Использование: приводы магнитных и оптических дисков,1 лентопротяжных других устройств. Сущность изобретения: электродвигатель
содержит стат ор с обмоткой, подключенной к полупроводниковому коммутатору , ротор с индуктором, датчик положения
ротора и тахомегрическую обмотку/ Двигатель снабжен магиитопроводом для магнитного потока рассеяния, на.котором размещены тахометрическая обмотка и маг- ниточувствитёльные элементы, деющие
информацию о положении ротора. 2 ил.
Изобретение относится к области электротехники
, а именно к разделу бесколлекторных электрических машин постоянного
тока, и может быть использовано в электроприводе дисковых запоминающих устройств
, магнитофонов, проигрывателей. Известен вентильный двигатель, содержащий
Статор с якорной рбмоткой и враща ющийся индуктор, состоящий из стального
ярма, к которому приклеены четыре постоянных магнита, а к последним приклеены
полюсные наконечники. К одной торцовой поверхности индуктора прикреплена система
подмагничивания датчика положения ротора, состоящая из двух секторных магнитных
шунтов и двух концентрических дуг. Датчик положения ротора укреплен на специальной
пластмассовой крышке и состоит из замкнутого магнитопровода, на котором
размещены первичная и вторичная обмотки . Последняя через блок управления в зависимости
от положения ротора открывает ключи коммутатора, к которому подключена обмотка якоря. Двигатель i отличается, конструктивной и технологической сложностью. Кроме того,
у него отсутствует тахометрическая обмотка , ив случае его использования о автоматизированном
электроприводе необходим дополнительный тахогенератор, что приводит
к еще большему усложнению и увеличению осевой длины. Известен также вентильный двигатель, состоящий из статора с m-фазной якорной
обмоткой, подключенной к сети через полупроводниковый коммутатор, и вращающего
индуктора. На статоре расположён датчик положения ротора, выполненный в виде
ферромагнитного экрана, к которому против торцовой поверхности индуктора прикреплены
m разомкнутых ферромагнитных сердечников с двумя обмотками на каждом.
Эти обмотки попарно соединены по дифференциальной схеме с однополупериодным
выпрямлением и подключены к высокочастотному источнику напряжения через резистор
, с которого снимается сигнал о положении ротора, и электронный ключ. ел С Двигатель содержит m инверторов, m электронных
нуль-органов, через которые сигнал о положении ротора подается на управляющие
цепи коммутатора, а также дифференциатор , интегратор и компаратор. Двигатель имеет ряд существенных недостатков , связанных с тем, что на выходе
датчика положения ротора имеются два сигнала одинаковой частоты, но сдвинутых
друг относительно друга на 180°: сигнал о положении роторалне; изменяющийся по ве-
л ичин за виси мости от астоты в ра ще н ия; , сигнал ЭДС вращения, величина которого
изменяется в зависимости от частоты вращений . . : ..-. , При малой частоте вращения, когда
ЭДС вращения ничтожно мала, каждый из m нуль-органов (компараторов) выдает прямоугольный
импульс длительностью а 180°. Так как при m -З.эти импульсы
сдвинуты друг относительно друга на 120°, то. через каждые 60° происходит коммутация
ключей коммутатора, . межкоммута- дйонный период «к, в течение которого
ротор .повбрачивается от некоторого минимального угла в между осями МДС я Шря F
и магнитногб потока Ф до максимального 02 без коммутаций в секциях (фазах) обмотки
якоря, также равен Сб°. Тако й межкоМму тационный период является идеальныим
при трехфазной мостовой схеме коммутато -;ра ,;::-. ;; .;;:.. ..;. . / ; . . По мере увеличения частоты вращения ЭДС вращения увеличивается, поэтому ре-,
зультирующий сигнал на выходе датчика положения ротора .уменьшается. Так как
пороговое напряжение нуль-органа неизменно , то в этом случае его импульс появляется
позже и исчезает раньше, чем при. отсутствии ЭДС вращения, т.е., длитель-
; н.ость импульса нуль-органа уменьшается по мере увеличения частоты вращения.
