на 5%, до тех пор, пока электронный блок не зафиксирует изменение характера сгораюга топливно-воздупшой смеси, что связано с проявлением детонационных эффектов. При этом нромежуток времени от начального импульса , подаваемого с генератора импульсов до сигнала, фиксируемого пьезоэлементом , резко сокращается. Степень сжатия, при которой начршается детонация , по калибровочной зависимости переводится в октановое число, для чего устройство предварительно калибруется на бензинах с известными ОЧ. В схеме полезной модели представлена только измерительная часть устройств . Привод винтовой передачи или размещение представленных элементов на общей раме, тип применяемого нагревателя могут быть выполнены в различных вариантах. Предлагаемое устройство выполнено компактно, при этом повыщается мобильность его использования. Изготовление заявляемого устройства не представляет серьезных трудностей , а по эксплуатации не требует специальной подготовки. Список литературы. 1.Авт. свид. СССР №1245975, кл.О 01 N 25/20, 1983. 2.Патент РФ №2100803, кл.С 6 G 01 N 27/22, 33/22, 1997. 3.Забрянский Е.И. и др. Детонационная стойкость и воспламеняемость моторных топлив. М.Хр1мия. 1965, 211с.