заявка
№ SU 771352
МПК F01P11/02

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Авторы:
ЗАЙЧЕНКО ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ КУЛАКОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ МОСКАЛЕВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
Все (9)
Номер заявки
2689119
Дата подачи заявки
27.11.1978
Опубликовано
15.10.1980
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
3
Реферат

[14]

Формула изобретения

/7 3 3

/5 7

t

if/ / I I

/5

(pue.l

«

/V

t9

i

X

30

фиг.З

Описание

[1]

Изобретение относится к области машиностроения , а именно предназначено для дренирования воздуха из жидкого охладителя в двигателях внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением. Известны системы охлаждения двигате лей внутреннего сгорания, содержащие контур циркуляции охлаждающей жидкости с водяной рубашкой блока цилиндров двигателя и радиатором, снабженным циркуляционным насосом, расширительный бак, подключенный к всасьтающему патрубку насоса . Однако при пуске холодного двигателя ши в процессе эксплуатации в условиях низких температур окружающей среды жидкость по вентиляционным каналам 1шр кулирует через расширительный бак и радиатор , что приводит к снижению темпера туры охлаждающей жидкости и увеличьнию времени прогрева двигателя. Известны также системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащие контур циркуляции охлаждающей ЖИДКОСТИ с водяной рубашкой блока шшиндров двигателя и радиатором, снабженным циркуляционным насосом, расширительный бак, подключенный к всасывающему патрубку насоса и связанный через вентиляционные каналы с верхним бачком радиатора и с водяной рубашкой блока цилиндров двигателя, причем один из вентиляционных каналов подключен к заливной горловине , закрытой пробкой s. Эта система предусматривает только частичное отключение расширительного блока с помощью специальной пробки, закрывающей заливную горловину и одновременно перекрывающей вентиляционный канал . Во время пуска холодного двигателя полностью не исключается циркуляция жидкости через радиатор и расширительный бак, что также увеличивает время прогрева двигателя, приводя к перерасходу топлива и повышенному износу деталей. При эксплуатации при низких температурах окружающей среды возможно переохлаждении двигателя, так как жидкость

[2]

постоянно 1щркулирует через радиатор по вентиляционному каналу.

[3]

Известна также система охлаждения двигателя, содержащая контур дирйулядйи охлаасдающей жидкости с водяной рубашкой блока цилиндров двигателя и радиаторсял , снабженным циркуляционным насосом , расширительн1з1й бак, подключенный к всасывающегАу патрубку насоса, и по меньшей мере один вентиляционный канал, соединяющий верхние точки системы с расширительным баком и снабженны органом перекрытия рз.

[4]

Данная система предусматривает орключение вентиляционных каналов от рас ширительного бака после заправки систе мы охлаждающей жидкостью.

[5]

Однако эта система не обеспечивает деаэрацию жидкости при нормальной работе двигателя, так как при требуемом .уровне жидкости в системе поплавковый клапан закрывает вентиляционные каналь% и жидкость не поступает в расширительный бак, что приводит к образованию паровык зон в радиаторе и водяной рубашке блока цилиндров двигателя, увеличению температурных градиентов в деталях и выходу их из строя.

[6]

Эта система не обеспечивает также эффективную деаэрацию жидкости при расположении радиатора и радиатораг-отопителя выше дв -1гателя, поскольку воздушные ( паровые) пробки при этом не смогут быть удалены из них. Это приведет к снижению тепловой Э()фективности радиаторов , ухудшению теплового режима двигателя и комфортных условий в салоне, что отрицательно влияет на надежность работы двигателя.

[7]

Целью изобретения является повышенке надежности работы даигателя путем оптимизации теплового ренсима. Поставленная цель достигается тем, что в системе охлаждения двигателя внут реннего сгорания, содержащей контур 1шр куляции охлаждающей жидкости с водяной рубашкой блока цилиндров двигателя и радиатором, снабженным циркуляционным насосом, расширительный бак, подключенный -к всасывающему патрубку насоса, и по меньшей мере один вентиляционный канал, соединяющий верхние точки сист&мы с расширительным баком и снабженный органом перекрытия, в водяной рубашке установлен датчик температуры. а орган перекрытия вентиляционного канала выполнен двухпоанционным и снабжен приводом от датчика температуры.

[8]

На фиг. 1 изображена система о слаждения двигателя, на фиг. 2 - двухпоз гшонный орган перекрытия; на фиг. 3 схема блока управления двухпоэиционными органами перекрытия.

[9]

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит циркуляционный насос 1, радиатор 2, расширител ный бак 3 и терморегулирующее устройство 4. Расширительный бак 3 связан через компенсационный трубопровод 5 с всасывающим патрубком 6 насоса 1. Через вштиляционГ1ый канал 7 расширительный бак связан с верхним бачком радиатора 2, через вентиляционный канал 8 с водяной рубашкой 9 блока цилиндров двигателя 10, а через вентиляционный канал 11 - с радиатором-отопителем 12 салона При этом на входе в расширительный бак 3 вентиляционные каналы 7 и 11 объединены в один трубопровод 13. В ве тиляшюнных каналах 8 и 13 установлены двухпозиционные органы перекрытия 14 и 15, управляемые с помощью блока 16

[10]

по сигналам датчика 17 температуры двигателя . В терморегулирующем устройстве 4 расположен термостат с основным клапаном 18 и перепускным клапаном 19, соединяющими водяную рубашку 9 двигателя 10 соответственно через трубопровод 20с радиатором 2 и через перепускной трубопровод 21 со всасывающим пат рубком 6 насоса 1, Радиатор-отопитель 12 трубопроводом 22 через кран 23 соеД1таен также с водяной рубафкой 9 двигателя 10, а трубопроводом 24 через кран 25-со всасьгоающим. патрубком 6 циркуляционного насоса 1. Двухпозиционные органы перекрытия 14 и 15 (фиг.

