патент
№ RU 125541
МПК B62D55/14

ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН

Авторы:
Владыкин Николай Витальевич
Номер заявки
2012133077/11
Дата подачи заявки
01.08.2012
Опубликовано
10.03.2013
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

Опорный каток для гусеничных машин, содержащий ролик, установленный посредством радиальных подшипников скольжения на неподвижной оси и зафиксированный от осевого перемещения по ней съемными фланцами, закрепленными по бокам ролика и сопряженными с опорными торцами оси подшипниками скольжения, отличающийся тем, что радиальные подшипники скольжения выполнены в виде втулок, изготовленных свертными из листового, например, ленточного материала, имеющих стальную основу и антифрикционный слой по внутреннему диаметру, снабженных двумя замковыми элементами в виде выступа и впадины, расположенных на противоположных концах исходной заготовки втулки и совмещенных в процессе гибки, выступ замкового элемента в исходной заготовке втулки геометрически описан последовательностью сопряженных с линией стыка дуги радиуса R, прямой, наклоненной к линии стыка под углом α от вертикальной оси симметрии выступа в тело заготовки, дуги радиуса R, углубленной от линии стыка на расстояние от 1,8 до 1,815 мм и проведенной до пересечения с окружностью радиуса Rс центром в точке, удаленной наружу от линии стыка на расстояние от 2,84 до 2,85 мм, далее - симметрично относительно вертикальной оси симметрии выступа, перпендикулярной к линии стыка, при этом ширина тела выступа в самом узком месте составляет от 6,98 до 7 мм, а впадина геометрически описана последовательностью сопряженных с линией стыка дуги радиуса R, прямой, наклоненной к линии стыка под углом β от вертикальной оси симметрии впадины, дуги радиуса R, выступающей наружу от линии стыка на расстояние от 3,1 до 3,115 мм, прямой, проведенной перпендикулярно к линии стыка до пересечения с дугой р

Формула изобретения

Опорный каток для гусеничных машин, содержащий ролик, установленный посредством радиальных подшипников скольжения на неподвижной оси и зафиксированный от осевого перемещения по ней съемными фланцами, закрепленными по бокам ролика и сопряженными с опорными торцами оси подшипниками скольжения, отличающийся тем, что радиальные подшипники скольжения выполнены в виде втулок, изготовленных свертными из листового, например, ленточного материала, имеющих стальную основу и антифрикционный слой по внутреннему диаметру, снабженных двумя замковыми элементами в виде выступа и впадины, расположенных на противоположных концах исходной заготовки втулки и совмещенных в процессе гибки, выступ замкового элемента в исходной заготовке втулки геометрически описан последовательностью сопряженных с линией стыка дуги радиуса R1, прямой, наклоненной к линии стыка под углом α от вертикальной оси симметрии выступа в тело заготовки, дуги радиуса R2, углубленной от линии стыка на расстояние от 1,8 до 1,815 мм и проведенной до пересечения с окружностью радиуса R3 с центром в точке, удаленной наружу от линии стыка на расстояние от 2,84 до 2,85 мм, далее - симметрично относительно вертикальной оси симметрии выступа, перпендикулярной к линии стыка, при этом ширина тела выступа в самом узком месте составляет от 6,98 до 7 мм, а впадина геометрически описана последовательностью сопряженных с линией стыка дуги радиуса R4, прямой, наклоненной к линии стыка под углом β от вертикальной оси симметрии впадины, дуги радиуса R5, выступающей наружу от линии стыка на расстояние от 3,1 до 3,115 мм, прямой, проведенной перпендикулярно к линии стыка до пересечения с дугой радиусом R6 с центром в точке, находящейся на линии, углубленной в тело заготовки на расстояние от 2,09 до 2,1 мм и удаленной от вертикальной оси симметрии впадины на расстояние 3 мм - далее до пересечения с окружностью радиусом R7 с центром в точке, находящейся на той же линии, что и центр дуги радиусом R6 - далее симметрично относительно вертикальной оси симметрии впадины, перпендикулярной к линии стыка, при этом минимальная ширина впадины составляет от 9,4 до 9,43 мм, вертикальные оси симметрии выступа и впадины лежат на одной прямой, антифрикционный слой упрочнен методом пластического деформирования перед установкой в ролик, а установка втулок выполняется с предварительным охлаждением, например, в жидком азоте.

Описание

[1]

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам и касается их опорных катков с подшипниками скольжения.

[2]

Известен опорный каток для гусеничных машин (патент RU №2141424, кл. B62D 55/14 1998 г.), который содержит ролик, установленный посредством радиальных бронзовых подшипников скольжения на неподвижной оси и зафиксированный от осевого перемещения по ней съемными фланцами. Последние закреплены по бокам ролика и сопряжены с опорными торцами оси подшипниками скольжения, представляющими собой бронзовую шайбу, закрепленную посредством штифтов к внутреннему торцу фланцев.

[3]

Недостатком известного опорного катка являются излишняя материалоемкость толстостенных радиальных бронзовых подшипников скольжения, их недостаточная надежность, обусловленная поворотом или осевым смещением по посадочной поверхности ролика при ослаблении натяга вследствие использования материалов с разным коэффициентом линейного расширения (сталь-бронза).

[4]

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является снижение материалоемкости, повышение надежности и срока службы катка.

[5]

Техническим результатом полезной модели является повышение надежности и срока службы катка при одновременном снижении материалоемкости радиальных подшипников скольжения.

[6]

Для достижения указанного технического результата при данной решаемой задаче в опорном катке для гусеничных машин, содержащем ролик, установленный посредством радиальных подшипников скольжения на неподвижной оси и зафиксированный от осевого перемещения по ней съемными фланцами, закрепленными по бокам ролика и сопряженными с опорными торцами оси подшипниками скольжения, радиальные подшипники скольжения выполнены в виде втулок, изготовленных свертными из листового, например, ленточного материала, имеющих стальную основу и антифрикционный слой по внутреннему диаметру, снабженных двумя замковыми элементами в виде выступа и впадины, расположенных на противоположных концах исходной заготовки втулки и совмещенных в процессе гибки, выступ замкового элемента в исходной заготовке втулки геометрически описан последовательностью сопряженных с линией стыка дуги радиуса R1 от 0,97 до 1,03 мм, прямой, наклоненной к линии стыка под углом α равным 50° от вертикальной оси симметрии выступа в тело заготовки, дуги радиуса R2 от 1,97 до 2,03 мм, углубленной от линии стыка на расстояние от 1,8 до 1,815 мм и проведенной до пересечения с окружностью радиуса R3 от 4,535 до 4,565 мм с центром в точке, удаленной наружу от линии стыка на расстояние от 2,84 до 2,85 мм, далее - симметрично относительно вертикальной оси симметрии выступа, перпендикулярной к линии стыка, при этом ширина тела выступа в самом узком месте составляет от 6,98 до 7 мм, а впадина геометрически описана последовательностью сопряженных с линией стыка дуги радиуса R4 от 1,27 до 1,33 мм, прямой, наклоненной к линии стыка, под углом β равным 25° от вертикальной оси симметрии впадины, дуги радиуса R5 от 1,77 до 1,83 мм, выступающей наружу от линии стыка на расстояние от 3,1 до 3,115 мм, прямой, проведенной перпендикулярно к линии стыка до пересечения с дугой радиусом R6 от 7,97 до 8,03 мм с центром в точке, находящейся на линии, углубленной в тело заготовки на расстояние от 2,09 до 2,1 мм и удаленной от вертикальной оси симметрии впадины на расстояние 3 мм - далее до пересечения с окружностью радиусом R7 от 5 до 5,015 мм с центром в точке, находящейся на той же линии, что и центр дуги радиусом R6 от 7,97 до 8,03 мм - далее симметрично относительно вертикальной оси симметрии впадины, перпендикулярной к линии стыка, при этом минимальная ширина впадины составляет от 9,4 до 9,43 мм, вертикальные оси симметрии выступа и впадины лежат на одной прямой, антифрикционный слой упрочнен методом пластического деформирования перед установкой в ролик, а установка втулок выполняется с предварительным охлаждением, например, в жидком азоте.

[7]

Сущность полезной модели поясняется чертежами. На фиг.1 изображен опорный каток в разрезе; на фиг.2 - втулка радиального подшипника скольжения; на фиг.3 - выступ и впадина замкового элемента в развертке.

[8]

Опорный каток для гусеничных машин содержит ролик 1, установленный посредством радиальных подшипников 2 скольжения на неподвижной оси 3 и зафиксированный на ней фланцами 4, закрепленными по бокам ролика 1 болтами 5 и сопряженными с опорными торцами оси подшипниками скольжения 6. Радиальные подшипники скольжения выполнены в виде втулок, изготовленных свертными из листового, например, ленточного материала, имеющих стальную основу 7 и антифрикционный слой 8 по внутреннему диаметру.

