Лабораторный цифровой комплекс для исследования оптических свойств минералов в отраженном свете, включающий рудный микроскоп, снабженный оптическим делителем, и цифровую фотокамеру высокого разрешения, сопряженную с персональным компьютером, отличающийся тем, что на оптический делитель дополнительно установлена цветная CCD-видеокамера, соединенная с мультимедийным проектором.
Лабораторный цифровой комплекс для исследования оптических свойств минералов в отраженном свете, включающий рудный микроскоп, снабженный оптическим делителем, и цифровую фотокамеру высокого разрешения, сопряженную с персональным компьютером, отличающийся тем, что на оптический делитель дополнительно установлена цветная CCD-видеокамера, соединенная с мультимедийным проектором.
Предлагаемая полезная модель лабораторного цифрового комплекса для исследований оптических свойств минералов в отраженном свете относится к геологии и может найти применение в диагностике и детальном изучении оптических свойств минералов в отраженном свете, а так же рационализировать процесс обучения минераграфии и смежным дисциплинам. Задачей предлагаемой полезной модели является создание многофункционального лабораторного комплекса для исследования оптических свойств минералов в отраженном свете с одновременной реализацией возможности обучения. Демонстрация изображения на экран более эргономична, нежели непосредственное наблюдение поля в окуляры микроскопа. Кроме того, трансляция изображения на экран для аудитории учащихся, позволяет существенно сократить время обучения при увеличении качества восприятия информации. Ближайшим аналогом предлагаемого устройства для исследования свойств минералов в отраженном свете является устройство того же назначения - моторизованный лабораторный металлографический микроскоп фирмы Karl Zeiss (http://www.zeiss.de/axioimager), модель Axio Imager MIm/Zlm. Микроскоп позволяет исследовать полированные штуфы минералов в отраженном свете. Модель в штатной комплектации снабжается на выбор несколькими вариантами цифровых камер высокого разрешения, при помощи которых, опционально возможен захват изображения в персональный компьютер. В случае, если на персональном компьютере установлено программное обеспечение для анализа цифровых изображений, возможна количественная оценка оптических свойств рудных минералов. К недостаткам устройств этого типа можно отнести отсутствие возможности демонстрации изображения с микроскопа на экран для использования его в целях обучения. Технический результат предлагаемой полезной модели состоит в возможности, как исследовать оптические свойства минералов, так и одновременно демонстрировать изображение поля зрения с микроскопа в макромасштабе, при использовании одного и того же комплекса. Технический результат достигается за счет наличия на оптическом делителе микроскопа дополнительной цветной CCD-камеры, соединенной с мультимедийным проектором. На фиг.1 представлена конструкция комплекса, где 1 - рудный микроскоп; 2 - оптический делитель; 3 - цифровая камера высокого разрешения; 4 - персональный компьютер; 5 - цветная CCD-видеокамера; 6 - мультимедийный проектор; 7 - анализируемый образец. Устройство работает следующим образом (фиг.1). Анализируемый образец (7) устанавливается на предметный столик микроскопа (1). Изображение интересующего участка анализируемого образца проходит через оптический делитель (2), что позволяет одновременно: - наблюдать его в окуляры микроскопа, - получать с цифровой камеры высокого разрешения (3) изображение в персональный компьютер (4) для анализа оптических свойств минералов, присутствующих в поле зрения, - получать с цветной CCD-видеокамеры (5) и транслировать через мультимедийный проектор (6) изображение для аудитории учащихся. Пример. Группа студентов. Занятие по изучению относительной отражательной способности минералов: пирита и галенита. Полированный штуф, в котором присутствуют оба минерала, устанавливают на предметный столик микроскопа. Производят фоторегистрацию поля микроскопа цифровой камерой высокого разрешения. Полученное изображение захватывают в компьютер и, с помощью программного обеспечения (например SIAMS), оценивают объективное различие в отражательной способности. Одновременно с этим, изображение выводят с цветной CCD-видеокамеры на проектор, для того что бы студенты смогли запомнить морфологические характеристики изучаемых фаз и убедиться что они отличаются по яркости визуально. В данном примере, в результате применения комплекса, стало возможным отказаться от индивидуального обхода преподавателем каждого студента в отдельности, с целью разьяснения наблюдаемого поля зрения в индивидуальных микроскопах студентов. Время обучения приему относительного определения отражательной способности минералов сократилось с 35-и минут до 11-ти минут.