патент
№ RU 2704581
МПК F41G7/26

СПОСОБ ПРИЦЕЛИВАНИЯ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ НАКЛОННОГО СТАРТА

Авторы:
Разина Надежда Алексеевна
Номер заявки
2018142041
Дата подачи заявки
29.11.2018
Опубликовано
29.10.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Изобретение относится к военной технике и может найти применение для прицеливания наклонных пусковых установок крылатых ракет, размещаемых на надводных и подводных носителях. Способ основан на использовании результатов ранее проведенных измерений на заводе-изготовителе инерциального блока крылатой ракеты (ИБ КР) относительно внешних элементов КР по крену (параметр α) и курсу (параметр α), а также в процессе штатных регламентных проверок между ИБ КР и навигационным комплексом носителя (НКН) по крену (параметр α). Суть предлагаемого способа заключается в возможности определения крена стыковочного узла пусковой установки с учетом ранее измеренных параметров α, α, αдля последующего вычисления курсовой поправки к положению инерциального блока ракеты относительно навигационного комплекса морского носителя. Технический результат – повышение точности определения начального азимутального угла ракеты, исключение проведения операций поэтапного контроля, применения специальных средств измерения и при необходимости исключение ошибки, обусловленной деформациями корабля на взаимное положение ИБ КР и НКН, путем проведения повторной электрической проверки. 3 ил.

Формула изобретения

Способ прицеливания крылатых ракет наклонного старта, базирующихся на морских носителях, включающий измерения углового положения по крену и курсу инерциального блока ракеты относительно внешних элементов ракеты, стыкуемых с пусковой установкой, и углового положения посадочного места ракеты на пусковой установке по курсу, крену и тангажу относительно навигационного комплекса носителя, отличающийся тем, что с учетом имеющихся ранее проведенных на заводе-изготовителе результатов измерений инерциального блока относительно внешних элементов ракеты по крену и курсу и измерений по крену между инерциальным блоком ракеты и навигационным комплексом морского носителя в процессе штатных регламентных проверок определяется крен пусковой установки относительно навигационного комплекса носителя с последующим использованием результатов расчета для вычисления поправки к курсовому положению инерциального блока ракеты, при этом

вычисление крена пусковой установки γПУ проводится по формуле:

αХКОППУ+(αХР⋅cosθ-αYP⋅sinθ), а

вычисление дополнительного курсового рассогласования Δψ между инерциальным блоком ракеты и навигационным комплексом морского носителя вычисляется по формуле:

Δψ=-γПУ⋅tgθ,

где γПУ - положение стыковочного узла ПУ по крену относительно НКН;

αХКОП - угловое положение по крену оси 0ZИБ ИБ КР относительно НКН;

αХР- отклонение оси 0ZИБ ИБ КР относительно стыковочного узла на КР, фиксирующего ее положение в ПУ по крену;

αYP - отклонение оси 0ZИБ ИБ КР относительно стыковочного узла на КР, фиксирующего ее положение в ПУ по курсу;

ϑ - тангажный угол ПУ;

Δψ - дополнительное курсовое рассогласование между инерциальным блоком ракеты и навигационным комплексом морского носителя.

Описание

[1]

Изобретение относится к военной технике и может найти применение для прицеливания наклонных пусковых установок крылатых ракет, размещаемых на надводных и подводных носителях.

[2]

Необходимым условием выведения крылатой ракеты (далее - КР) в заданный район (расчетную точку) для последующего самонаведения КР на цель является прицеливание КР, т.е. определение начального азимутального положения осей инерциального блока (далее - ИБ) изделия относительно направления истинного меридиана, до начала проведения режима предстартовой подготовки КР.

[3]

Погрешность прицеливания КР складывается из целого ряда погрешностей, с которыми изготовлены КР, пусковая установка (далее - ПУ) и др. Например, при установке КР на морском носителе погрешность прицеливания зависит от погрешности положения ИБ относительно внешних узлов КР, стыкуемых с ПУ, погрешности установки ПУ на носителе и погрешности установки навигационного комплекса носителя (далее - НКН).

