для стартапов
и инвесторов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам гашения узкополосных (по частоте) вибраций различных конструкций. Сущность изобретения
заключается в том, что динамический гаситель колебаний содержит цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины
между торцами поршня и корпусом, сообщающиеся между собой через дроссельный канал. Поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами. Обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин
размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне. Дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической наружной поверхности поршня. Техническим результатом является
упрощение конструкции и отказ от внешних источников энергии. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Динамический гаситель
колебаний, содержащий цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины между торцами поршня и корпусом,
сообщающиеся между собой через дроссельный канал, отличающийся тем, что поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами, при этом обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин
размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне, а дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической наружной поверхности поршня. 2. Динамический гаситель колебаний по п.1, отличающийся тем, что дроссельный канал выполнен в виде многозаходной винтовой спиральной канавки.
Изобретение относится к устройствам гашения узкополосных (по частоте) вибраций различных
конструкций, например вибраций, вызванных дисбалансом быстровращающихся роторов. Известен виброамортизатор (US 3917246 А, кл. F 16 F 9/02. Tunable vibration absorber), включающий
инерционный груз, состоящий из противоположно направленных поршней, каждый из которых расположен в отдельной герметизируемой цилиндрической камере-гидропружине, жестко прикрепленной к вибрирующему
телу. Инерционный груз движется по оси взад и вперед в ответ на вибрации тела, поочередно воздействуя на сжимаемую жидкость в каждой из камер-гидропружин между торцами поршня и
корпусом. Камеры-гидропружины соединены дроссельным каналом. Автоматический регулятор поддерживает возвратно-поступательное движение около точки, в которой возвращающие силы, действующие на
поверхность каждого из поршней, приблизительно равны. Величина давления в камерах и их объем определяют собственную частоту возвратно-поступательного движения.
Недостатками такого решения являются сложность конструкции и необходимость во внешних источниках энергии. Задачей изобретения является упрощение конструкции и отказ от внешних
источников энергии. Эта задача решается тем, что у динамического гасителя колебаний, содержащего цилиндрический герметичный корпус, внутри которого размещены поршень с возможностью
перемещения по оси и торцевые камеры-пневмопружины между торцами поршня и корпусом, сообщающиеся между собой через дроссельный канал, поршень поджат с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами,
обращенные к поршню концы винтовых цилиндрических пружин размещены в кольцевых цилиндрических выточках в поршне, а дроссельный канал выполнен в виде винтовой спиральной канавки на цилиндрической
наружной поверхности поршня. Кроме того, дроссельный канал может быть выполнен в виде многозаходной винтовой спиральной канавки. На фиг.1 представлен общий вид динамического гасителя
колебаний, Динамический гаситель колебаний состоит из цилиндрического герметичного
корпуса 1, заполненного воздухом (элементы крепления корпуса гасителя 1 к демпфируемой конструкции не показаны), и поршня 2, размещенного внутри корпуса с возможностью перемещения по оси x-x и
поджатого с торцов винтовыми цилиндрическими пружинами 3. Торцы поршня 2 и внутренняя поверхность корпуса 1 образуют камеры-пневмопружины 4. Обращенные к поршню концы винтовых пружин 3 размещены в
кольцевых цилиндрических выточках 5 в поршне 2. Камеры-пневмопружины 4 сообщаются между собой через дроссельный канал 6, выполненный в виде винтовой спиральной канавки на
цилиндрической поверхности поршня 2, а также через радиальный зазор 7 между наружной поверхностью поршня и внутренней поверхностью корпуса. На фиг. 4 изображен вид на торцевую
поверхность поршня, например, при трехзаходном исполнении дроссельного канала. Работает динамический гаситель колебаний, корпус 1 которого жестко соединен с элементом демпфируемой
