заявка
№ SU 608021
МПК F16D7/04

Муфта предельного момента

Авторы:
ТОВТ АНТАЛ-ЙОЖЕФ АНТАЛОВИЧ
Номер заявки
2314557
Дата подачи заявки
16.01.1976
Опубликовано
25.05.1978
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[11]

Формула изобретения

Описание

[1]

I

[2]

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при создании автоматических сборочных и центрирующих устройств для спицевых колес.

[3]

Известна предохранительная муфта с безударной пробуксовкой полумуфт, содержащая ведущую и ведомую полумуфты , посаженные на соответствующих валах и соединенные торцовыми кулачками и устройство для отвода полумуфт.

[4]

Ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы с подвижно установленной на ней подпружиненной гайкой, несущей гильзу с ведущими торцовыми зубьями. Устройство для отвода одной полумуфты от другой выполнено в виде жестко связанного со ступицей фланца с профилированными торцовыми кулачками к роликов , свободно проворачивающихся на осях, закрепленных на гильзе и взаимодействующих с кулачками.

[5]

Муфта снабжена трещоткой, установленной на ведомом валу и сцепленной с зубцами, выполненными на гильзе Трещотка предотвращает скатывание роликов с полого участка профилированной поверхности ведущей полумуфты l .

[6]

Такая муфта не обеспечивает гарантированное расцепление торцовых кулач

[7]

ков полумуфт при срабатывании и их сцепление после срабатывания.

[8]

Известна также муфта предельного момента, содержащая установленную на ведущем валу скользящую втулку с симметрично расположенными шарикоподи пниками , взаимодействующими с кулачками и толкателями ведущей полумуфты, соединенной торцовыми зубьями с ведомой полумуфтой. Втулкаj несущая симметрично расположенные шарикоподшип .ники, установлена на ведомом валу и взаимосвязана с ним шпонкой 2 j.

[9]

С возрастанием передаваемого крутйщего момента, с которым связано продольное перемещение втулки, возрастает сила трения скольжения по боковой поверхности шпонки. Эта сила может изменяться в значительных пределах под влиянием различных условий, в том ..числе и условий срабатывания, в результате чего разброс величины предельного момента срабатывания может колебаться в значительных пределах.

[10]