[11]

2) содержат электромагнит 26 с сердечником 27, на котором размещена тарел-ка . 28, которая соединяет входной патруок 29с выходным патрубком 30. Блок 16 управления (фиг. 3) содержит мост, в одном из плеч которого находится датчик 17 температуры двигателя 10, усилитель 31, реле Р и переключатель 32. Посредством контактов 1Р , реле Р, электромагнит 26 двухпозиционного органа перекрытия подключается к источнику питания 33. Кроме того, электромагнит 26 может подключаться к источнику питания 33 с помощью контактов 34 переключателя 32. Работа системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания осуществляется следующим образом. 57 При пуске холодного двигатепя 10 (фиг. 1) жидкость из водяной рубашки 9 через перепускной кпапан 19 термостата по трубопроводу 21 поступает во всасываюший патрубок 6 циркупяционного насоса 1 и далее опять подается в водяную рубашку 9, Кроме того, при открытых кранах 23 и 25 отопитепей жидкост параллельно по трубопроводу 22 поступает в радиатор-отопитель 12 и далее по трубопроводу 24 во всасьюакзщий пат рубок 6 насоса 1. Циркуляция жидкости через расширительный бак 3 и радиатор 2 при этом полностью отсутствует, так как тарелка 28 двухпозиционных органов перекрытия 14 и 15 перекрывает выходной патрубок ЗО. При дэстшкении заданной температуры сигнал от датчика 17 температуры (фиг. 3) достигает такой величины, что напряжение рассогласования моста становится положительным и открывает усилитель 31. Усиленное напряжение поступает на обмотки реле Р , его нормально разомкнутые контакты IP, замыкаются, и напряжение от источника питания 33 поступает на ебмотки электромагнита 26 (фиг. 2) органов перекры тия 14 и 15, магнитное поле которого втягивает сердечник 27. Таким образом, тарелка 28 открьшает нормально закрытый выходной патрубок 30, соединяя его со входным патрубком 29. С этого г.момента жидкость начинает поступать в расширительный бак 3 из верхнего бачка радиатора 2, водяной рубашки 9 и радиаторов-отопителей 12 соответственно по вентиляционным каналам 7, 8 и И. В расширительном баке 3 происходит выделение (сепарация) пузырьков воздуха или пара из жидкости, которая далее по компенсационному трубопроводу 5 поступает во всасьтающий патрубок 6 циркуляционного насоса 1, тем самым поддерживается необходимое избыточное давление на входе в насос, обеспечивающее его бескавиташгонную работу. Если двигатель работает с малой нагрузкой при низких температурах окружающего воздуха, с целью поддержания нор мального температурного режима даигателя датчик температуры 17 при необхо димости будет отключать циркуляцию жидкости по вентиляционным каналам 7, 8 и 11. При достижении определенной температуры открывается основной клапан 18 термостата и жидкость из водяной рубаш- 2 ки 9 поступает в радиатор 2, а затем во всасывающий 6 насоса 1. При заправке системы охлаждения жидкостью для удаления воздуха из нее необкодимо, чтобы органы перекрытия 14 и 15, перекрываняцие циркуляцию по вентиляционным каналам, были открыты. С этой Целью в блоке 16 управления предусмотрена возможность подачи напряжен; л на электромагнит 26 органов перекгыткя 14 и 15 от источника питания с помощью контакте 34 переключателя 32, минуя нормально разомкнутые контакты 1Р реле Р . Такик{ o6pa3ONi, описанная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания позволяет повысить надежность работы двигателя и обеспечивает экономию топлива при прогреве холодного двигателя благодаря сокращению времени его прогрева, начиная от пуска и до момента двигателем полной нагрузки. Система улучшает также тепловой режим двигателя и комфортабельность салона при работе в условиях низких температур окружающего воздуха за счет полного исключения циркуляшш жидкости через радиатор и расширительный бак. Формула изобретения С1 стема охпаждешга двигателя внутреннего сгорания, содержеццая контур циркуляции охлаждающей жидкости с водяной рубашкой,блока цилиндров двигатвч ля и радиатором, снабженньгм циркуляционным насосом, расширительный бак, подключенный к всасывающему патрубку насоса , и по меньшей мере один вентиляционный канал, соединяющий верхние точки системы с расширительньш баком и снабженный органом перекрытия, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы двигателя путем оптимизации теплового режима, в водяной рубашке установлен датчик гемпературы , а орган перекрытия вентил дионного канала выполнен двухпозиционным и снабжен приводом от датчика т&лпературы . Источники информашш, принятые во внимание йри экспертизе 1.Заявка Франции № 2230793, кл. Р О1 Р 3/20, опублик. 1974. 2.Патент Великобритании № 1488512, л. Р 4 XJ , опублик. 1977. 3.Патент СССР по заявке ФРГ N9 2007757/О6, кл. РО1 Р 11/О2, 1974 (прототип).

[12]

/7

[13]

/

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты