заявка
№ SU 739707
МПК H02P13/16

Способ управления тиристорами мостового преобразователя постоянного тока и устройство для его осуществления

Авторы:
ГОЛЬЦ МАРК ЕФИМОВИЧ
Номер заявки
2544930
Дата подачи заявки
10.11.1977
Опубликовано
05.06.1980
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[6]

Формула изобретения

Описание

[1]

лёйШ ОДИН ИЗ тиристоров цепи отбора энергии, который включается, когда ток йкбря достигает отсечки при работе пары тиристоров, обеспечивающих торможение , может не выключитьсякгйбйенту по дачи импульсов на тиристоры, обеспечивающие вращение двигателя в первоначал ном найравлении, что приводит к дополнительной загруасе устройства включеifflTH тиристоров, и, кроме того, не позво пйёт уменьшить значение сопротивления резистора цепи отбора энергии ниже опре деленной величины.... Цель изобретения - Повьппёнйё надежности устройства и снижение установленной мощности коммутирующих элементов. Поставленная цель достигается тем, что в известном способе управления тиристорами мостового преобразователя постоянного тока, состоящем в том, что для вращения двигателя в одну сторону включают одну из пар тиристоров моста в каждый такт коммутации, 6ткл1ючают каждый из этих тиристоров Поочередно через такт, а для торможения двигателя включают другую пару тиристоров отключав вышеуказанную пё1ру тйрйСТоров и включают тиристоры цепи отбора энергии, включение fHpHCTiSpOB цепи отбора эйёргии произвЬдят одновременно с отключением Бторьго из двух тиристоров одной из пар тиристоров моста, а при торможений двигателя до включения другой пары тиристоров моста вновь . включают и отключают тиристоры первой пары. Данный способ реализован устройством , содержащим мостовой тиристорный импульсный преобразователь, цепь отбора энергии которбго состоит из резистора , подключенного, двумя встречно-паралпельннмй тиристорами к якорю двигателя , широтно-импульсный модулятор, вы полненный на двух пороговых элементах, тактовом генераторе импульсов, и счет Ш р11ГГбрё , два индикатора широтно-м дулированных импульсов, импульсные уси йатёлй для управления тиристорами моста и тиристорами цепи отбора энергии, дополнительно снабжённым двумя группами элементов И, содержащих по два элемента И каждая, тремя элементами ИЛИ, двумя фо р оватеМй ЙШ КсЪв) определенной длительности, ййдивддуальнЩл элементом И, причем между вьпсодом каждого порогового элемента модул . Topia и входами соответствующйхушли тепе и импульсов включены прСЛёДователь НО первый элемент ИЛИ, первый и второй элементы И первой группы и второй элемент ИЛИ, первый и второй элемент И второй группы соответственно, к выходу каждого из индикаторов щиротно-модулированных импульсов подключено по одному формирователю импульсов определе1шой длительности, причем прямые выходы упомянутых формирователей импульсов соединены через третий элемент ИЛИ с одним входом индивидуального элемента И, другой Вход которого соединен с третьим выходом генератора тактовых импульсов, а выход индивидуального элемента И соединён со входами первого и второго логического элемента ИЛИ, инверсный выход первого формирователя импульсов определенной длительности подключен ко входу первого элемента И второй группы, инверсный выход второго формирователя импульсов подключен ко входу первого элемента И первой группы, выходы двух триггеров первого индикатора широтномодулированных импульсов подключены к двум входам второго элемента И второй группы, а выходы Двух триггеров, второго индикатора широтно---модулированных импульсов подключены к двум входам второго элемента И первой группы. На фиг. 1 представлен мостовой тиристорный импульсный преобразователь, на фиг. 2 представлено устройство для управления тиристорным импульсным преобразователем . . Тиристорный импульсный преобразователь 1ФИГ. 1) содержит тиристоры моста, встречно-параллельно соединенHbfe тиристоры 5 и 6, обеспечивающие подключение резистора отбора энергии 7 параллельно якорю двигателя 8. Диоды 9-12 образуют обратный мост, а дроссели 13 и 14 являются выходными элеметтами устройства выключения тиристоров . Устройство для управления (фиг.2) содержит шир&тно-импульсный модулятор 15, состоящий из жтового генератора 16 импульсов и двух пороговых элементов 17 и 18. Тактовый генератор 16 имеет три выхода, на первом выходе подключенном к Пороговым элементам 17 и 18 появляются импульсы напряжения пилообразной формы с прямоугольным выбросом -В начале периода. На втором выходе , подключенном к триггеру 19 со Счетным входом импульсы соответствуют переднему фронту прямоугольного в тброса, а на третьем выходе - заднему фронту прямоугольного выброса. Выход каждого из пороговых эпеменJTOB 17 и 18 .через первый и второй лог ческие элементы 20 и 21 ИЛИ и через первый и второй логические элементы 22 и 23 И первой группы и элементы 24 и 25 И второй группы соединены с усилителями 26-29 импульсов. Кроме того, к выходу каждого, из первых элементов 22 и 24 И подсоединено по индикатору 30 и 31 импульсов. Каждый из индикаторов 30 и 31 содержит по два последовательно срединенных , симметричных триггера, соответственно 32иЗЗ, 34и35ипо логическому элементу 36 и 37 И, к одному вхо ду которых подключен датчик 38 режима рекуперации, К выходу каждого логического элемента 36 и 37 И, являющихс выходным звеном индикатора 30 и 31 ш ротно-модулированных импульсов подсоединены усилители 39 и 40 импульсов. К двум вхЬдам каждого второго элемента 23 и 25 И подсоединены инверсные выходы триггеров 32-35 К выходу каждого из индикаторов 30 и 31 широтно-модулированных импульсов, кроме тог подключено по одному формирователю 41 и 42 импульсов определенной длительности . Прямые вьЗкоды формирователей 41 и 42 импульсов подключены к третьему логическому элементу 43 ИЛИ, а инверсные выходы формирователей - ко вто рому вхойу логического элемента 22 и 24 И. Выход третьего элемента 43 ИЛИ сое динен с одним входом индивидуального элемента 44 И, второй вход которого подключен к третьему выходу генератора так товыхцмпульсов 16. Выходиндивидуальног элемента 44 И подключен к одним входам первого и второго логических элементов 20 и 21 .ИЛИ. Работа устройства заключается в следующем. При включении тиристоров 1 и 2 двигатель 8 вращается в одну сторону, при включении тиристоров 3 и 4 двигатель . изменяет направление вращения на противоположное . Первоначально якорь двигате ля вращается с номинальной частотой вра щения, при этом в работе находятся тиристоры 1 и 2, которые включаются одновременно в начале периода коммутац затем в.конце периода отключается один из них, например, тиристор 1. В начале второго периода вновь подаются управляющие импульсы на трфисторы 1 и 2, по окончании периода отключается другой тиристор 2. При необходимости снижения скорости вращения прекращается подача управляюиих импульсов на тиристоры 1 и 2 и после двух очередных коммутаций, после отклю-. . чения второго тксристора, включается тиристор 5. Якорный ток продолжает проходить замыкаясь через резистор 7 и тиристор 5, благодаря электромапштной энергии, накопленной на индуктивностях. В следующий такт коммутапии вновь включаются тиристоры 1 и 2, при этом |ТИристор 5 отключается, так как к нему прикладывается напряжение источника питания в обратном направлении. Через два такта после включения тиристоров 1 и 2 последние отключаются, причем после этого отключения тиристоры 5 и 6, шунтирующие якорь, не включаются, а включаются тиристоры 3 и 4. При включении тиристоров 3 и 4 начинается процесс торможения . Так как ЭДС якоря направлена согласно с напряжением источника, ток якоря быстро достигает уровня отсечки , при этом прекращается подача управляющих импульсов на тиристоры 3 и 4. После отключения этих двух тиристоров 3 и 4. включается тиристор б, ток якоря замыкается через резистор 7, .часть э горгии двигателя рассеивается в резисторе 7, при этом ток якоря двигателя 8, замыкаясь через резисто(э 7, уменьшается. После снижения тока ниже уровня токоограничения вновь включаются тиристоры 3 и 4, при этом тиристор 6 отключается и ток якоря вновь возрастает. Описанные шйслы переключения тиристоров продолжаются до тех пор, пока скорость вращения двигателя ,снизится до значения, соответствующего установленной величине. Ток якоря Iуменьшится и управляющиеимпульсы внЬвь начйут поступать на тиристоры 1 и 2. Подача управляющих импульсов на тиристоры 3 и 4 осуществляется в порядке, аналогичном описанному,т.е. вводится дополнительное включение тиристоров 3 и 4 после отключения которых тиристор 6 не включается, и только после отислЮчёния тиристоров 3 и 4, когда импульс управления на тиристор 6 не подается, включаются тиристоры 1 и 2. Описанный порядок переключения тиристоров целесообразно использовать только в режимах рекуперации кинетической энергии двигателя и приводимого им механизма , т.е. при работе двигателя во втором квадрате при токе Зд /3 ток ограничен. 7.73 ; В зависимости от прлярности входного сигнала работает один из пороговых элементов 17 или 18 ИЛИ модулятора 15 (см. фиг. 2), с выхода которого через логические элементы 20 или 21 ИЛИ, первые логические элементы 22 или 24 И и вторые логические элементы 23 или 25 И поступают на усилители 26 и 27 или 28 и 29 импульсов, управляющие тиристорами 1-4 моста преобразователя. 6 режиме рекуперации энергии при тор мЪженйи, когда скорость вращения цвигiaтeля 8 сохраняет прежнее направление, ток Двигателя 8 достигает уровня отсечки и срабатывает пороговый элемент 17 иди 18 ИЛИ, обеспечивающий на якоре 8 напряжение, напр;эвленное встречно ЗДС коря. На выходе датчика 3S в этом сл чае будет логическая 1. При этом длительность широтно-модулированных импул сов станет равной нулю и в момент отклю ;чёнйй ьторого тиристора 2 издвух тирис торов 1 и 2 или 3 из двух тиристоров 3 и 4 одного направления на инверсном выходе второго триггера 33 или 35 будет логическая , в этот же момент сигнал , соответствующий логической появится на выходе индикатора 30 и 31 им пульсов (на выходе логического элемента 36 или 37 И. Появление сигнала логической 1, на выходе индикатора импульса аызывает срабатыва ше импульсного усилителя 39 или .40 управляющего тиристором 5 или 6 цепи отбора энергии и запускает формирователь импульса определенной длительности 41 или 42. Фор мирователь 41 или 42 обеспечивает на вькоде импульс несколько меньший длительности периода коммуташш. На этот интервал времени формирователь 41 и 42 инверсным выходом блокирует импульсы рругого порогового элемента 17 или 18 ИПИ и одновременно обеспечивает логическую 1 на одном входе индивидуального логического элемента 44 И, второй икс И которого соединен с третьим выходо тактового генератора 16, При этом дли тельность импульсов, формируемых формирователем импульсов 41 или 42 на 20-ЗО% меньше длительности периода коммутации, чем обеспечивается повторное включение тиристоров того же направ ления и, соответственно, отключение тиристора 5 и 6 цепи отбора энергии. В случае, когда после очередного цикла работы ток якоря 8 не достигнет уровня отсечки, выходной сигнал датчика 38 режима рекуперации будет соответствовать 7 логическому нулю и включение тиристора 5, и/ш 6 цепи отбора энергии не произойдет , при этом также не происходит и дополнительного принудительного включения рабочих тиристоров 1-4 преобразователя . Таким образом, при реализацииданного способа с помощью рассмотренного устройства предоставляется возможность повысить надежность путем исключения аварийных режимов и синзить установленную мощность коммутирующих устройств . формула изобретения 1.Способ управления тиристорами мостового преобразователя постоянного TOKai содержащего в себе тиристоры цепи отбора энергии, состоящий в том, что для вращения двигателя в одну сторону включают одну из пар тиристоров моста в каждый такт коммутации, отключают каждый из этих тиристоров поочередно через такт, а для орможения двигателя включают другую пару тиристоров, отключая выщеуказанную пару тиристоров, и включают тиристорыцепи .отбора энергии, отличающийся тем, что, с целью повышения найежности и снижения установленной мощности коммутирующих устройств, включение тиристоров цепи отбора энергии производят одновременно с отключением второго из двух тиристоров одной из пар тиристоров моста, а при торможении двигателя до включения другой пары тиристоров моста; вновь включают и отключают тиристоры первой пары. 2.Устройство для осуществления способа по п, 1, содержащее мостовой тиристорный преобразователь, цепь отбора энергии которого, подключенная параллельно якорю двигателя, состоит из резистора и двух встречно-;-параллельно включенных тиристоров, широтно-импульсный модулятор , вьшолненный на-Двух-пороговых элементах , генераторе тактовых импульсов с тремя выходами и триггере со счетным входом, два индикатора щиротно-модулировйнных имйульсов, каждый из которых содержит в себе по два триггера и элемент И, усилители импульсов, цатчий режима рекуперации, отличающееся тем, что оно снабжено двумя группами элементов И, содержащих по два элемента И каждая тремя элементами ИЛИ, двумя формирователями импульсов определенной длительности, индивидуальным элементом .И, причем между вь ходом каждого порогового эпемента модулятора и входами соответствующих усилите лей импульсов включены последовательно первый элемент ИЛИ, первый и второй элементы И первой группы и второй элемент ИЛИ, первый и второй элементы И второй грртп соответственно, к выходу каждого из индикаторов широтно-модулированных импульсов подключено по одному формирователю импульсов определенной длительности, причем прямые выходы упЬмянутых формирователей- импульсов соединены через третий элемент ИЛИ с одним входом индивидуального элемента И, другой вход .котЬро го соединен с третьим выходом генератора тактовых дмпульсов, а выход ИНДИЕЙдуального элемента И соединен со входами первого и второго логического элеме та ИЛИ, инверсный выход первого формирователя импульсов опрецепенной длительности по лючеи ко входу первого элемента 1| второй группы, инверсный выход второго формирователя подключен ко входу первого элемента И первой группы, выходы двух триггеров первого индикатора широтно-модулированных импульсов подрлючень к двум входам второго элемента И второй группы, а вькоды двух триггеров второго индикатора широтно-модупи (роцанных . импульсов подключены к двум входам второго элемента И первой групры .

[2]

Источншсн информации, принятые во внимание при экспертизе 1 Авторское свидетельство СССР Ко 221118, кл. Н 02 р 5/06, 1967

[3]

2. Авторское свидетельство СССР № 421096, кл. Н 02 р 5/06, 1969,

[4]

Фиу.1

[5]

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты