заявка
№ SU 1775974
МПК B64C11/26

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЛОПАСТЕЙ ВОЗДУШНОГО ВИНТА

Авторы:
Пургин О.П. Шмелев Ю.К. Поддубский В.А.
Все (4)
Номер заявки
4864699/23
Дата подачи заявки
25.07.1990
Опубликовано
20.11.1996
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
4
Реферат

[26]

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам изготовления лопастей воздушного винта из композиционных материалов из стекло-, угле- или бороволокна, используемых на летательных аппаратах, судах на воздушной подушке и т.д. Цель изобретения - повышение надежности лопасти и технологичности ее изготовления путем упрочнения кромок в пресс-форме сердечника лопасти. Способ изготовления лопастей 1 воздушного винта, заключается в формовании в пресс-формах лонжерона , пера лопасти, вкладышей 3 кроме пера лопасти посредством послойной укладки слоев наполнителя, с последующей пропиткой связующим и полимеризацией. В пресс-форме 4 сердечника лопасти 1, в зоне кромок лопасти располагают слои 6 стеклоткани с нанесенным на них слоем клея, формообразуют и полимеризуют на нем вкладыши 3 передних кромок и задних кромок лопасти, пастообразным стеклоровингом, не размыкая пресс-форму, формуют из пенопласта передние вкладыши 9 и задние вкладыши 10 лопасти, собирают верхний и нижний пакеты 11 оболочки лопасти, располагают между ними заготовку лопасти, в пресс-форме лопасти формуют лопасть. 5 ил.

Формула изобретения

Способ изготовления композиционных лопастей воздушного винта, заключающийся в предварительном изготовлении заготовки лопасти путем последовательного формования в пресс-формах лонжерона, вкладышей кромок пера, и передних и задних вкладышей лопасти, помещении заготовки лопасти между верхним и нижним пакетами оболочки лопасти, полимеризации, установки вспомогательных элементов и проведении отделочных работ, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности лопасти и технологичности изготовления путем упрочнения кромок в пресс-форме сердечника лопасти, формование вкладышей кромок лопасти осуществляют путем помещения в пресс-форме сердечника лопасти слоев стеклоткани с нанесенным на них слоем клея, на которые наносят в виде валика пастообразный заполнитель по периметру пера лопасти и, не размыкая пресс-форму, формуют передние и задние вкладыши лопасти.

Описание

[1]

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам изготовления лопастей воздушного винта из композиционных материалов с наполнителем из стекло-, угле- или бороволокна, используемых на летательных аппаратах, судах на воздушной подушке, экранопланах и т.п.

[2]

Известны способы изготовления лопастей воздушного винта из композиционных материалов, основанные на послойной выкладке или намотке слоев композиционного наполнителя, пропитанного связующим, последующей полимеризацией при повышенной температуре.

[3]

Недостаток указанного способа изготовления лопастей состоит в том, что он не обеспечивает повышение надежности пера лопасти.

[4]

Известен также способ изготовления лопастей воздушного винта из композиционных материалов, основанный на послойной выкладке слоев композиционного наполнителя, с последующим формированием и полимеризацией в пресс-форме.

[5]

Недостаток указанного способа изготовления лопастей воздушного винта состоит в том, что он не обеспечивает необходимое повышение технологичности при изготовлении, например, саблевидных лопастей воздушного винта.

[6]

Известен наиболее близкий по технической сущности и решаемой задаче способ изготовления лопастей воздушного винта летательного аппарата из композиционных материалов, основанный на послойной выкладке с угловым армированием наполнителя лонжерона или ошибки лопасти, а также вкладышей кромок лопасти с последующей пропиткой связующим, полимеризацией при повышенной температуре.

[7]

Недостатками указанного выше способа изготовления лопастей являются:
недостаточная надежность при работе в составе винта на летательном аппарате кромок лопастей, особенно передних:
недостаточная технологичность при изготовлении вкладышей кромок лопасти из композиционных жгутов;
высокие напряжения в кромках лопасти.

[8]

Цель изобретения повышение надежности и технологичности изготовления путем упрочнения кромок лопасти в пресс-форме сердечника-лопасти.

[9]

Указанная цель достигается тем, что формование вкладышей кромок лопасти осуществляют путем помещения в пресс-форме заготовки лопасти, слоев стеклоткани с нанесением на них слоев клея, на которые наносят в виде валика пастообразный заполнитель по периметру пера лопасти и, не размыкая пресс-форму, формуют передние и задние кромки лопасти.

[10]

На фиг.1 изображена изометрия элементов лопасти; на фиг.2 матрица пресс-формы с размещенным лонжероном и вкладышами кромок лопастей; на фиг.3 - пастообразный стеклоровинговый валик (сечение); на фиг.4 элемент обшивки лопасти (пакет обшивки); на фиг.5 отформованная лопасть.