[4]

В настоящее время известны способы измерения угловых рассогласований и ближайшим аналогом является способ прицеливания крылатых ракет, базирующихся на самоходной пусковой установке (патент на изобретение №2549215, заявка №2014103975 от 06.02.2014)

[5]

При прицеливании КР наклонного старта проводятся измерения угловых рассогласований между элементами комплекса по всем трем осям (курс, крен, тангаж). По результатам этих измерений рассчитывается курсовой угол между осями ИБ КР и НКН.

[6]

Угловые отклонения осей ИБ КР относительно внешних стыковочных узлов на КР, фиксирующих ее положение в ПУ, измеряются на заводе-изготовителе КР, вводятся в бортовой вычислительный комплекс и являются индивидуальными для каждой КР.

[7]

Параметры, характеризующие угловое положение посадочного места под КР на ПУ относительно НКН измеряются после установки ПУ на морском носителе и являются постоянными на длительный период эксплуатации.

[8]

Очевидно, что вследствие соотношения длины КР к ее диаметру, достигающему 10:1, измерения углового положения посадочного места КР на ПУ по курсу и тангажу относительно НКН проводятся с более высокой точностью, чем измерение углового положения фиксационного узла ПУ по крену.

[9]

Например, при линейной погрешности равной ±1 мм, включающей в себя фиксирование контрольных элементов (шкал, рисок, штифты и др.), погрешности имитаторов и методов измерений, угловая погрешность измерения курса и тангажа составляет 30 угл. секунд (для длины КР≅6000 мм), а погрешность измерения крена составит 5 угл. мин (для диаметра КР≅600 мм).

[10]

Рассмотрим влияние кренового разворота фиксационного узла ПУ, стыкуемого с КР, на курсовое положение ИБ КР относительно НКН. Вывод формулы, описывающий влияние крена ПУ (γПУ) при фиксированном тангажном угле ПУ (ϑ) на курсовое положение ИБ КР (Δψ) приведен ниже.

[11]

При отсутствии углового разворота ПУ относительно НКН по крену единичный вектор , связанный с базовой осью 0ХИБ в системе координат 0XНКНYНКНZНКН (фиг. 1) имеет вид:

[12]

[13]

Наличие углового разворота ПУ, а вместе с ней и ИБ в КР, по крену относительно НКН на угол γПУ эквивалентно развороту единичного вектора на угол γПУ вокруг оси 0ХНКН. В матричном виде данный разворот можно выразить следующим образом:

[14]

[15]

Тогда дополнительное курсовое рассогласование (угол Δψ) между ИБ КР и НКН будет равен:

[16]

[17]

Или, ввиду малости углов

[18]

Таким образом, при достаточно больших углах тангажа ϑ (на практике эти углы лежат в диапазоне 15°÷45°) между продольной осью КР и НКН разворот по крену вносит существенное влияние на курсовое положение ИБ КР относительно НКН.

[19]

Существующие способы измерений крена ПУ имеют ряд недостатков:

[20]

- повышенная погрешность измерения крена ПУ вследствие большого количества промежуточных измерений (стыковочный узел - контрольные площадки носителя - посадочное место под НКН - базовые оси НКН),

[21]

- требуют применение специальных средств для каждого этапа измерений (имитаторы стыковочного узла ПУ, контрольные площадки, оптические элементы, измерительные средства и др.),

[22]

- не учитывают влияние деформации элементов конструкции в точностной цепочке ПУ - НКН.

[23]

Технической задачей изобретения является устранение этих недостатков.

[24]

Суть предлагаемого способа заключается в возможности определения крена стыковочного узла ПУ с учетом имеющихся ранее проведенных на заводе-изготовителе результатов измерений ИБ КР относительно внешних элементов КР по крену (параметр αХР) и курсу (параметр αYP) (при горизонтальном положении КР) и измерений между ИБ КР и НКН по крену (параметр αХКОП) (при положении ПУ по тангажу не равном 0°) с последующим вычислением курсовой поправки к положению ИБ КР относительно НКН.

[25]

После установки КР в ПУ носителя проводятся штатные электрические проверки систем ракеты (регламентные проверки). В процессе проведения электрических проверок измеряются углы отклонения чувствительных элементов (акселерометров) ИБ КР и НКН от плоскости горизонта и рассчитывается угловое рассогласование по крену между ИБ КР и НКН. Фактическое значение этого рассогласования по крену (параметр αХКОП) документируется, а также вводится в бортовой вычислительный комплекс КР.