С целью повышения точности срабатьзвания предлагаемая муфта предельного момента снабжена жестко связанным с ведуаупи валом стаканом, стенки которого вьшрлнены в виде секторов, на Ъбращ енном к стакану конце скользящей втулки предусмотрены идентичные сектора , эходявше в пазы между секторами стакана, а между боковыми поверхпостяки обращенных друг к другу секторов стакана и скользящей втулки установлены тела качения. На боковых поверхностях секторов -целесообразно выполнять радиусные дорожки . Кроме того, для исключения выпадаНИИ тел качения торцы секторов снабжены планка.чи, закрывающими зазоры между боковыми поверхностями взаимодействующих секторов стакана и скользящей втулки. На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта предельного момента, продольный разрез; на фиг. 2 дано сечение по А-А яа фиг.1; на фиг. 3 - сечение по Б-Б на фиг.1; на фиг. 4 - развертка торцового .кулачка, находящегося в зацеплении с радиальными шарик-оподшипниками; на фиг. 5 - сектора стакана и скользящей втулки, соединенные телами качения, аксонометрия. Ведупдай вал 1 соединен с выходным валом блока 2 электродвигателя и редуктора и установлен в поддаипниках стакана 3. На свободном конце ведущего вала 1 установлена на подшипниках ведущая прлумуфта 4,имеющая торцовые зубья 5 с одной стороны и торцовые кулачки 6 с другой стороны. Торцовый кулачок 6 имеет винтовую поверхность 7 - для передачи крутящего момента, кольцевую поверхность 8 для осуществления разъединения полумуфт , упорную поверхность 9 - для обе спечения холостого хода после срабатывания муфты (фиг.4). На ведущей полумуфте выполнены две симметрично расположенные продольные направляющиеj в которых установлены толкатели 10. Последние удерживаются в направляющих втулкой 11, выполненно за одно.целое с торцовой зубчаткой 5 Со стороны торцовых кулачков толкате ЛИ кмэют скошенные плоскости 12 (фиг, выступающие из.кулачков на величину, на которую необходимо, приподнять вед мую полумуфту 13 для вывода ее из за цёпления с ведущей полумуфтой. Для ограиичения величины подъема плоскостей 12 толкателей над кулачками и Обеспечения контакта с ведомой полумуфтой служат заплечики 14. В торцовые кулачки ведущей полумуф ты упираются два симметрично располо . женных радиальных подшипника 15, которые сидят на осях вилок скользящей втулки 16, Хвостовая часть скользящей втулки 16 (фиг.5) выполнена в виде секторов 17 с продольными пазами 18, на боковых поверхностях которых имеются ра1диусные дорожки 19. В пазы 18 iскользящей втуЛки входят сектора 20 жестко соединенного с ведущим валом стакана 21. Сектора 20 стакана 21 идентичны секторам скользящей втулки 16, разделены такими же пазами и имеют такие же радиусные дорожки 22. Между боковыми поверхностями секторов скользящей втулки 16 и неподвижного стакана 21 в дорожках размещены шарики 23. Для фиксации шариков от выпадания из дорожек торцы секторов снабжены планками 24, закрывающими зазоры между соседними дорожками.. Для прижатия подшипников 15 к.торцовым кулачкам 6 служит пружина 25, жесткостью которой определяется передаваемый крутящий момент. Пружина 25 с одной стороны упирается в упорный подшипник скользящей втулки 16, с другой - в кольцо 26. Последнее имеет усики 27, выступающие наружу через пазы 28 корпуса 29 и входящие в кольцевую выточку регулирующей тайки 30. Со стороны торцовых зубьев ведущей полумуфты 4 толкатели 10 упираются в упорный подшипник 31, установленный на ведомой полумуфте 13, имеющей пружину 32, постоянно стремящуюся соединить ведомую полумуфту 13с ведущей 4, Вал 33 ведомой полумуфты 13 со стороны зубчатки 5 имеет тормоз, состоящий из пружины 34 и двух сухарей 35. Ведомый вал несет отвертку 36 для закручивания , например;, ниппельной гайки 37.. Муфта предельного момента работает следующим образом. Вращение от блока 2 электродвигателя с редуктором передается стаканУ 21, который через боковые поверхности своих .секторов 20 и шарики 23 переда ет вращение секторам 17 скользящей втулки 16. При холостом ходе симметричные подшипники 15 скользящей втулки находятся в углублении кулачка 6 и передают вращение на отвертку 36. При вводе отвертки в шлиц ниппеля величина передаваемого крутящего момента возрастает, подшипники 15 начинают подниматься по винтовому профилю 7 ку лачка- 6. Скользящая втулка 16 соответственно отжимается и ее сектора 17 перемещаются относительно неподвижных секторов 20 стакана 21, перекатываясь по шарикам 23. По мере натягивания спиц передаваемый крутящий момент возрастает и при заданной его величине подшипники 15 достигают линии перехода винтового профиля кулачка 6 в кольцевой . Когда ло;сщ1ипники 15 начинают катиться по кольцевому профилю 8 кулачка 6, прекращается вращение ведущей 4 и ведомой 13 полумуфт, т.е. происходит предварительное отключение муфты. Подшипники 15, перекатываясь дальае по кольцевой части 8 кулачка 6, встречают скошенные плоскости 12 толкателей 10, которые выступают из куачков . Момент сопротивления, деиствующий на подшипники 15 со стороны кулачка б, несколько возрастает, оставаясь однако значительно меньшим, чем прежде, так к.к пружина 32 во мно го раз слабее пружины 25. Дальнейший поворот скользящей втулки 16 с подшипниками 15 относительно кулачков б сопровождается разъединением полумуфт 4 и 13 вследствие выжимания толкателей 10, Полное разъединение полумуфт, что является началом холостого вращения ведущей полумуфты 4, обеспечивает ся благодаря тормозящему воздействию сухарей 35 на стенки ведущей полумуфты 4. Сухари 35 размещены в отверстии вращающегося в это время ведомого вала 33. Вследствие этого на ведомый вал 33 будет действовать небольшой крутящий момент, равный моменту, развиваемому тормозом, который, однако, исключает дополнительный поворот ниппеля и удары при срабатьшании муфты. После соприкосновения подшипников 15 с упорными участками 9 кулачков б ведущая полумуфта 4 начинает вращаться совместно с ведущим валом 1 При этом ось подшипников 15 не доходи до вершины скоса толкателей 10, чем создается предпосылка для восстановления исходного состояния муфты. При отключении привода и отводе инструмен та от ниппеля толкатели 10 под действием пружины 32 стремятся занять первоначальное положение и при прворо те ведущей полумуфты 4 сталкивают под шипники 15, которые скатываются обратно в исходное положение, в углубление кулачка 6. : . Описанная конструкция муфты предельного момента позволяет уменьшить потери на преодоление сил трения примерно в 5-10 раз, а это позволяет повысить точность срабатывания муфты. формула изобретения 1.Муфта предельного момента, содержащая установленную на ведущем валу скользящую втулку с симметрично расположенHfcttOT шарикоподшипниками, взаимодействуюпц1ми с кулачками и толкателями ведущей полумуфты, соединенной торцовьФш зубьями с ведомой полумуфтой , отличающаяся тем, что, с цёлыр повьвяения точности срабатывания, она снабжена жестко связанным с ведуа м валом ст:аканом, стенки которого выполнены в виде секторов, на обрав1енном к стакану конце скользящей втулки выполнены идентичные сектора/ входя1№е в пазы между секторами стакана, а между боковыми поверхностями обращенных друг к другу секторов стакана и скользящей втулки установлены тела качения. 2.Муфта по П.1, отличаювд а я с я тем что на боковых поверхностях секторов стакана и скользящей втулки выполнени радиусные дорожки. 3.Муфта по и.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью исключения выпадания тел качения, торцы секторов снабжены планками, закрываю1аими между боковыми поверхностями бзанмодействующих секторов стакана я скользящей втулки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе; 1.. Авторское свидетельство CQCP 425004, кл. Р 16 Э 7/04, 1972. 2« Автсфское свидетельство СССР 531723, кл. Р 16 D 7/04,В 25 В 23/14 1974.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты