Изобретение относится к авиации и может быть
использовано для создания пассажирских грузовых и комбинированных
самолетов, фюзеляж самолета имеет некруглую форму, образованную четырьмя отрезками окружностей в верхней, нижней и боковых частях,
стыкуемых в зоне основного отсека. Хвостовая часть фюзеляжа при виде
сверху выполнена прямоугольно законцованной с сечением, образующим подобие прямоугольника. Хвостовое вертикальное оперение
выполнено из двух килей, размещенных по плоским бокам хвостовой части
фюзеляжа, между которыми размещен люк-трап. Самолет может быть дополнительно снабжен передним высокорасположенным крылом. Под
основным и дополнительным крыльями установлены двигатели. Данная
конструкция позволяет увеличить грузоподъемность самолета, обеспечить сравнительно простую его конвертацию. 2 с.п.ф-лы, 12 ил.
1. Самолет, содержащий фюзеляж с основным и
грузовым отсеками, сопряженное с ним крыло, хвостовое горизонтальное и вертикальное оперение, двигатели, установленные под
крылом, отличающийся тем, что поперечное сечение фюзеляжа имеет некруглую
форму, образованную четырьмя отрезками окружностей в верхней, нижней и боковых частях, стыкуемых в зоне основного отсека,
хвостовая часть фюзеляжа выполнена прямоугольно законцованной в плане с
сечением, образующим подобие треугольника, хвостовое вертикальное оперение выполнено в виде двух килей, разнесенных по плоским
бокам хвостовой части фюзеляжа, между которыми размещен
люк-трап. 2. Самолет, содержащий фюзеляж с основным и грузовым отсеками, сопряженное с ним крыло, хвостовое
горизонтальное и вертикальное оперение, двигатели, установленные
под крылом, отличающийся тем, что самолет дополнительно снабжен сопряженным с фюзеляжем передним высокорасположенным крылом с
установленными под ним двигателями, поперечное сечение фюзеляжа имеет
некруглую форму, образованную четырьмя отрезками окружностей в верхней, нижней и боковых частях, стыкуемых в зоне основного
отсека, хвостовая часть фюзеляжа выполнена прямоугольно законцованной в
плане с сечением, образующим подобие треугольника, хвостовое вертикальное оперение выполнено в виде двух килей, разнесенных по
плоским бокам хвостовой части фюзеляжа, между которыми размещен
люк-трап.
Изобретение относится к
авиационной технике и может быть использовано при создании самолетов, которые могут эксплуатироваться как в пассажирском, грузовом, так и смешанном грузопассажирском варианте. Известны
пассажирские самолеты для перевозки пассажиров, которые обеспечивают размещение груза и багажа в грузовом отсеке (см. Э.Торенбик. Проектирование дозвуковых самолетов. М.:Машиностроение, стр. 82). Конвертируемые самолеты обеспечивают перевозку грузов на главной палубе в контейнерах, либо на поддонах. Для решения социальных проблем необходим самолет, способный
обеспечить перевозку как пассажиров, так и грузов при сравнительно простой конвертации (в производстве) его в грузовой либо пассажирский варианты различной грузоподъемности, или пассажировместимости
в
соответствии с требованиями Заказчика. Известны конвертируемые самолеты (см. Егер С.М. и др. Проектирование самолетов. М.:Машиностроение, 1983 г. , стр. 255-257), содержащие фюзеляж,
сопряженный с крылом, однокилевое хвостовое оперение, расположенное в плоскости симметрии самолета. В бортах фюзеляжа размещены двери для пассажиров и грузов. Поперечное
сечение фюзеляжа - окружность в верхней части. Хвостовая часть фюзеляжа образована ужением его со всех сторон. К недостаткам конструкции относится следующее: При модификации известного самолета с большей грузоподъемностью (пассажировместимостью) задача решается путем увеличения длины
фюзеляжа (с использованием вставок) или изменения площадки крыла, что требует серьезных конструктивно-производственных доработок (по сути - нового крыла). Задача изобретения
- создание
самолета с уменьшенными габаритами при обеспечении комфорта пассажирских перевозок, а также обеспечение увеличения грузоподъемности и габаритов (по длине) перевозимых грузов, дающее
возможность
использовать его в пассажирском, грузовом и смешанном грузопассажирском вариантах. Эта задача решается путем создания самолета, содержащего фюзеляж с основным и грузовым
отсеками,
сопряженное с ним крыло, хвостовое горизонтальное и вертикальное оперение, двигатели, установленные под крылом, отличием которого является то, что поперечное сечение фюзеляжа имеет
некруглую форму,
образованную четырьмя отрезками окружностей в верхней, нижней и боковых частях, стыкуемых в зоне основного отсека, хвостовая часть фюзеляжа выполнена прямоугольно законцованной в
плане с сечением,
образующим подобие прямоугольника, хвостовое вертикальное оперение выполнено в виде двух килей, разнесенных по плоским бокам хвостовой части фюзеляжа, между которыми размещен
люк-трап.
Эта же задача решается путем создания самолета большей грузоподъемности, содержащего, помимо указанных выше признаков, дополнительно сопряженное с фюзеляжем переднее
высокорасположенное крыло с
установленными под ним двигателями. Существо предлагаемых технических решений представлено на чертежах, где на фиг. 1 представлен самолет - вид сбоку, на
фиг. 2 - вид в плане, на фиг.
3 - вид спереди, на фиг. 4-6 - варианты сечений А-А фиг. 1; на фиг. 7 - вид сбоку на самолет увеличенной грузоподъемности (пассажировместимости), на фиг. 8 - вид в плане,
на фиг. 9-10 - варианты
сечения Б-Б фиг. 7, на фиг. 11 - вариант построения сечения фюзеляжа, на фиг. 12 - сечение В-В фиг. 2 (и 8). В соответствии с фиг. 1-4, 12 самолет содержит
фюзеляж 1, сопряженное с ним
крыло 2, расположенное по схеме "низкоплан", с установленными на нем двигателями 3, хвостовое горизонтальное 4 и вертикальное 5 оперение. Загрузка
пассажиров осуществляется через
входные двери 6 и через люк-трап 7, расположенный в хвостовой части фюзеляжа 1, этот же люк используется при загрузке длинномерных контейнеров на главную палубу 8. Поперечное сечение
фюзеляжа 1 некруглой формы образовано четырьмя отрезками окружностей радиусов R1 в верхней части, R2 - в нижней части, R3 - в боковых
частях, стыкуемых в зоне
основного отсека 9, где на главной палубе 8 могут быть размещены либо пассажирские кресла 11, либо грузовые контейнеры 12 в зависимости от назначения самолета. Под основным
отсеком 9 расположен
грузовой отсек 13. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена прямоугольно законцованной в плане с сечением, образующим подобие прямоугольника, хвостовое вертикальное
оперение 5 выполнено в
виде двух килей, разнесенных по плоским бокам хвостовой части фюзеляжа, между которыми размещен люк-трап 7. Модификация самолета с большей грузоподъемностью
(пассажировместимостью)
представлена на фиг. 7-12, в соответствии с которыми самолет содержит фюзеляж 1, сопряженное с ним крыло 2, расположенное по схеме "низкоплан", с установленными на нем
двигателями 3, и переднее
высокорасположенное крыло 15 с установленными под ним двигателями 16, хвостовое горизонтальное 4 и вертикальное оперение 5. Посадка пассажиров осуществляется через входные
двери 6 и через люк-трап 7,
используемый также для загрузки длинномерных контейнеров на главную палубу 8. Поперечное сечение фюзеляжа некруглой формы образовано четырьмя отрезками
окружностей, стыкуемых в зоне
основного отсека, где на главной палубе могут быть размещены либо пассажирские кресла, либо грузовые контейнеры (в зависимости от назначения самолета).
Хвостовая часть фюзеляжа
выполнена прямоугольно законцованной в плане с сечением, образующим подобие прямоугольника, хвостовое вертикальное оперение выполнено в виде двух килей, разнесенных по
плоским бокам хвостовой части
фюзеляжа, между которыми размещен люк-трап. Разработанная компоновка самолета позволяет по сравнению с известным решением реализовать следующие
преимущества: Базовый
самолет семейства может поставляться в пассажирском, грузовом и комбинированном вариантах. При переходе к варианту
самолета большей грузоподъемности, показатели (пассажировместимость
либо грузоподъемность) могут быть удвоены при сохранении практической дальности.
- грузовые люки не обеспечивают возможности использования длинномерных контейнеров (10F, 20F, 30F) больших размеров, так как не допускают торцевой загрузки; кроме того, грузовые люки утяжеляют
конструкцию;
- форма фюзеляжа (его сечение) не обеспечивает требуемого комфорта пассажирам и не дает возможности перевозки на главной палубе (основном отсеке) крупногабаритных длинномерных
контейнеров: удовлетворение этих требований приведет к увеличению мидуля фюзеляжа и его смываемой поверхности;
- форма фюзеляжа вынуждает проектировать самолеты большей длины из-за наличия
пустых объемов (мертвых зон) в хвостовой его части.
- уменьшить
габаритные размеры самолета при аналогичной грузоподъемности (пассажировместимости);
- разместить и обеспечить погрузку на главную палубу крупногабаритных
длинномерных контейнеров (10F, 20F,
30F) через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа или в пассажирском варианте обеспечить погрузку пассажиров с помощью дополнительного трапа в хвостовой части
фюзеляжа, т.е. при переходе к грузовому
варианту не требуется установка дополнительного грузового люка в борту фюзеляжа;
- обеспечить сравнительно простую конвертацию (в производстве)
самолета в грузовой, пассажирский либо
грузопассажирский варианты в соответствии с требованиями Заказчика;
- обеспечить более высокий комфорт для пассажиров, используя трехпроходовые
компоновки салонов, или размещение двух
контейнеров рядом;
- использовать в качестве модуля при увеличении длины фюзеляжа (при переходе к большей грузоподъемности) существующее крыло с
фюзеляжем без существенных доработок;
- при переходе к варианту большей грузоподъемности используется "тандемная" схема расположения несущих поверхностей с передним высокорасположенным
крылом с установленными на нем двигателями. При этом
используется основное крыло с главной частью фюзеляжа. Удельная нагрузка на основное крыло сохраняется, что позволяет использовать его без
существенного изменения конструкции.