[11]

Способ изготовления композиционных лопастей воздушного винта заключается в предварительном изготовлении заготовки 1 лопасти 2 путем последовательного формирования в пресс-формах 3 лонжерона 4, вкладышей 5 кромок 6 пера 8 и передних и задних вкладышей 9 лопасти, помещения заготовки 1 лопасти между верхним и нижним пакетами 10 оболочки 11 лопасти, полимеризации, установки вспомогательных элементов и проведения отделочных работ.

[12]

Формование вкладышей 5 кромок 6 лопасти 2 осуществляют путем помещения в пресс-форме 3у заготовки 1 лопасти, слоев 12 стеклоткани с нанесенным на них слоем клея, на которые наносят в виде валика пастообразный заполнитель по периметру пера 8 лопасти 2 и, не размыкая пресс-форму 3, формуют передние и задние вкладыши 5 кромок 6 лопасти 2.

[13]

Дополнительными позициями обозначены сердечник 13 лонжерона из пенопласта, оболочка 14 лонжерона 4.

[14]

Изготовление композиционных лопастей происходит следующим образом.

[15]

Предварительно формуют сердечник 13 лонжерона, укладывают наполнитель оболочки 14 лонжерона, формуют лонжерон 4 в соответствующих пресс-формах.

[16]

В пресс-форме 3 заготовки лопасти 2, в зоне кромок 6 лопасти располагают слои стеклоткани 12 с нанесенным на них слоем клея, смыкают пресс-форму, формуют и полимеризуют на нем вкладыши 5 передних и задних кромок.

[17]

Нанесенный клей на стеклоткань увеличивает прочность соединения пастообразного стеклоровинга с отвержденными вкладышами 5 кромок лопасти. Для уменьшения времени полимеризации вкладышей кромок производят подогрев пресс-формы 3.

[18]

На слой стеклоткани 12 наносится стеклоровинг в виде валика. Пастообразный стеклоровинг наносится по периметру пера 8 лопасти 2 по передней и задней кромкам 6, например, специальным пистолетом с треугольным соплом в сечении, что позволяет стеклоровинг наложить валиком, конусом к кромкам пера лопасти (см. фиг.3), что при смыкании пресс-формы, т.е. матрицы с пуансоном, позволяет получить оптимальное формообразование кромок 6 (см. фиг.1).

[19]

Нанесение стеклоровинга специальным пистолетом существенно повышает производительность труда по сравнению с изготовлением вкладышей 5 кромок из стекложгутов и их формований в отдельной пресс-форме.

[20]

Не размыкая пресс-форму, формуют из пенопласта передние и задние вкладыши 9 лопасти, при условии, что лонжерон 4, отформованный ранее, помещен в пресс-форму 3 (см. фиг.2).

[21]

На других рабочих местах собирают верхний и нижний пакет 10 оболочки 11 лопасти с угловым армированием слоев ± α например 30o (см. фиг.4), располагают между ними заготовку 1 лопасти. Для ускорения техпроцесса лонжерон 4, вкладыши 5 кромок лопастей могут быть полимеризованы частично, что при формировании вкладышей 9 лопасти увеличит прочность их соединения, так с вкладышами кромок лопасти, так и с лонжероном за счет дополнительного проникновения связующего. Располагают между пакетами 10 заготовку лопасти в пресс-форме лопасти, пропитывают связующим под давлением, формуют окончательно, полимеризуют, устанавливают вспомогательные элементы, проводят отделочные операции.

[22]

Отформованные стеклоровинговые вкладыши, связанные связующим и отформованные совместно с обшивкой 11 лопасти, которая имеет четное или нечетное число слоев с угловым армированием, существенно повышают прочность кромок лопасти 2.

[23]

За счет использования вкладышей 5 кромок лопасти, скругляющих углы сечения обшивки 11, снимается концентрация напряжений в наиболее слабом месте, в острых углах, а сам материал композиционных вкладышей 5, обладая более высокой прочностью при сдвиге, чем обшивка 11, воспринимает касательные напряжения и повышает прочность лопасти при действии поперечных сил и скручивающего момента и, как следствие, надежность.

[24]

Изготовление лопастей может производиться из следующих материалов: армирующего наполнителя ткани Т-25; (ВМ)-73 ТУ-6-11-380-70, связующее ВС-2561С ТУ-585-25-278-89, материал с пониженным удельным весом ПУ-107 инструкции ВИАМ ПИ 1.2.219-82, клей ВК-50 ТУ-1-595-24-201-85, стеклоровинг стеклорубленка ГОСТ 17139-79, пастообразный стеклоровинг клей ВК-50, заполненный стклоровингом.

[25]

С точки зрения технико-экономического эффекта, создаваемого при использовании данного изобретения, можно отметить, что использование данного изобретения дает следующие преимущества: большая надежность лопастей в составе винта, в частности передних кромок лопастей; большая технологичность при изготовлении вкладышей кромок лопастей, чем из композиционных жгутов; меньше напряжения в кромках лопастей.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты