Использование: оперативного контроля непотопляемости
судов в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: измеряют угловые перемещения и ускорения при бортовой и килевой качке, определяют равновесные
углы крена и дифферента, устанавливают случай
затопления, прогнозируют среднюю осадку и метацентрическую высоту, классифицируют характер затопления и причину возникновения аварийного крена и
дифферента, производят оценку аварийной остойчивости и
осуществляют мероприятия по спрямлению судна и восстановлению остойчивости. Положительный эффект - повышение безопасности плавления. 3 ил.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА, заключающийся в
измерении периода бортовой качки, осадки
носом и кормой, курсового угла и скорости судна в условиях волнения и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что дополнительно
измеряют амплитуды угловых перемещений и
ускорений судна относительно продольной и поперечной его центральных осей.
Изобретение относится к области судостроения, а именно к способам контроля мореходных качества аварийных судов, и может быть использовано
при создании экспертных систем мониторинга безопасности мореплавания. Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом
метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Недостаток способа
- отсутствие контроля равновесных углов крена и дифферента при качке аварийного судна. Цель изобретения - повышение точности контроля непотопляемости поврежденного судна в условиях
эксплуатации. Сущность изобретения: дополнительно измеряют амплитуды угловых перемещений и ускорений относительно продольной и поперечной центральных осей при бортовой и килевой качке
судна на нерегулярном волнении. На фиг.1 представлена структурная схема, реализующая предлагаемый способ; на фиг.2 и 3 показан характер изменения восстанавливающего момента MΘи угловых ускорений Схема
содержит блок датчиков 1, включающий датчики периода бортовой качки, осадок судна носом и кормой, кажущегося периода волны, курсового угла и скорости судна, а также датчики угловых перемещений и
ускорений при бортовой и килевой качке, блок обеспечения совместимости 2, содержащий средства нормирования и коммутации сигналов 3, управляющий процессор 4, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 5 и
интерфейс 6, вычислительный блок 7 (быстродействующая персональная ЭВМ), накопитель на магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10. Cпособ осуществляют
следующим образом. С помощью датчиков в измерительном блоке 1 регистрируют период бортовой качки, осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна и
одновременно производят измерение угловых перемещений Θ(t), Ψ(t) и ускорений По данным измерений устанавливают: Процедуру, аналогичную описанной выше применяют и для определения равновесных углов дифферента (Ψо)А и (Ψо)В; Осуществляют мероприятия по
спрямлению судна на
основе рекомендаций экспертной системы. Операции по обработке данных измерений выполняются в вычислительном блоке 7 с помощью быстродействующей персональной ЭВМ.
Полученные результаты
заносят во внешнюю память 8, выводят на дисплей 9 и документируют с помощью принтера 10. Устройство, реализующее способ, работает следующим образом. С помощью датчиков,
размещенных в блоке 1, ведут измерение периода бортовой качки, осадок судна носом и кормой, кажущегося периода волны, курсового угла и скорости судна. Одновременно
производят измерение угловых
перемещений и ускорений при бортовой и килевой качке судна с затопленными отсеками, сигналы от которых поступают на средства обеспечения совместимости 2, состоящие из
блока нормирования и коммутации
сигналов 3, управляющего процессора 4, АЦП 5 и интерфейса 6, осуществляющими преобразование и фильтрацию исходной информации и ввод ее в ЭВМ 7 с периферийным
оборудованием, включающем накопитель на
магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10, позволяющими реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и
отобразить результаты в виде, удобном для
восприятия судоводителем. в зависимости от угла крена Θ и времени t.
(t),
(t) при бортовой и килевой качке на временном интервале, продолжительностью 6-8 мин. Поступающие с датчиков сигналы
коммутируют и подвергают предварительной обработке в блоке 2, где происходит их сглаживание и преобразование в цифровые коды.
характер
колебательного движения судна путем классификации данных измерений амплитуд угловых ускорений:
()ср=(
)ср - линейные колебания (класс А);
()ср≠(
)ср - нелинейные колебания
(класс В), где (
)ср=
/N и (
)ср=
/N - средние значения амплитуд угловых ускорений при максимальных наклонениях судна на правый Θ1 и левый Θ2 борт в пределах одного
размаха; N - число размахов (полупериодов) бортовой качки на участке регистрации;
- углы равновесного крена Θо для каждого из размахов бортовой качки за время регистрации
процессов Θ(t) и (t) на основании формул:
класс А
Θ0iI=0,
5(+
) ;
класс
В=
+f(θ,
)sign
,, где f(θ,
) = 0.65-0.69;
средние значения рассматриваемых углов равновесного крена для классов А и В:
(θo)A=/N , (θo)B=
/N ..
случай затопления - путем сопоставления значений Θо и Ψо и метацентрической высоты ho, установленной по результатам измерений, с
величинами углов
Θ, Ψи метацентрической высоты h, определенных с помощью расчетов непотопляемости для различных отсеков и их комбинаций.