Искроуловитель для паровозов, характеризующийся применением насадки з на дымовой трубе, разделенной вертикальной перегородкой и и сообщающейся с двумя цилиндрами а, оканчивающимися внизу коническими воронками, перекрытыми клапанами в и имеющими вверху вставные цилиндрические патрубки д, сверху которых установлены подвижные колпаки е.
На фиг. 1 изображен вертикальный разрез по I-II на фиг. 2 искроуловителя, а на фиг. 2 - горизонтальный разрез по III-IV на фиг. 1. Искроуловитель состоит из двух цилиндров а с конусообразными нижними частями б и клапаном в; в центре верхних крышек цилиндров г вставлены открытые с обоих концов цилиндрические патрубки д с качающимися колпаками е на стержне ж. От соединения цилиндров идет кривое колено (насадка) з, разделенное внутри перегородкой и на две равные части: коленом этим прибор надевается на верх дымовой паровозной трубы к, причем трубка м отвода мятого пара выпускается через колено на волю. Площади сечений как патрубка д, так и окружающих его проходов н, не должны быть менее Дым, выходящий из дымовой трубы к, поступает в насадку з и, разделяясь перегородкой и на две части, попадает в цилиндр а, где принимает круговращательное движение и на основании центробежной силы (как показано стрелками) происходит разложение дыма, и все весовые части отбрасываются к периферии круговращения, скользя по стенкам цилиндра; вследствие своей вескости, они по нисходящей спирали опускаются на дно конусов б, где при неплотно пригнанных клапанах в сгорают, а заглохшие, по накоплении, высыпаются. Дым же, сосредоточиваясь в центре цилиндров, свободно выходит через патрубки д на волю, предохраняемый от воздушных течений о качающимся колпаком е.
площади сечения дымовой трубы к.