[9]

На концах оси 3 установлены неподвижно крышки 9. В пространстве между крышкой 9 и фланцем 4 размещены уплотнения 10. Каток содержит полость А для жидкого смазочного материала, заправляемую по центральному каналу 11 оси 3, закрываемому пробкой 12. Смазочный материал из полости А подается по лыскам 13, выполненным на оси 3, к подшипникам скольжения 2, 6 и к уплотнениям 10. Уплотнения 10 обеспечивают герметичность внутренней полости катка и препятствуют вытеканию смазки наружу и попадания вовнутрь абразива.

[10]

Втулка радиального подшипника 2 скольжения изготовлена из исходного листового, например, ленточного материала и снабжена двумя замковыми элементами, выполненными в виде выступа 14 и впадины 15, расположенных на противоположных концах исходной заготовки. Выступ 14 геометрически описан последовательностью сопряженных с линией стыка 16 дуги радиуса R1 от 0,97 до 1,03 мм, прямой, наклоненной к линии стыка под углом а равным 50° от вертикальной оси симметрии выступа в тело заготовки, дуги радиуса R2 от 1,97 до 2,03 мм, углубленной от линии стыка на расстояние от 1,8 до 1,815 мм и проведенной до пересечения с окружностью радиуса R3 от 4,535 до 4,565 мм с центром в точке, удаленной наружу от линии стыка на расстояние от 2,84 до 2,85 мм, далее - симметрично относительно вертикальной оси симметрии выступа, перпендикулярной к линии стыка, при этом ширина тела выступа в самом узком месте составляет от 6,98 до 7 мм, а впадина 15 геометрически описана последовательностью сопряженных с линией стыка 16 дуги радиуса R4 от 1,27 до 1,33 мм, прямой, наклоненной к линии стыка под углом β равным 25° от вертикальной оси симметрии впадины, дуги радиуса R5 от 1,77 до 1,83 мм, выступающей наружу от линии стыка на расстояние от 3,1 до 3,115 мм, прямой, проведенной перпендикулярно к линии стыка до пересечения с дугой радиусом R6 от 7,97 до 8,03 мм с центром в точке, находящейся на линии, углубленной в тело заготовки на расстояние от 2,09 до 2,1 мм и удаленной от вертикальной оси симметрии впадины на расстояние 3 мм - далее до пересечения с окружностью радиусом R7 от 5 до 5,015 мм с центром в точке, находящейся на той же линии, что и центр дуги радиусом R6 от 7,97 до 8,03 мм - далее симметрично относительно вертикальной оси симметрии впадины, перпендикулярной к линии стыка, при этом минимальная ширина впадины составляет от 9,4 до 9,43 мм, вертикальные оси симметрии выступа и впадины лежат на одной прямой.

[11]

В процессе свертывания втулки радиального подшипника скольжения происходит совмещение выступа и впадины, размеры которых в исходном состоянии обеспечивают свободное перемещение выступа во впадине. При дальнейшем совмещении стыка происходит деформация шипа в выемке, вследствие их скольжения по контактирующим поверхностям, выполненным под разными углами к вертикальным осям симметрии выступа и впадины. Наличие дуги радиусом R6 от 7,97 до 8,03 мм в выемке облегчает деформацию шипов и обеспечивает плавный охват выступа шипами. После свертывания втулки производится калибровка наружного диаметра по стальной основе, а антифрикционный слой упрочняется методом пластического деформирования перед установкой в ролик. Установка втулок выполняется с предварительным охлаждением, например, в жидком азоте.

[12]

Таким образом, в данном опорном катке для гусеничных машин радиальные подшипники скольжения выполнены в виде втулок, изготовленных свертными из листового, например, ленточного материала, имеющих стальную основу и антифрикционный слой по внутреннему диаметру, антифрикционный слой упрочнен методом холодного пластического деформирования перед установкой в ролик, установка втулок выполняется с предварительным охлаждением, например, в жидком азоте, что позволяет получить технический результат, выражающийся в повышении надежности и срока службы катка за счет исключения поворота и осевого смещения втулок по посадочной поверхности ролика, вследствие использования материалов с одинаковым коэффициентом линейного расширения (сталь-сталь) при одновременном снижении их материалоемкости.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты