заявка
№ SU 229101
МПК F16C25/04

МНОГОКЛИНОВОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Авторы:
Соколов Ю.Н.
Номер заявки
1163928/25-27
Дата подачи заявки
13.06.1967
Опубликовано
18.02.1969
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Формула изобретения

Многоклиновой гидродинамический подшипник, содержащий сегменты, которые наружными поверхностями опираются на поверхность кольца, плотно установленного в корпусе, отличающийся тем, что, с целью обеспечения самоустановки сегментов в направлении вращения вала и вдоль его оси, повышения жесткости опоры и упрощения регулировки зазора, между опорными кольцами установлена жестко связанная с ними кольцевая прокладка, имеющая фигурные выступы, упирающиеся в торцы сегментов.

Описание

[1]

Известны многоклиновые гидродинамические подшипники, состоящие из опорных сегментов, которые наружными поверхностями опираются на поверхность кольца, плотно установленного в корпусе.

[2]

Такие подшипники не могут осуществить самоустановку в направлении оси вала, затруднена регулировка диаметрального зазора. Кроме того, подшипники имеют невысокую жесткость.

[3]

Отличительная особенность предложенного подшипника состоит в том, что в нем между опорными кольцами установлена жестко связанная с ними кольцевая прокладка, имеющая фигурные выступы, упирающиеся в торцы сегментов.

[4]

Такое выполнение обеспечивает самоустановку сегментов в направлении вращения вала и вдоль его оси, увеличение жесткости подшипника и упрощение регулировки зазора.

[5]

На чертеже показана схема описываемого подшипника.

[6]

Подшипник состоит из трех или более опорных сегментов 1, охватывающих равномерно шейку вала 2. Своими наружными сферическими поверхностями сегменты опираются на конические поверхности двух опорных колец 3, установленных плотно в корпусе 4.

[7]

Расположенная между кольцами 3 прокладка 5 имеет специальные уступы, удерживающие опорные сегменты от проворота под действием сил трения и фиксирующие сегменты в определенном угловом положении. Толщина прокладки 5 определяет взаимное положение колец 3 в осевом направлении и, следовательно, рабочий диаметральный зазор в подшипнике. Штифты 6 соединяют кольца 3 и прокладку 5 в единый блок и предотвращают проворот прокладки 5. Подшипник монтируется в корпусе с помощью фланца 7 и винтов 8.

[8]

Подшипник работает при непрерывной подаче масла через отверстия в корпусе 4 и пазы 9 в опорных кольцах 3.

[9]

Наружная криволинейная поверхность опорных сегментов может быть, например, тороидальной. Ее получают путем затылования сферической поверхности, радиус которой равен радиусу конической поверхности кольца в сечении, проходящем через точки контакта и пересекающем ось вала в точке, расположенной в плоскости, перпендикулярной оси вала и проходящей через середину сегмента. Центр этой сферы совпадает с центром радиуса расточки рабочей поверхности сегментов. Радиус затылования несколько меньше радиуса сферической поверхности и центр его выбирают таким образом, чтобы контакт между сегментом и кольцом имел место в точках, обеспечивающих образование оптимального масляного клина.

[10]

Наличие указанной затылованной сферической поверхности обеспечивает полную самоустановку в окружном направлении и вдоль оси вала при вращении шпинделя и надежный контакт сегментов с опорными кольцами в двух точках, что придает подшипнику высокую жесткость.

[11]

Криволинейная наружная поверхность сегментов может быть также сферической. В этом случае радиус опорной сферы несколько меньше радиуса конической поверхности кольца в сечении, проходящем через точки контакта и пересекающем ось вала в точке, расположенной в плоскости, перпендикулярной оси вала и проходящей через середину сегмента. Центр радиуса расточки рабочей поверхности подшипника смещен относительно центра сферы для того, чтобы получить контакт наружной сферической поверхности сегмента с конической поверхностью кольца в точке, обеспечивающей образование оптимального масляного клина.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты