патент
№ RU 2016812
МПК B63B43/00

СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА

Авторы:
Нечаев Юрий Иванович
Правообладатель:
Номер заявки
4914850/11
Дата подачи заявки
06.02.1991
Опубликовано
30.07.1994
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
3
Реферат

[15]

Использование: оперативного контроля непотопляемости судов в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: измеряют угловые перемещения и ускорения при бортовой и килевой качке, определяют равновесные углы крена и дифферента, устанавливают случай затопления, прогнозируют среднюю осадку и метацентрическую высоту, классифицируют характер затопления и причину возникновения аварийного крена и дифферента, производят оценку аварийной остойчивости и осуществляют мероприятия по спрямлению судна и восстановлению остойчивости. Положительный эффект - повышение безопасности плавления. 3 ил.

Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА, заключающийся в измерении периода бортовой качки, осадки носом и кормой, курсового угла и скорости судна в условиях волнения и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что дополнительно измеряют амплитуды угловых перемещений и ускорений судна относительно продольной и поперечной его центральных осей.

Описание

[1]

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способам контроля мореходных качества аварийных судов, и может быть использовано при создании экспертных систем мониторинга безопасности мореплавания.

[2]

Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Недостаток способа - отсутствие контроля равновесных углов крена и дифферента при качке аварийного судна.

[3]

Цель изобретения - повышение точности контроля непотопляемости поврежденного судна в условиях эксплуатации.

[4]

Сущность изобретения: дополнительно измеряют амплитуды угловых перемещений и ускорений относительно продольной и поперечной центральных осей при бортовой и килевой качке судна на нерегулярном волнении.

[5]

На фиг.1 представлена структурная схема, реализующая предлагаемый способ; на фиг.2 и 3 показан характер изменения восстанавливающего момента MΘи угловых ускорений в зависимости от угла крена Θ и времени t.

[6]

Схема содержит блок датчиков 1, включающий датчики периода бортовой качки, осадок судна носом и кормой, кажущегося периода волны, курсового угла и скорости судна, а также датчики угловых перемещений и ускорений при бортовой и килевой качке, блок обеспечения совместимости 2, содержащий средства нормирования и коммутации сигналов 3, управляющий процессор 4, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 5 и интерфейс 6, вычислительный блок 7 (быстродействующая персональная ЭВМ), накопитель на магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10.

[7]

Cпособ осуществляют следующим образом.

[8]

С помощью датчиков в измерительном блоке 1 регистрируют период бортовой качки, осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна и одновременно производят измерение угловых перемещений Θ(t), Ψ(t) и ускорений (t), (t) при бортовой и килевой качке на временном интервале, продолжительностью 6-8 мин. Поступающие с датчиков сигналы коммутируют и подвергают предварительной обработке в блоке 2, где происходит их сглаживание и преобразование в цифровые коды.

[9]

По данным измерений устанавливают:
характер колебательного движения судна путем классификации данных измерений амплитуд угловых ускорений:
()ср=()ср - линейные колебания (класс А);
()ср≠()ср - нелинейные колебания (класс В), где ()ср=/N и ()ср=/N - средние значения амплитуд угловых ускорений при максимальных наклонениях судна на правый Θ1 и левый Θ2 борт в пределах одного размаха; N - число размахов (полупериодов) бортовой качки на участке регистрации;
- углы равновесного крена Θо для каждого из размахов бортовой качки за время регистрации процессов Θ(t) и (t) на основании формул:
класс А
Θ0iI=0, 5(+) ;
класс В
=+f(θ, )sign ,, где f(θ,) = 0.65-0.69;
средние значения рассматриваемых углов равновесного крена для классов А и В:
o)A=/N , (θo)B=/N ..

[10]

Процедуру, аналогичную описанной выше применяют и для определения равновесных углов дифферента (Ψо)А и (Ψо)В;
случай затопления - путем сопоставления значений Θо и Ψо и метацентрической высоты ho, установленной по результатам измерений, с величинами углов Θ, Ψи метацентрической высоты h, определенных с помощью расчетов непотопляемости для различных отсеков и их комбинаций.

[11]

Осуществляют мероприятия по спрямлению судна на основе рекомендаций экспертной системы.

[12]

Операции по обработке данных измерений выполняются в вычислительном блоке 7 с помощью быстродействующей персональной ЭВМ. Полученные результаты заносят во внешнюю память 8, выводят на дисплей 9 и документируют с помощью принтера 10.

[13]

Устройство, реализующее способ, работает следующим образом.

[14]

С помощью датчиков, размещенных в блоке 1, ведут измерение периода бортовой качки, осадок судна носом и кормой, кажущегося периода волны, курсового угла и скорости судна. Одновременно производят измерение угловых перемещений и ускорений при бортовой и килевой качке судна с затопленными отсеками, сигналы от которых поступают на средства обеспечения совместимости 2, состоящие из блока нормирования и коммутации сигналов 3, управляющего процессора 4, АЦП 5 и интерфейса 6, осуществляющими преобразование и фильтрацию исходной информации и ввод ее в ЭВМ 7 с периферийным оборудованием, включающем накопитель на магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10, позволяющими реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты