15 fej hihz. /J N 58 Ш Фиг. If
(54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ШАРИКОВАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению , а именно к конструкции предохранительных муфт.
Известна предохранительная шариковая муфта, содержаш.ая подпружиненные веду
щую и ведомую фланцевые полумуфты, сое диненные шариками, а также упругий элемент
, поджатый резьбовым элементом к свободному торцу фланца одной из полумуфт (1.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффек
ту является предохранительная шариковая муфта, содержащая соосно установленные
и подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты, соединенные шариками
, а также демпфирующее устройство, один из упругих элементов которого установлен
между обращенными друг к другу торцами полумуфт (2. Недостатками указанных муфт являются
низкая нагрузочная способность, обусловленная значительной эластичностью уп
ругих элементов демпфирующих устройств, и недолговечность из-за недостаточности
гашения ударных нагрузок при срабатывании муфт. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что в предохранительной шариковой муфте,
содержащей соосно установленные и подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую
полумуфты, соединенные посредством шариков, а также демпфирующее устройство
, последнее выполнено в виде кольцевых секторов с коническими боковыми поверхностями
и смонтированными на них фрикционными накладками и охватывающей секторы
кольцевой змеевидной пружины, ширина которой больше ширины сектора с
фрикционными накладками, а на обращенных один к другому торцах полумуфт выполнены
одинаковые конические канавки, при этом демпфирующее устройство размещено
в полости, образованной канавками, на торцах полумуфт. На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта
, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - змеевидная пружина;
на фиг. 4 - взаимодействие основных элементов демпфирующего устройства.
Муфта содержит ведущую полумуфту, выполненную в виде диска 1, установлениого подвижно в осевом направлении на втулке 2. Ведущая полумуфта через шарики
3, закрепленные в сепараторе 4, соединена с ведомой полумуфтой, состоящей из
диска 5 и жестко соединенного с ним фланца 6 карданной вилки. На дисках 1 и 5
выполнены лунки под шарики 3. Ведомая полумуфта установлена на втулке 2 с
возможностью вращения, для чего предусмотрены шарики 7. На обращенных один к другому торцах
дисков 1 и 5 выполнены конические канавки 8 с цилиндрическим дном 9, образующие
полость 10, в. которой размешено демпфирующее устройство. Демпфирующее устройство выполнено
в виде кольцевых секторов 11 с коническими боковыми поверхностями и закрепленными
на них фрикционными н.акладками 12 и кольцевой змеевидной пружины 13,
ширина которой hj больше ширины секторов 11 с фрикционными накладками 12.
Кольцевая змеевидная пружина 13 охва . тывает секторы 11. Поджатие ведущей полу
.муфты к ведомой, а вместе с ней и демпфирующего устройства обеспечивается
пружиной 14, гайкой 15 с фиксатором 16. Муфта защищена кожухом 17 с войлочным
кольцом 18. Работа муфты осуществляется следующим образом. При нормальном режиме ведущая полумуфта через диск 1, шарики 3, фрикционные
накладки 12 передает вращение на диск 5 ведомой полумуфты. При перегрузке, останове ведомой полумуфты шарики 3 выходят из лунок дисков
1 и 5, отжимая ведущую полумуфту, при этом кольцевая змеевидная пружина 13
сжимается, секторы 11 смещаются к втулке 2, зазор S уменьщается. При сжатии
ширина з.меевидной пружины 13 становится больше ширины секторов 11 с фрикционными
накладкхзми 12 на величину hj - h.j. Но мере вхождения шариков в лунки
происходит сжатие .змеевидной пружины 13 до величины hj, что гасит ударные нагрузки. и вытеснение секторов 11 за счет конусности канавок. Плавность вхождения в контакт обеспечивается силами, возникающими между
фрикционными Накладками 12 и конусностью канавок дисков 1 и 5, а также за счет усилия
змеевидной пружины при растяжении ее в диаметральной плоскости. Увеличивая степень сжатия змеевидной пружины и секторов с фрикционными накладками
, можно увеличить передаваемый крутящий момент муфты. При простоте изготовления и сборки муфта обеспечивает безударное срабатывание
при перегрузках, повышая долговечность и нагрузочную способность. Формула изобретения
Предохранительная шариковая муфта, содержашая соосно установленные и подпружиненные
одна к другой ведущую и ведомую полумуфты, соединенные посредством
щариков, а также де.мпфирующее устройство , отличающаяся тем, что, с целью
гювыщения нагрузочной способности и долговечности , демпфирующее устройство выполнено
в виде кольцевых секторов с коническими боковыми поверхностями и смонтированными
на них фрикционными накладками и охватывающей секторы кольцевой
змеевидной пружины, ширина кбторой больше ширины сектора с фрикционными накладками
, а на обращенных один к другому торцах полумуфт выполнены одинаковые конические
канавки, при этом демпфирующее устройство размещено в полости, образованной
канавками на торцах полумуфт. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР
№ 670753, кл. F 16 D 7/06, 1978. 2.Авторское свидетельство СССР № 868171, кл. F 16 D 7/06, 1979 (прототип ) .