[26]

Выведем формулу, описывающую положение оси 0ZИБ относительно стыковочного узла ПУ, фиксирующего КР по крену после установки КР в ПУ с тангажным углом ϑ.

[27]

Стыковочный узел, фиксирующий КР по крену (линия ), описывается как перпендикуляр, проходящий через центр фиксирующего узла (паз, шпонка и т.д.) и продольную ось 0ХКР, являющейся базовой осью ракеты по курсу и тангажу (фиг. 2).

[28]

Продольная ось 0ХКР и линия образуют плоскость, а перпендикуляр к этой плоскости описывает пространственное положение стыковочного узла ракеты по крену.

[29]

Положение оси 0ZИБ в проекции на оси 0ХКР, 0YКР, 0ZКР можно записать в виде:

[30]

[31]

Учитывая, что отклонения αХР, α (фиг. 2) лежат в пределах ±1°, положение оси 0ZИБ относительно базовых осей КР можно записать в виде:

[32]

[33]

Проекция курсового положения ПУ относительно НКН измеряется и может быть совмещенной с базовыми осями НКН, а креновое положение ИБ КР является искомым, поэтому найдем положение оси OZИБ по крену относительно узла фиксации КР в ПУ при установке КР в ПУ с тангажным углом θ относительно базовой горизонтальной плоскости НКН.

[34]

При выводе расчетных формул принимаем, что креновой разворот ПУ относительно НКН отсутствует. Матрица, соответствующая повороту базовых осей КР относительно базовых осей НКН вокруг оси 0ZНКН на угол тангажа θ имеет вид:

[35]

[36]

Найдем положение оси 0ZИБ (фиг. 3) относительно базовых осей НКН после поворота ПУ на тангажный угол θ вокруг оси 0ZHКН:

[37]

[38]

Исходя из соотношений соответствующих проекций 0ZИБ на оси НКН, вычисляем положение ИБ по крену относительно горизонтальной плоскости ZНКН0XНКН и соответственно относительно стыковочного узла ПУ по формуле:

[39]

[40]

или с учетом малости углов αХР и α

[41]

[42]

При наличии разворота стыковочного узла ПУ по крену (γПУ) вокруг продольной базовой оси 0ХНКН суммарный угол отклонения оси 0ZИБ ИБ КР относительно НКН, который и измеряется при электрических проверках, описывается формулой:

[43]

αХКОППУ+(αХР⋅cosθ-αYP⋅sinθ), отсюда можно рассчитать крен стыковочного узла ПУ по формуле:

[44]

[45]

где γПУ - положение стыковочного узла ПУ по крену относительно НКН;

[46]

αХКОП - угловое положение по крену оси 0ZИБ ИБ КР относительно НКН;.

[47]

αХР - отклонение оси 0Z ИБ КР относительно стыковочного узла на КР, фиксирующего ее положение в ПУ по крену;

[48]

αYP - отклонение оси 0ZИБ ИБ КР относительно стыковочного узла на КР, фиксирующего ее положение в ПУ по курсу;

[49]

ϑ - тангажный угол ПУ.

[50]

Таким образом, не проводя оптическими средствами измерения ПУ по крену, а используя имеющиеся параметры угловых рассогласований, измеренные на заводе-изготовителе КР и на морском носителе после установки КР в ПУ, можно рассчитать фактическое угловое положение ПУ по крену относительно НКН.

[51]

Расчет γПУ по формуле (4) и курсовой поправки Δψ по формуле (1) можно провести как в ручном, так и в автоматическом режиме.

[52]

Результаты расчета вводятся в корабельную автоматическую систему управления (КАСУ) и в режиме предстартовой подготовки используются при вычислении истинного азимута ИБ КР.

[53]

Таким образом, можно констатировать, что изобретение позволяет повысить точность прицеливания КР, исключить проведение операций поэтапного контроля, применение специальных средств измерения и при необходимости исключить ошибку, обусловленную деформациями корабля на взаимное положение ИБ КР и НКН, путем проведения повторной электрической проверки.

[54]

Представляется, что данный способ найдет применение как во вновь разрабатываемых ракетных комплексах, так и при модернизации существующих комплексов ракетного оружия.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты