Способ разработки тоннелей двумя штольнями, расположенными одна над другой, с возведением в первую очередь свода тоннеля, отличающийся тем, что выборка породы под пятами свода для подводки стен тоннеля осуществляется путем разработки сперва секций стен на концах каждого блока свода, а затем, после готовности бетонного заполнения этих секций, выборкой оставшейся между ними породы.
Предлагаемый способ относится к способам проходки тоннелей при помощи двух штолен с выполнением облицовки тоннеля бельгийским методом и касается выработки породы под пятами сводов. На чертеже фиг. 1 изображает поперечный разрез разрабатываемого тоннеля и фиг. 2 - график работ по проходке тоннеля. По предлагаемому способу верхняя штольня 1 проходит высотой, достаточной для разработки сразу большой колотты 2, не прибегая к устройству малой колотты и штроцетты. Разработка колотты ведется одновременно в обе стороны. После готовности разработки колотт производится бетонировка свода тоннеля опиранием пяты его на породу по линии боковых штрос 7. Нижняя штольня 4 ведется впереди верхней 1, имея пол на уровне постели обратного свода тоннеля и сечением, достаточным для габарита двухпутной дороги. Фурнели 3 проходят снизу из штольни 4 через определенные промежутки по длине и служат для сбрасывания через них породы при выработке верхней штольни 1 и колотт 2. Сбрасываемая порода при помощи люка 5 попадает непосредственно в вагонетки нижней штольни 4. Среднюю штроссу 6 разрабатывают таким образом, чтобы к моменту разработки боковых штросс 7 можно было устроить по обеим сторонам, дополнительно, по одному разъезду, не мешая общей откатке. Боковые штроссы 7 разрабатываются секциями длиной 1,8-2,5 м таким образом, чтобы шов между двумя соседними блоками свода находился в центре штроссы и каждый блок свода опирался сперва на промежуточный целик, а затем, после готовности бетонного заполнения выработанных секций, на них, давая возможность произвести выборку оставленных целиков.