Известна фрикционно-шарнковая предот
хранительная муфта, состоящая из ведущего вала, нажимного диска, прижимаемого через
стакан пружиной, второго нажимного диска с клиновыми вырезами и с расположенными в
иих щариками, которые соприкасаются с поверхностями первого нал имного диска, упорного
диска, жестко связанного с валами и составляющего со вторым нажимным диском
фрикционную пару. Однако такая муфта не обеспечивает плавного регулирования крутящ .его момента. Описываемая муфта отличается от известной тем, что в ней между вторым нажимным
и упорным дисками на валу свободно установлен связанный с ним шпильками желобчатый
диск с рядом шариков, взаимодействующих одновременно с упорным, нажимным и желоб-) чатым дисками. Такое выполнение муфты обеспечивает плавное регулирование крутяа1,его момента и
надежную защиту от перегрузок. На чертеже изображена схема 01И1сываемой муфты. Она состоит из упорного диска /. жестко связанного с валом 2, нажимного днска 3 с
клиновой кольцевой выточкой и с закрепленной на нем шестерней 4. Между нажимным 3
и упорным } дисками находится свободно посаженный на вал 2 и связанный с ним посредством
шнилек 5 желобчатый диск б с шарика-мн 7 и сепаратором 8, зажатый с помощью
стакана 9, нервого нажимного диска 10, шариков //, нружиной 12 и гайкой 13.
Шиильки 5 могут выполняться как рассчитанными на онределенное усилне среза, выполняющими
при этом роль резервного предохранительного устройства от заданной пере -рузки
, так и с заведомо большим усилием среза и нредназначеииыми нрн этo только
для осуществления связи желобчатого диска 5 с валом 2.
Величина момента pei-улируется силой ноджатия нружииы при помощи гайки 13. Нажимной
диск 3, уиорный диск 1, желобчатый диск 6 и диск 10 выполиены из стали и покрыты
защитиым изиосостойким покрытием (.хромироваиие), предохраняющим их от коррозии
ири работе во влажиой или агрессивной среде.
Муфта может быть вынолнеиа как с сенаратором 8, так и без него. Прн вынолнеини
муфты без сепаратора шарнки 7 укладываются в желобчатом диске так, чтобы зазор между
нервым и последним шариком был менее диаметра шарика.
В случае превышения на Baoiy 2 -заданного крутящего момента шарнки 7 начинают перекатываться
с проскальзыванием по дискам 1, 3 6, н вал 2 останавливается.
В результате нерекатывання с проскальзываннем шариков 7 возникает и сохраняется
заданный крутяш,ий момент, зависящий от силы поджатия пружины 12, диаметра и количества
шариков 7 и слабо зависящий от изменения скорости в шнроком интервале, различных
клнматических воздействий и длител11иости бездействия муфты.
В муфте предусмотрена резервная защита от перегрузок нри помощп срезных щпнлек5.
В случае износа шариков 7 или онориых поверхностей, контактирующих с И1ариками,
дисков /, 3 и 6, в результате чего момент может резко возрасти свыше допустимого, происходит
срезание шнилек. При этом желобчатый диск 6 нолучает возможность свобод; о
вращаться на валу 2, в результате чего момент , нередаваемый па вал 2, резко надает.
Предмет изобретения 1. Фрикциоппо-шариковая нредохранительиая
муфта, содержащая нажимной диск, ирпжимаемый через стакан пружиной, второй нажимной
диск с клиповой кольцевой выточкой п с располол енными в ней шариками, взаимодействующими
с поверхиостью первого иажимиого диска, н упорпый диск, жестко связаииый
с валом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения плавного регулирования
крутящего момеита, между вторым нажнмиым и упорным дисками, па валу свободно
установлен связанный с ним желобчатый диск с рядом щариков, взаимодействующих одновременно
с упорпым, вторым пажимпым и желобчатым дисками.
2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что, с 20 целью надежиой защиты от перегрузок, желобчатый
диск связан с валом срезными шпильками.