Изобретение относится к технологическим
смазкам для обработки металлов давлением, преимущественно для справочного волочения особо тонкостен
ных и капиллярных труб из нержавеющих сталей и титановых сплавов.
Оправочное волоче 1ие труб сопровождается большими энергетическими
затратами на преодоление сил контактного трения, составляющими до 60% от общих энергетических затрат.
Основная роль технологических смазок заключается в снижении сил кон
тактного трения и предотвращении налипания металла на инструмент. Для исключения налипания металла
на инструмент и снижения сил трения обычно применяют подсмазочные покрытия
и дополнительные смазки, наносимые на покрытия. Так известны смазки включающие до 8 вес.% жирных кислот,
содержащих 12 и более атомов углерода и глицеридов жирных кислот, а также
мыло с бурой или воском, хлорпарафин мыльный порошок. Указанные смазки на
носят на оксалатированную поверхность профилей из нержавеющих сталей перед волочением ij .
Однако применение таких смазочных (композиций при изготовлении особо то
костенных и капиллярных труб вызывает появление на их поверхности различных
дефектов. Образование дефектов обусловлено тем, что указанные композиции
наносят и удаляют в кислотных растворах . Оксалатные покрытия обладают высокой
твердостью, что приводит к повышенной шероховатости поверхности труб.
В настоящее время при волочении таких труб нашли применение смазки,
обеспечивающие волочение без подсмазочных покрытий. Так известна жидкая
смазочная композиция, высыхающая на поверхности металла, состоящая из
водного раствора 25-75 вес.% аминового и 75-25 вес.% щелочнометаллического
мыл, получаемых из жирных кислот с низким титром 2 . Однако указанная композиция не
устраняет налипания при волочении нержавеюцих труб при жестких режимах
деформации, к каким относится справочное волочение труб. Известна также мыльная смазочная
композиция, состоящая из 15-97 вес.% солей щелочных металлов жирных кислот
Си- Со, и 3-75 вес.% пирофосфа - -и-iA о /т r / (
КгРгО) ITOB щелочных металлов
Это смазочное покрытие также не обеспечивает надежного разделения кон
тактирующих поверхностей при оправочном волочении труб из нержавеюгдих и тит
новых сплавов. В этом .случае волочени сопровождается обрывом труб и налипанием металла на оправку.
Наиболее близкой к предлагаемой яв ляется смазка для волочения труб,
состоящая из водного раствора мыл щелочных металлов жирных кислот фракции С р-С24. (содержание 5-20 вес.%)
и солей щелочных металлов полифосфатных кислот (1-10 вес.%) с добавкой
жирных кислот С.,о-С24 (1-6 вес.%) 4. Однако смазочная пленка, образующаяся
после просушки на поверхности м талла, за короткое время гщсорбирует
на себе влагу, что приводит к образованию в смазке кислых мыл, ухудшающих
ее смазочные свойства. Кроме того, из-за наличия солей щелочных металлов
полифосфорных кислот состав нестабилен во времени. Указанная смазка такж
обладает недостаточно высокими противозадирными и антифрикционными свойствами
и не устраняет налипания метал ла на инструмент в жестких условиях деформации особо тонкостенных труб из
нержавею14их сталей и титановых сплавов Целью изобретения является повышение
антифрикционных свойств и стабиль ности смазки. Для выполнения поставленной цели
предлагается смазка для волочения труб на основе воды, мыл щелочных металлов
жирных кислот фракции C Q-C Aкоторая дополнительно содержит йодистый натрий, гидроокись лития и эмуль
СОЛ. Состав смазки, вес.%: Мыла щелочных металлов жирных кислот фракции
Эмульсол0,5-1 Водадо 100 В качестве эмульсола предпочтительно
используют эмульсол на основе минерального масла, натриевых солей масляного асидола и кислот таллового
масла (ЭТ-2, Э-1, Э-2). Смазку приготавливают следующим образом. В емкость (с подогревом паровым
змеевиком) заливают 3/4 рабочего объема воды и закладывают расчетное количество мыла (например, мыла
хозяйственного). Воду подогревают до 8090 С, раствор периодически перемешивают
до полного растворения мыла. Затем в отдельной емкости в небольшом объеме
горячей воды растворяют расчетное количество йодистого натрия и вводят
в рабочий раствор при перемешивании. Далее также в небольшом количестве
холодной воды растворяют гидроокись лития и равномерно при перемешивании
добавляют ее в рабочий раствор. Затем небольшими порциями при тщательном
перемешивании вводят эмульсол технический . Раствор доводят, добавляя воду,
до рабочего объема и температуры 65- 70°с. Смазку на трубы наносят окунанием
в раствор пакета труб в наклонном положении . При этом концы труб должны
быть открытыми. Время выдержки в растворе 3-4 мин. Затем трубы извлекают
из раствора и просушивают в потоке воздуха с температурой 80-100 с в течение 25-40 мин.
Были проведены испытания на маши-i не трения (МТ-1, ВНИТИ) при волочении
полосы из стали марки Х1ВН10Т с испытываемой смазкой между планками при деформации полосы Е 20%.
Для сравнительных испытаний пред-лагаемой смазки и известной были
Результаты испытаний смазок Т а б л и ц а 2