конструкции, колебания которой требуется уменьшить, следующим образом. При возникновении вибраций демпфируемой конструкции (в узкой полосе частот) корпус 1 приходит в движение вместе с
этой конструкцией, а поршень 2, настроенный по собственной частоте на нужную полосу частот, движется с фазовым запаздыванием относительно колебаний корпуса и через винтовые пружины 3 и пневмопружины 4
передает демпфирующую силу на корпус 1 и уменьшает, таким образом, уровень колебаний демпфируемой конструкции. При перемещении поршня 2 относительно корпуса 1 воздух перетекает из
одной торцевой камеры-пневмопружины 4 в другую по дроссельному каналу и через зазор между поршнем и корпусом. Движение воздуха происходит в двух направлениях: тангенциальном - вдоль дроссельного
канала и осевом - перпендикулярно дроссельному каналу приблизительно по оси гасителя. Основной расход воздуха обеспечивает движение воздуха по длинному винтовому спиральному каналу 6. Составляющая
скорости воздуха Voc в осевом направлении мала ввиду того, что в этом случае винтовой дроссельный канал выступает в роли лабиринтного уплотнения, а радиальный зазор между корпусом и поршнем
выбран минимальным (свободная или скользящая посадка). Расход воздуха в этом направлении (в зависимости от неконтролируемого радиального смещения поршня относительно корпуса этот расход может
изменяться в 1,5-2 раза) составляет малую долю от общего расхода и не оказывает существенного влияния на общие характеристики гасителя. Угол подъема винтовой канавки выбирается, исходя из обеспечения
большой длины дроссельного канала, малого отношения размера сечения дроссельного канала к длине канала, малого числа Рейнольдса и, следовательно, ламинарного течения воздуха в дроссельном канале и
линейной зависимости сил трения от скорости течения воздуха в канале. Размещение обращенных к поршню концов винтовых цилиндрических пружин в кольцевых цилиндрических выточках в поршне
позволяет "развязать" в процессе проектирования гасителя выбор параметров винтовых цилиндрических пружин и размеров камер-пневмопружин. Выполнение дроссельного канала в виде
многозаходной винтовой канавки на цилиндрической поверхности поршня позволяет улучшить структуру течения воздуха на входе в дроссельный канал. Дополнительно, плавность входа струй воздуха в
дроссельный канал может быть обеспечена скруглением острых кромок винтовой канавки при выходе канала на торцевую поверхность поршня. Требуемые значения основных параметров гасителя
колебаний - величина подвижной массы Мтреб, собственная частота ωтреб и декремент колебаний ηтреб подвижной массы - определяются из параметрического
расчета колебаний демпфируемого элемента конструкции с установленным гасителем колебаний (см., например, Ден-Гартог Дж.П. Механические колебания. Физматгиз, 1960 г.). На фиг. 5
представлена типичная зависимость безразмерной собственной частоты (ωпруж соответствует
собственной частоте поршня только на упругости винтовых пружин) и логарифмического декремента η колебаний поршня от размера сечения дросселя (отнесенного к диаметру поршня), рассчитанная для
случая, когда жесткость камер-пневмопружин выбрана равной жесткости винтовых цилиндрических пружин. При увеличении сечения дросселя собственная частота колебаний поршня монотонно
падает. Декремент колебаний поршня сначала растет, достигает максимума, а затем падает. Выбор сечения дросселя, соответствующего точке С на фиг. 5, позволяет существенную долю потребной жесткости
соединения поршня с корпусом получить за счет жесткости пневмопружин и таким образом облегчить работу винтовых цилиндрических пружин и обеспечить большой ресурс гасителя при обеспечении заданных
собственной частоты и декремента колебаний. Предложенная конструкция гасителя колебаний обеспечивает простоту конструкции, не требует дополнительных источников энергии, обеспечивает
большую весовую эффективность и постоянство динамических характеристик в процессе эксплуатации.
на фиг.2 представлена геометрия дроссельного канала,
на фиг.3 - сечение А-А фигуры 2,
на фиг.4 - сечение В-В фигуры 1 и
на фиг.5 представлены зависимости
собственной частоты и логарифмического декремента колебаний поршня от размера сечения дроссельного канала.