Заявляемая полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции элементов надбуксовой накладки на боковую раму тележки грузового вагона. Опорная пластина (1) для надбуксовой накладки (2) на боковую раму (3) тележки грузового вагона содержит опорные волновые поверхности А и Б для взаимодействия с опорными поверхностями ответных деталей. Технический результат заявляемой полезной модели, заключающийся в повышении износостойкости и надежности опорной пластины для надбуксовой накладки для обеспечения улучшения динамических качеств грузового вагона, достигается тем, что опорные волновые поверхности А и Б выполнены с высотой h волн не более 4 мм, при этом в своих концевых частях опорная волновая поверхность А выполнена с переходом по радиусу R1 в диапазоне от 50 до 90 мм и в своих концевых частях опорная волновая поверхность Б выполнена с переходом по радиусу R2 в диапазоне от 98 до 158 мм, в средней части опорной пластины (1) по ее торцам выполнены выступы (1.1) со сквозными крепежными отверстиями (1.2). 4 ил.
Опорная пластина для надбуксовой накладки на боковую раму тележки грузового вагона, выполненная из упругого металла с износостойкими свойствами, содержащая опорные волновые поверхности А и Б для взаимодействия с опорными поверхностями ответных деталей, отличающаяся тем, что опорные волновые поверхности А и Б выполнены с высотой h волн не более 4 мм, при этом в своих концевых частях опорная волновая поверхность А выполнена с переходом по радиусу R1в диапазоне от 50 до 90 мм, в своих концевых частях опорная волновая поверхность Б выполнена с переходом по радиусу R2 в диапазоне от 98 до 158 мм, в средней части опорной пластины по её торцам выполнены выступы со сквозными крепёжными отверстиями.
Заявляемая полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции элементов надбуксовой накладки на боковую раму тележки грузового вагона. При эксплуатации грузовых вагонов воздействие на колесные пары динамических нагрузок, передающихся от неровностей железнодорожного пути, приводит к возникновению извилистого движения колесных пар, которое увеличивает боковые силы, действующие через корпус буксы/адаптера на боковую раму тележки. Снижению указанного воздействия способствует надбуксовая накладка, неподвижно установленная на опорной поверхности боковой рамы в буксовом проеме тележки грузового вагона. Известно техническое решение, направленное на улучшение динамических качеств грузового вагона, выполненное в виде тележки двухосной для грузовых вагонов (RU 2275308, B61F 5/12, опубл. 27.04.2006). В данном техническом решении между опорными плоскостями боковых рам и каждым из адаптеров по два упругих элемента, состоящих из чередующихся слоев эластичного материала и гнутых металлических пластин с двумя опорными плоскостями, имеющими углы наклона + β и - β к поперечной оси тележки. Однако неметаллические элементы имеют низкую долговечность и не достаточную стойкость их упругих свойств, сильно зависящих от температуры окружающей среды, и металлические элементы из-за своей формы выполнения имеют низкие упругие свойства и надежность в эксплуатации и не обеспечивают улучшение динамических качеств грузового вагона. Известно техническое решение, выбранное в качестве ближайшего аналога, направленное на погашение значительных сил ударного воздействия, уменьшение нагрузки, передаваемую корпусом буксы на боковую раму тележки, выполненное в виде буксовой накладки боковой рамы вагонной тележки, представляющей собой пластину постоянной ширины и содержащей опорные волновые поверхности для взаимодействия с опорными поверхностями буксового проема боковой рамы тележки (RU 144794, B61F 5/52, опубл. 27.08.2014). Однако пластина, содержащая опорные волновые поверхности, не обладает достаточной надежностью и износостойкостью из-за выполнения волн большой высоты из-за чего при изготовлении и монтаже пластины в ее радиусных переходах могут образовываться микротрещины, а в эксплуатации буксовой накладки пластины с волновыми поверхностями испытывает повышенные напряжения в радиусных переходах, которые проводят к усталостным разрушениям. Общей технической проблемой являются недостаточные износостойкость и надежность съемной пластины для надбуксовой накладки боковой рамы тележки грузового вагона для улучшения динамических качеств грузового вагона. Техническим результатом является улучшение износостойкости и надежности опорной пластины для надбуксовой накладки для обеспечения улучшения динамических качеств грузового вагона. Указанный технический результат достигается опорной пластиной для надбуксовой накладки на боковую раму тележки грузового вагона, содержащей опорные волновые поверхности А и Б для взаимодействия с опорными поверхностями ответных деталей, опорные волновые поверхности А и Б выполнены с высотой h волн не более 4 мм, при этом в своих концевых частях опорная волновая поверхность А выполнена с переходом по радиусу R1 в диапазоне от 50 до 90 мм, в своих концевых частях опорная волновая поверхность Б выполнена с переходом по радиусу R2 в диапазоне от 98 до 158 мм, а в средней части опорной пластины по ее торцам выполнены выступы со сквозными крепежными отверстиями. Заявляемая полезная модель отличается от прототипа тем, что опорные волновые поверхности А и Б выполнены с высотой h волн не более 4 мм, при этом в своих концевых частях опорная волновая поверхность А выполнена с переходом по радиусу R1 в диапазоне от 50 до 90 мм, в своих концевых частях опорная волновая поверхность Б выполнена с переходом по радиусу R2 в диапазоне от 98 до 158 мм, а в средней части опорной пластины по ее торцам выполнены выступы со сквозными крепежными отверстиями. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности полезной модели - «новизна». Заявляемое техническое решение поясняется графическим изображениями, где на фиг. 1 изображен фрагмент боковой рамы тележки грузового вагона; на фиг. 2 - опорная пластина для надбуксовой накладки, изометрическая проекция; на фиг. 3 - то же, вид спереди; на фиг. 4 - выносной элемент В на фиг. 3. Опорная пластина 1 для надбуксовой накладки 2 на боковую раму 3 (фиг. 1) тележки грузового вагона содержит опорные волновые поверхности А и Б для взаимодействия с опорными поверхностями ответных деталей. Технический результат заявляемой полезной модели, заключающийся в повышении износостойкости и надежности опорной пластины для надбуксовой накладки для обеспечения улучшения динамических качеств грузового вагона, обеспечивается следующим образом. Опорные волновые поверхности А и Б (фиг. 2 и 3) выполнены с высотой h волн не более 4 мм, при этом в своих концевых частях опорная волновая поверхность А выполнена с переходом по радиусу R1 в диапазоне от 50 до 90 мм и в своих концевых частях опорная волновая поверхность Б выполнена с переходом по радиусу R2 в диапазоне от 98 до 158 мм. Кроме того, в средней части опорной пластины 1 по ее торцам выполнены выступы 1.1 со сквозными крепежными отверстиями 1.2. Данное выполнение обусловлено необходимостью регулировать зазоры между корпусом буксы/адаптера и опорной поверхностью буксового проема 3.1 боковой рамы 3, возникающих при прохождении грузовым вагоном коротких неровностей пути, исключить неметаллические элементы, имеющие низкую долговечность и не достаточную надежность их упругих свойств, исключить нежелательные перемещения надбуксовой накладки по опорной поверхности буксового проема 3.1 боковой рамы 3. Выполнение заявляемого технического решения обеспечивает повышение износостойкости и надежности опорной пластины, улучшение ее упругих свойств и обеспечивает простую неподвижную установку, по сравнению с аналогами, за счет исключения микротрещин и усталостных разрушений в радиусных переходах опорной пластины при ее изготовлении, монтаже и эксплуатации, оптимально допустимой упругой деформации и восстановления их формы, когда происходит взаимодействие с опорными поверхностями ответных деталей при регулировке зазоров между корпусом буксы/адаптера и опорной поверхности буксового проема 3.1 боковой рамы 3 тележки грузового вагона, а также надежной простой неподвижной фиксации на опорной поверхности буксового проема 3.1 боковой рамы 3 исключая быстрый износ опорной пластины 1 для надбуксовой накладки 2. Все это исключает повышение ударных вертикальных нагрузок на корпус буксы/адаптера и опорной поверхности буксового проема 3.1 боковой рамы 3, обеспечивая стабильную амплитуду колебаний колесных пар в тележке, повышая устойчивость движения тележки грузового вагона, улучшая тем самым динамические качества грузового вагона. При высоте h волны более 4 мм опорная пластина 1 испытывает большие амплитудные напряжения в радиусных переходах, что приведет к их усталостным разрушениям и негативно отразится на упругих свойствах надбуксовой накладки 2 и на динамических качествах грузового вагона. Минимальная высота h волн, при которой сохраняются упругие свойства опорной пластины 1, составляет 0,5 мм. При высоте h менее 0,5 мм не обеспечится достижение технического результата из-за его быстрой выборки в эксплуатации. Указанные диапазоны переходов по радиусам R1 и R2обеспечивают сопряжения концевых частей опорной волновой поверхности А с опорными поверхностями ответных деталей и работы упругих сил опорной пластины 1 при заданных высотах h волн волновых поверхностей А и Б. При выполнении переходов по радиусам R1 и R2 менее указанных диапазонов приведет к повышенному воздействию нагрузок на концевые части опорной волновой поверхности А, что скажется на износостойкости и надежности опорной пластины 1. При выполнении переходов по радиусам R1 и R2 более указанных диапазонов приведет к снижению упорных свойств опорной пластины 1 и негативно отразится на ее надежности. Полезная модель работает следующим образом. Опорную пластину 1 для надбуксовой накладки 2 на боковую раму 3 тележки грузового вагона выполняют из упругого металла с износостойкими свойствами с опорными волновыми поверхностями А и Б для взаимодействия с опорными поверхностями ответных деталей. Опорные волновые поверхности А и Б выполняют с высотой h волн не более 4 мм, в концевых частях опорной пластины 1 опорную волновую поверхность А выполняют с переходом по радиусу R1 в диапазоне от 50 до 90 мм и опорную волновую поверхность Б - с переходом по радиусу R2 в диапазоне от 98 до 158 мм. В средней части опорной пластины 1 по ее торцам выполнены выступы 1.1 со сквозными крепежными отверстиями 1.2 для дальнейшей установки на опорную поверхность буксового проема 3.1 боковой рамы 3. Для установки надбуксовой накладки 2 на опорную поверхность буксового проема 3.1 боковой рамы 3 опорную пластину 1 приставляют к фиксирующим элементам 4, через ее сквозные крепежные отверстия 1.2 центрируют и соединяют заклепочным или резьбовым соединением. В эксплуатации надбуксовая накладка 2 испытывает нагрузки, направленные как поперек тележки грузового вагона, так и вдоль нее, и усилия сжатия снизу-вверх от действия корпуса буксы/адаптера, и усилия отрыва от боковой рамы 3. Благодаря выполнению опорной пластины 1 для надбуксовой накладки 2 повышенной износостойкости и надежности, повышенными упругими свойствами и ее простой неподвижной фиксации, обеспечивается восприятие указанных нагрузок и усилий, достигается центрирование колесной пары в тележке, снижается амплитуда колебаний в тележке, повышается устойчивость движения тележки грузового вагона и улучшаются динамические качества грузового вагона в целом. Такое конструкционное выполнение заявляемой опорной пластины для надбуксовой накладки на боковую раму тележки грузового вагона и выполнение ее монтажа обеспечивает повышение износостойкости и надежности опорной пластины, а также его надежную неподвижную установку на опорных поверхностях буксовых проемов боковой рамы, испытывающих значительные ударные нагрузки.