Это приводит к увеличению 6 и уменьшению , в результате чего средний момент
уменьшается, а пульсация момента увели- ч ивается, Следовательно, увеличивается и
неравномерность вращения. .Вследствие уменьшения м-омента
уменьшается отдаваемая двигателем мощ ность при практически неизменных потерях
, т.е. КПД двигателя уменьшается. Таким образом, из-за вредного влияния ЭДС вращения
.на работу нуль-органа, следовательно, и коммутатора ухудшаются технико-экономические
показатели двигателя: уменьшается КПД; увеличивается объем двигателя на
единицу момента (мощности при заданной частоте вращения). При определенной частоте вращения , а средний момент равен 0, т.е. двигатель
становится вообще неработоспособным . Чтобы обеспечить работоспособность двигателя в этом случае, в прототипе имеется возможность перехода на управление
коммутатором по сигналу ЭДС вращения, для чего предусмотрены m инверторов,
электронный ключ, дифференциатор, ин0 тегратор и компаратор, что приводит к значительному
усложнению и снижению надежности. .. Кроме указанных недостатков, двигатель
, не может быть использован в автома5 тизированном электроприводе из-за
отсутствия сигнала, пропорционального частоте вращения. Целью изобретения является увеличение надежности. 0 Цель достигается тем, что в электродвигателе , содержащем статор с m-фазной обмоткой
, соединенной с сетью через полупроводниковый коммутатор, ротор с
постоянными магнитами, m разомкнутых 5 ферромагнитных сердечников с наконечниками
, расположенных по окружности вблизи его торцовой поверхности, каждый из
сердечников соединен с кольцевым магни- топроводом, между ними установлен магни0
точувствительный элемент, а на кольцевом магнитопроводе размещена тахометрйче- ская обмотка. . . На
фиг.1 показан вентильный электродвигатель , продольный разрез; на фиг.2 5
разрез А-А на фиг.1 для трехфазного двухполюсного электродвигателя. .., . . Вентильный электродвигатель сострит из корпуса 1, .подшипниковых щитов 2 и 3,
вала 4, вращающегося в подшипниках 5, с 0 индуктором б, статора 7 с обмоткой якоря 8,
подключенной к коммутатору (не показан), ферромагнитных сердечников 9, расположенных
вблизи торцевой поверхности ротора и сдвинутых друг относительно друга на 5 120 эл.град. стержней 10 с магниточувстви- тельным элементом 12, например, датчиком
Холла, ярма 13с тахометрической обмоткой 11, установленного на плате 14,
служащей одновременно и для выполнения 0 электрических соединений. Тахометриче-
ская обмотка 11 может быть размещена и на Стержнях 10. Сердечники 9, стержни 10 и
ярмо 13 образуют специальный магнито- провод для магнитного потока рассеяния, 5 вид которого для тр.ехфазной деухполюсной машины в сечении показан на фиг.2.
Этот магнитопровод может быть выполнен прессованным из магнитного материала с
повышенным удельным электрическим со- протирлением с целью уменьшения потерь на вихревые токи. При любом числе пар полюсов (р 1,2,3,4,...)длина дуги сердечников
9 не должна превышать 2/3 полюсного деления. Работа двигателя происходит следующим
образом. Магнитный поток индуктора 6, выходящий с его цилиндрической поверхности (основной
поток), взаимодействуя с трком Обмотки якоря 8, создает вращающий момент
. Магнитный поток, ЁЫХОДЯЩИЙс торцевой поверхности индуктора 6 (поток
рассеяния), собирается в сердечнике 9, расположенном против данного полюса, и через
стержня 10, ярмо 13 и другие сердечники 9 проходит к полюсу противоположной
полярности. При вращении ротора каждый из сердечников 9 перемещается в
магнитном поле, поэтому магнитный поток в них, следовательно, и в стержнях, изменяется
. Благодаря этому в обмотках 11, расположенных на ярме или на стержнях,
наводятся ЭДС, пропорциональные частоте вращения и сдвинутые друг относительно
друга по фазе, а в магниточувствительных элементах 12 появляется сигнал, изменяющийся
в зависимости от положения ротбра. Сигналы этих элементов сдвинуты по фазе
соответственно пространственному сдвигу сердечников 9 и могут быть использованы
для управления работой коммутатора. Соединение сердечников с кольцевым
магнитопроводОм, установка между ними магниточувствительных элементов и разме; щение тахометрической обмотки на кольцевом магнитопроводе обеспечивает независимость
сигнала о положении ротора и тахиметрического сигнала друг от друга. Благодаря этому ЭДС вращения не оказывает вреднего влияния на работу коммутатора.
Кроме того, существенно упрощается функциональная схема (отпадает надобность в m
инверторах, электронном ключе, интеграторе , дифференциаторе, компараторе и источ-
нике высокочастотного питания), следовательно, увеличивается надежность.
При этом упрощается и конструкция собст- .венно двигателя в связи с отсутствием магнитного
. Наличие независимого сигнала ЭДС вращения позволяет использовать его для контроля или регулирования
частоты вращения. Формула изобретения В ентил ь н ы и э л е ктродв и гател ь, соде р- жащий статор с rn-фазной обмоткой, соединенной
с сетью через полупроводниковый коммутатор, ротор с постоянными магнитами
, m разомкнутых ферромагнитных сердеч- ников с наконечниками, расположенными по
окружности вблизи его торцовой поверхности , отличи ю щ и и с я тем, что, с
целью повышения надежности, каждый сердечник соединен с кольцевым магнитб-
проводоМ, Между ними устайОвлеН магни- точувствительный элемент, а на кольцевом магнитопроводе размещена тахометриче- ская обмоТка. 3(5 н