, .1 Изобретение относится к системам управления
двигателями и предназначено для регулирования угловой скорости. Регулятор скорости вращения двигателя по основному авт. св. JMs 524169 содержит
механически связанный с валом двигателя ротор с магнитными полюсами, гибкую консольно
закрепленную пластину с магнитом на конце, преобразователь колебательной
скорости пластины, электрически соединенный с управляющим устройством, и преобразователь
скорости вращения ротора с. переключателем , электрически соединенным с управляющим устройством.. .-.
Стабильность работы такого регулятора на кратных скоростях вращения недостаточна
, так как амплитуда колебаний уменьшается , если пластина взаимодействует не
при каждом ее колебании, а через одно, два и тем более три колебания. При этом
уменьшается сигнал на управляющее устройство , а следовательно, точность работы регулятора. Целью изобретения является повышение точности работы регулятора. Эта цель достигается тем, .что преобразователь колебательной скорости -пластины
соединен с управляющим устройством через дополнительный переключатель, механиче-.
ски связанный с основным переключателем. На чертеже изображена схема регулятора
скорости вращения двигателя. Ма оси двигателя 1 укреплен ротор 2 с
постоянными магнитами 3, которые взаимодействуют с магнитом 4, укрепленным на
пластине 5. Преобразователь 6 колебательной скорости (например, индукционная катушка
) пластины расположен около ее конца и через дополнительный переключатель 10 7 воздействует на управляющее устройство 8. Преобразователь 9 скорости вращения
ротора (например, индукционная катушка) . установлен около ротора двигателя и через ... осйовной переключатель 10 воздействует на J5 уйравляющее устройство 8. Переключатели .. 7 и 10 механически связаны. Регулятор работает следующим образом.
При включении двигатель 1 начинает вращаться , управляющее устройство 8,
принимая сигналы от преобразователя 9 скорости враш.ения ротора 2, воздействует на двигатель
1 так, что скорость вращения ротора 2 достигает значения, при котором частота
взаимодействия магнитов 3 ротора с магнитом 4 пластины совпадает (основная частота
враш,ения ротора) или кратна (кратные частоты вращения ротора) собственной частоте
колебаний пластины, последняя входит в резона нснЫй режим,ее колебательная ДО скорость возрастает, а скорость вращения становится синхронной частоте колебаний пластины. При малых отклонениях скорости вращения
ротора от синхронной, проявляющихся в виде изменения фазы положения взаимодействующих
полюсов ротора 2 и пластины .5, изменяется колебательная скорость пластины
5. При увеличении скорости колебаний пластины 5 преобразователь 6 выдает
сигнал, который через переключатель 7 и управляющее устройство 8 вызывает уменьшение
энергопитания двигателя 1, а при уменьшении колебательной скорости пластины - увеличение энергопитания. При
значительном отклонении скорости вращения пластина 5 может выйти из колебательного
режима, и тогда управляющее устройство 8 по сигналу от преобразователя 9 воздействует
на энергопитание двигателя, изменяя скорость вращения ротора до значения
, при котором пластина снова входит в колебательный режим, после чего управляющее
устройство 8 по сигналу от преобразователя 6 воздействует на двигатель
и поддерживает его скорость вращения с высокой точностью. На кратных скоростях вращения ротора магнит пластины взаимодействует с магнитом
ротора не при каждом колебании пластины , а через одно, два, три и т. д. колебания
, т. е. за время поворота ротора на угол между магнитами пластина совершает не
одно, а два, три колебания. Переключение на другие скорости осуществляется с помощью пере ключателя 10, который изменяет коэффициент передачи преобразователя 9
скорости вращения ротора 2. При этом управляющее устройство 8 доводит скорость
вращения ротора до такого значения, при котором частота взаимодействия магнитов
3 ротора 2с магнитом 4 пластины 5 кратна собственной частоте ее колебаний, последняя
входит в колебательный режим и преобразователь 6 тоже воздействует на управляющее
устройство 8 через переключатель 7 (коэффициента передачи преобразователя
колебательной скорости пластины). Уменьшение амплитуды колебаний пластины
на кратных скоростях вращения компенсируется увеличением коэффициента передачи
преобразователя колебательной скорости пластины, что повышает точность работы регулятора. Формула изобретения Регулятор скорости вращения двигателя
по авт. свид. № 524169, отличающийся тем, что, с целью повышения точности работы
регулятора, в нем преобразователь колебательной скорости пластины соединен
с управляющим устройством через дополнительный переключатель, механически связанный
с основным переключателем. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 524169, кл. G 05D 13/02, 1974 (прототип).