Изобретение относится к области весоизмерительной техники, в частности к устройствам
для измерения нагрузок при аэродинамических испытаниях. Известны аэродинамические .внутримодельные
тензометрические весы, содержащие закрепленную на жесткой хвостовой державке упругую
систему в виде балки на двух опорах с наклеенными на ней тензодатчиками, подключенными
к мостовым измерительным схемам 1 Известное устройство не имеет необходимой чувствительности.
Ближайшим по технической сущности являются трехкомпонентные тензометрические весы
, содержащие упругий элемент в виде основания и платформы, соединенных между собой
четырьмя равномерно расположенными по окружности прямоугольными стержнями, два из
которых расположены в плоскости изгибающей нагрузки, и закрепленные на стержнях
тензодатчики, подключенные к мостовьгм измерительным схемам 2.
Измерительные мосты в этом устройстве реагируют на алгебраическую сумму деформаций от всех измеряемых компонентов. Так как размеры сечений упругих стержней определяют величины
деформаций, то чувствительность тензовесов в сильной степени зависит от выбранного
соотнощения этих размеров. Обычно стержни выполняют квадратного сечения или с больщим
отношением высоты к толщине. При этом оказывается, что такая конструкция
тензовесов не обладает максимальной чувствительностью для измерения трех компонентов
нагрузки в случае трехкомпонентных весов и выбор этих размеров очень труден, если требуется
, чтобы тензовесы были максимально чувствительны ко всем компонентам и обладали
необходимой жесткостью. Цель изобретения - повышение чувствительности и точности измерения.
Это достигается тем, что стеряши, расположенные в плоскости изгибающей нагрузки,
выполнены с ишриной, равной половине ях высоты, а два других стержня - с шириной, 1«вной их высоты.
Эти соотношения размеров установлены экС периментальным путем на основании выполненных
исследований. На фиг. 1 показан обишй вид весов; на фиг. 2 - сечение по А-А на фиг. 1; на
фиг. 3, 4 и 5 - схемы соединения тензодатчиков . Трехкомпоиентные тензометрические весы
состоят из прямоугольных стержней 1, являющихся звеньями упругого параллелограмма,
платформы 2, к которой прилагаются нагрузки, и основания 3, которое закрепляется в корпусе
модели (йа чертеже не показана). На стержнях 1 наклеены тензодатчики 4, 5,
6 и 7 для измерения силы N , тензодатчики 8, 9, 10 и И - для измерения момента сил
М и тензодатчики 12, 13, 14 и 15 - для измерения момента сил MX , пощопЬченные
соответственно к мостовым схемам 16, 17 и 18. На фиг. 2 высота стержней t, расположень1х
в плоскости изгибающей нагрузки М « обозначена (51 , а их ширина -Ъ
Высота двух других стержней 1 обозначена (fl , а ширина - t Максимальные величины действующих напря
жений, а следовательно, и сигналов тензодатчи ков имеют место при следующих соотношениях
размеров стер))сней 1: /Г 4. « - ч1 ЗЛГ Т- ba--d --V4.
Весы работают следующим образом. При приложении силы N стержни получают 5 -образный прогиб.
Деформация изгиба преобразуется тензодатчи ками 4, S, 6 и 7, включенными в мостовую
схему 16, выходной электрический сигнал которой и служит мерой измерения силы.
Под действием момента сил J сжимается (растягивается) верхшш стержень 1 и растягивается
(сжимается) нижний 1 и их деформащ я измеряется с помощью тензодатЧиков 8, 9, 10 и 11, включенных в мостовую схему 17. При действии момента сил )( от $-о бразного
изгиба работают тензодатчики, включенные в мостовую схему 18.
При одновременном действии нагрузок наибольшая величина выходных сигналов мостовых
схем 16, 17 и 18 получается при соотношении размеров стержней, указанных выше...
Применение описанных тензоэесов позволит повысить точность измерения, поскольку они
обладают большей чувствительностью по сравненшо с известными весами аналогичной конструкции .
Формула изобретения Трехкш4понентные тензометрические весы, содержащие
упругий элемент в виде основания и платформы, соеданенных между собой четырьмя
равномерно расположенными по окружности прямоугольными стержнями, два из которых
расположены в плоскости изгибающей нагрузки, и закрепленные на стержнях тензодатчики
, подключенные к мостовым измерительным схемам, отличающиеся
тем, что, с целью повышения чувствительности и точности измерения, стержни, расположенные
в плоскости изгибающей нагрузки, выполнены с шириной, равной половине их высоты,
а два других стержня - с щириной, равной их высоты.. . Источшоси информации
принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 449252, G 01 G 3/12, 74.
кл. 2.Горлин С. М. и др. Аэродинамические измерения. М., Наука, 1964, с. 494-499, рис.
6.76 (прототип). f fff.f фуг. I 4