Изобретение относится к мобильным автоматизированным автономным комплексам. Транспортируемый комплекс наблюдения содержит прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа с платформой. На платформе установлены составные части комплекса: подъемно-мачтовое устройство с закрепленным на нем оптико-электронным модулем, аппаратуру беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных, шкаф с радиоэлектронной аппаратурой, систему автономного электропитания, систему собственной безопасности и программно-аппаратные средства управления, и обработки информации. Достигается легкость использования комплекса в автономном режиме и в труднодоступных местах. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Транспортируемый комплекс наблюдения, содержащий прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа с платформой, на которой установлены составные части комплекса: подъемно-мачтовое устройство с закрепленным на нем оптико-электронным модулем, включающим в себя видеокамеру и охлаждаемый тепловизор большой дальности действия; аппаратуру беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных; шкаф с радиоэлектронной аппаратурой, включающий в себя аппаратуру обработки видеоинформации и спутниковый навигатор; систему автономного электропитания, выполненную в виде бензоэлектрического агрегата с резервированием аккумуляторными батареями; систему собственной безопасности, включающую в себя инфракрасные датчики, размещенные по углам платформы, и программно-аппаратные средства управления и обработки информации. 2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что программно-аппаратные средства управления и обработки информации включают удаленную рабочую станцию в виде ноутбука. 3. Комплекс по п.2, отличающийся тем, ноутбук подключен к аппаратуре беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных. 4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что система собственной безопасности и аппаратура беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных объединены единым алгоритмом управления. 5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что подъемно-мачтовое устройство и бензоэлектрический агрегат размещены по продольной оси платформы, а аккумуляторные батареи - симметрично относительно ее.
Изобретение относится к мобильным автоматизированным автономным комплексам мониторинга обстановки на сухопутном или водном (речном, озерном) участках местности. Известен подвижный радиотехнический пост, выполненный на базе грузового автомобиля повышенной проходимости с кузовом-фургоном, оснащенный радиолокационной и оптико-электронной аппаратурой слежения, а также системами связи и передачи полученных данных на соответствующий пункт контроля и/или управления (RU 135975, кл. B60P 3/00, опубликовано 27.12.2013). Известный пост предусматривает работу в автономном режиме до 10 суток, однако для его обслуживания требуется наличие людей (водителя, операторов). Кроме того, известный пост имеет большие габариты, затрудняющие как его передвижение по труднодоступной местности, так и работу со скрытых позиций, а также требующие для развертывания площадки соответствующих размеров. Технический результат изобретения состоит в обеспечении возможности использования предложенного комплекса в автономном режиме на ограниченных участках, в т.ч. труднодоступной местности при работе с неподготовленных позиций и без нахождения обслуживающего персонала непосредственно на позиции наблюдения. Названный технический результат достигнут в изобретении посредством следующей совокупности признаков. Транспортируемый комплекс наблюдения (ТНК) содержит прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа с платформой, на которой установлены и закреплены следующие составные части комплекса: выдвижное подъемно-мачтовое устройство (ПМУ) с закрепленным на нем оптико-электронным модулем (ОЭМ), включающим в себя видеокамеру и охлаждаемый тепловизор большой дальности действия; аппаратуру беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных (БШПД); шкаф с радиоэлектронной аппаратурой, включающий в себя аппаратуру обработки видеоинформации и спутниковый навигатор; систему автономного электропитания, выполненную в виде бензоэлектрического агрегата с резервированием аккумуляторными батареями; систему собственной безопасности, включающую в себя инфокрасные датчики, размещенные по углам платформы, и программно-аппаратные средства управления и обработки информации (ПАС УОИ). Преимущественно ПАС УОИ комплекса включает удаленную (выносную) рабочую в виде, например, ноутбука. Прием видеоинформации от ОЭМ и отображение ее на ноутбуке осуществлены дистанционно по каналу БШПД, аппаратура которой подключена к ноутбуку. Дистанционное управление всеми системами изделия осуществлено дистанционно с ноутбука по каналу беспроводной широкополосной системы связи и передачи данных. ПАС УОИ комплекса могут размещаться как в мобильном средстве, транспортирующем прицеп, так и в стационарном помещении, которые расположены на дальностях, обеспечивающих уверенный прием сигналов аппаратурой БШПД. Система собственной безопасности и аппаратура БШПД объединены единым алгоритмом управления. Прицепное транспортное средство в виде автомобильного одноосного прицепа, снабженного аутригерами (складными и выдвижными опорами). ПМУ и бензоэлектрический агрегат размещены по продольной оси платформы, а аккумуляторные батареи - симметрично относительно нее. Система собственной безопасности включает инфракрасные датчики, обеспечивает защиту от несанкционированного доступа, выдает сигналы предупреждения и тревог в аппаратуру приема и передачи данных. Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 схематично изображен ТНК (вид сбоку); на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1. В состав ТНК входят две составные части: необслуживаемый автоматизированный пост технического наблюдения (НАПТН) и программно-аппаратные средства управления и обработки информации (ПАС УОИ). Как видно на фиг. 1 НАПТН в своем составе имеет базовое шасси в виде одноосного автомобильного прицепа 1 с грузовой платформой, снабженной аутригерами в виде шарнирно закрепленных на ней телескопических (выдвижных) опор 5, которые при необходимости могут складываться и убираться под платформу. На платформе закреплены: шкаф 2 с аппаратурой обработки информации и спутниковой навигационной аппаратурой (ГЛОНАСС/GPS); ПМУ 3 с закрепленными на нем ОЭМ 6 и аппаратурой БШПД 7 (фиг. 2); бензогенератор 4; аккумуляторные батареи 8 (фиг. 3), входящие в систему электропитания, имеющую тройное резервирование (промышленная сеть, электроагрегат, аккумуляторные батареи), а также расположенные на стойках инфракрасные датчики 9, установленные в угловых участках платформы (фиг. 2, 3) и входящие в систему охраны или собственной безопасности комплекса. Датчики 9 образуют сплошную охраняемую зону вокруг комплекса от поверхности земли до высоты 2,5-3 м, дальность действия - 50 м, при попадании в которую движущегося объекта вырабатывается сигнал тревоги. Сигналы от датчиков принимаются аппаратурой сбора и обработки информации комплекса и по беспроводному каналу БШПД автоматически передаются на рабочее место ПАС УОИ. На рабочем месте оператора (РМО) отображается факт нарушения охраняемой зоны и выдается сигнал опасности. Информация документируется на РМО. Наличие сигнала опасности позволяет расчету комплекса заблаговременно принять меры по пресечению попыток приблизиться к изделию с различными несанкционированными целями. С целью повышения устойчивости при передвижении шкаф 2, ПМУ 3 и бензогенератор 4 размещены по продольной оси Х платформы, а пара аккумуляторных батарей 8 - симметрично относительно этой оси (фиг.3). ПАС УОИ включает: удаленную рабочую станцию; базовый комплект аппаратуры БШПД; подъемно-мачтовое устройство для аппаратуры БШПД и систему электропитания. Конструктивные варианты ПАС УОИ преимущественно имеют переносное (возимое) исполнение, например, в виде ноутбука в чемодане, подключаемого к аппаратуре БШПД. Наличие сигнала опасности позволяет расчету изделия заблаговременно принять меры по пресечению попыток приблизиться к изделию с различными несанкционированными целями. Предложенный комплекс предназначен для выполнения следующих функций: - обнаружения, распознавания и сопровождения различных типов наземных (надводных) неподвижных и движущихся целей; - работы в составе автоматизированной системы технического контроля (АСТК). Преимущественно ТНК транспортируются автомобилями серии УАЗ, но также могут быть использованы практически любые легковые автомобили, позволяющие перевозить прицепы весом до 800 кг. Комплекс обеспечивает: - дистанционное управление режимами работы ОЭМ по обнаружению днем и ночью неподвижных и движущихся наземных или надводных объектов на дальностях до 15 км, в т.ч. в сложных погодных условиях; - сбор, обработку, запись информации и хранение в базе данных видео- и тепловизионной информации в заданном секторе наблюдения; - отображение на мониторе рабочей станции оптико-электронной информации, а на электронных картах - координат своего местоположения; - автоматизированный дистанционный функциональный контроль технического состояния комплекса; - информационный обмен с автоматизированными системами технического контроля. ТНК может дистанционно управляться с нескольких различных объектов единой автоматизированной системы в зависимости от возможностей используемых каналов связи и передачи данных. Система электропитания обеспечивает электропитание технических средств от электроагрегата без дозаправки - в течение 10 часов, от аккумуляторных батарей - не менее 8 часов. Время развертывания изделия с приведением его в рабочее положение, ориентированием и топопривязкой составляет не более 20 минут. Развертывание изделия осуществляется расчетом в составе двух человек. Функционирование НАПТН осуществляется без участия человека. Дистанционное управление с удаленной рабочей станции осуществляется одним оператором. Для повышения устойчивости прицеп имеет две складные опоры (аутригеры 5), опускающиеся в рабочем положении. Наличие в составе ТНК ОЭМ, системы безопасности, навигации, связи и передачи данных, связанных единым алгоритмом управления, реализованным с помощью специального программного обеспечения, позволяет, как уже отмечалось, одновременно обнаруживать, и распознавать несколько объектов в сложных погодных условиях, днем и ночью, в условиях отсутствия оптической видимости на дальностях до 15 км. Наличие в составе ТНК широкополосной системы связи, передачи данных и спутниковой навигации, позволяет в автоматическом режиме в реальном масштабе времени выдавать информацию об обнаруженных объектах (включая потоковое видео) в автоматизированные системы мониторинга без участия операторов. Размещение ОЭМ на выдвижном ПМУ позволяет применять ТКН при работе из-за укрытий. Наличие собственной системы электроснабжения обеспечивает возможность непрерывной работы аппаратуры ТНК со степенью автономности до 14 часов. Прием информации и дистанционное управление комплексом обеспечивается ответным комплектом аппаратуры БШПД с помощью программного обеспечения, которое может быть загружено в любой компьютер, включая ноутбуки. Это позволяет обеспечивать работу комплекса как со стационарных, так и с мобильных пунктов управления. Т.о. в предложенном комплексе повышение его технических и эксплуатационных свойств обеспечено мобильностью, автономностью применения, всепогодностью, возможностью использования в составе автоматизированных систем мониторинга при обеспечении достаточной для обнаружения и распознавания объектов обстановки дальности и точности.