Использование: для стыковой сварки преимущественно малогабаритных деталей в машиностроительной, приборостроительной
и других отраслях промышленности. Сущность изобретения: каретки 3 и 4 с зажимами
5 и 6 установлены подвижно на направляющих 2. Каретка 3 соединена с приводом 13 осадки. Вторая каретка 4 подпружинена
относительно первой пружиной 11 и относительно неподвижного основания пружиной 14, а также снабжена упорами 15 и 16. Соотношение жесткости пружин задается
. Устройство позволяет осуществлять осадку в два этапа: быстрое перемещение каретки 3 до касания оплавленных торцов деталей 7, 8 и плавная осадка, при которой каретка 4 перемещается со скоростью
меньшей , чем скорость каретки 3. Скорость осадки определяется разностью скоростей перемещения кареток 3 и 4. 4 ил.
V Vi-V2, где V - скорость осадки, м/с, Vi -скорость перемещения каретки3, м/с, V2- скорость перемещения каретки 4, м/с.
Этот процесс будет происходить до полного вытеснения расплавленного металла
(фиг. 4), при этом каретка 3 пройдет путь Нз, а каретка 4 пройдет путь и остановится
при помощи регулируемого упора 16. Следовательно скорость перемещения каретки 3 будет равна V,. а скорость перемещения каретки 4 V2 . где t - время перемещения каретки до полного вытеснения расплавленного металла. Очевидно, что при этом пружина 14 сожмется на величину, равную перемещению
каретки 4, т.е. Щ, а пружина 11 сожмется на величину, равную разности перемещений
кареток 3 и 4, т.е.Нз-Н Усилия пружин 11 и 14 достигнут величин соответственно:
H+Zr(H3-H4): Pi4-Zr H+Z2-H4, где 2z - жесткость пружины 14..55 Как указывалось выше, при одновременном
движении кареток 3 и 4 усилия пружин 11 и 14 равны, т.е. После полного вытеснения расплавленного металла и остановки каретки 4 на упоре
16 привод 13 осадки сжимает свариваемые детали 7 и 8 с усилием, требуемым для сварки
и значительно превышающим усилие сжатия пружин 11 и 14. В таком положении детали 7 и 8 выдерживаются до полного остывания расплавленного металла, после
чего извлекаются из зажимов 5 и 6. Привод 13 осадки и каретки 3 и 4 возвращаются
в исходное положение. Цикл . сварки закончен. Например, для сварки алюминиевых трубок диаметром 6 мм требуется усилие
сжатия 20 кг. Дуговой зазор Н равен 3 мм. Толщина расплавленного металла на торцах деталей не превышает 0,2 мм. Скорость осадки на втором этапе должна составлять
величину 0,1.,.0,2 от скорости первоначального закрытия дугового зазора, т.е. от скорости
перемещения каретки 3 V(0,1,..0.2)Vi, тогда скорость перемещения каретки 4 (0,1.J).2) Vi(0,9..A8) VL Отношение жесткостей пружин 11 и 14 V1 ,
1 -0,11. ..0,25 Zi V2 (0,9...0,8)Vi 1 Принимаем ,15Zi. Из конструктивных соображений и учитывая
усилие сварки принимаем кг/мм. Пружина наружным диаметром 22 мм, диаметр проволоки 2,2 мм, число витков - 3,
тогда жесткость второй пружины будет: ,15 кг/мм.. Такой жесткостью обладает пружина наружным диаметром 20 мм, диаметр проволоки
1,6 мм с числом витков - 7. При этом усилие сжатия пружины 11 будет равно H+Zi (Нз-Н4)1 3+1 0,,2 кг, что значительно меньше усилия сварки, и,
следовательно, сопротивление пружин 11 и 14 существенного влияния на работу привода осадки не оказывает.
Предлагаемое техническое решение позволяет значительно упростить конструкцию
механизма сжатия стыкосварочной машины с сохранением высокого качества сварки, присущего
машинам, работающим по принципу осадки в два этапа, при этом отсутствие необходимости
торможения быстро перемещающегося рабочего органа позволяет применять
более быстродействующие по сравнению с гидравлическими приводы осадки, например
электромагнитно-пружинные. 8 6 Формула изобретения Механизм оплавления и осадки стыкосварочной
машины, содержащий зажимы для свариваемых деталей, один из которых, установленный
с возможностью возвратно- поступательного перемещения, связан с
приводом оплавления и осадки, отличающийся тем, что, с целью упрощения
конструкции, другой зажим установлен также с возможностью возвратно-поступательного
перемещения, снабжен упорами для ограничения его перемещения и подпружинен
в направлении перемещения с одной стороны относительно первого зажима, а с
другой - относительно неподвижного основания машины посредством пружин, соотношение
жесткости которых определяется из выражения Z2 :Т ,1..АЗ, где 7.2 - жесткость пружины, установленной между вторым зажимом и неподвижным основанием
машины, кг/мм; Zi - жесткость пружины, установленной между зажимами, кг/мм.
Фиг.З Фиг4
Изобретение относится к стыковой сварке преимущественно малогабаритных
деталей и может быть использовано в машиностроительной , приборостроительной и
других отраслях промышленности. Известны устройства 1, содержащие подвижный
и неподвижный токоподводящие зажимы, в которых с определенным зазором
между торцами закреплены свариваемые детали . Нагрев и оплавление торцов свариваемых
деталей осуществляется посредством электрической дуги, горящей в зазоре между
торцами свариваемых деталей. Осадка после оплавления производится перемещением подвижного
зажима при помощи привода осадки . Для обеспечения, закрытия зазора с максимально возможной скоростью привод осадки выполняется электромагнитно-пружинным
2, состоящим из электромагнита, якорь которого через пружину соединен со
штоком, толкающим подвижный зажим. Однако быстрее перемещение подвижного
зажима привод к возникновению в момент соединения оплавленных торцов
ударных нагрузок, следствием которых является образование сварочных дефектов
(расслоения и трещины в зоне соединения), а также увеличенная пластическая деформация (грат). Этот недостаток устраняется применением в стыкосварочной машине гидравлического
привода осадки 3 который снабжен 2 ся 4 О автоматическим тормозом, позволяющим производить осадку в два этапа: закрытие
зазора между торцами свариваемых деталей с максимально возможной скоростью и
завершение осадки с пониженной скоро- стью, начиная с момента касания оплавленных
торцов. Для этого автоматический тормоз выполнен в виде цилиндра с двумя полостями
, снабженными симметрично расположенными входными и выходными каналами,
сообщающимися через калиброванное отверстие , внутри цилиндра размещен с возможностью
регулирования рабочего хода плунжер с тормозной калиброванной насадкой
переменного сечения, связанный с удер- живающей регулируемой пружиной. Однако при сварке малогабаритных деталей , когда усилие сжатия не превышает
10-20 кг, данное техническое решение становится экономически не целесообразным,
так как введение в стыкосварочную машину гидропривода существенно усложняет ее
конструкцию за счет необходимости введения дополнительных узлов, таких, как насосная
станция, клапаны управления, соединительная арматура и т.д. Целью изобретения является упрощение конструкции механизма осадки стыкосвароч-
ной машины, обеспечивающего осадку в два этапа: закрытие зазора между торцами с мак-
симально возможной скоростью и завершение осадки, начиная с момента касания оплавленных
торцов с пониженной скоростью. Поставленная цель достигается тем, что
в механизме оплавления и осадки стыкосва- рочной машины, содержащем неподвижное
основание с направляющими в которых установлены первый соединенный приводом
осадки зажим и второй зажим, причем второй зажим установлен с возможностью пе-
ремещения в направлении хода привода осадки и снабжен упорами, а также подпружинен
в направлении перемещения с одной стороны относительно первого зажима, а с
другой - относительно неподвижного осно- вания, при этом жесткость пружин определяется из выражения Zi V2 1, где Z2 - жесткость пружины, установленной
межДу вторым зажимом и неподвижным основанием , кг/мм; Zi - жесткость пружины, установлен- ной между первым и вторым зажимами, кг/мм; Vi - скорость перемещения первого зажима , м/с; 0 5 0 5 0 5 0 5 0 5 Va - скорость перемещения второго зажима
, м/с. На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый механизм, разрез; на фиг. 2 - его
кинематическая схема в исходном положении; на фиг. 3 - то же, в момент соприкосновения
оплавленных торцов; на фиг. 4 - то же, в конечном положении. Предлагаемый механизм состоит из неподвижного основания 1, на котором закреплены
направляющие 2 прямолинейного движения с каретками 3 и 4. На каретках 3
и 4 закреплены токоподводящие зажимы 5 и 6, в которых расположены свариваемые
детали 7, 8, В нижней части кареток 3 и 4 закреплены кронштейны 9 и 10, между которыми
расположена пружина 11. При этом кронштейн 9 соединен со штоком 12 привода
13 осадки (электромагнитопружин- ный), а кронштейн 10 соединен с пружиной
14 и снабжен упорами 15 и 16. Второй конец пружины 14 опирается через регулировочный
винт 17 на неподвижное основание 1. Механизм работает следующим образом
. В начале процесса сварки детали 7 и 8 закрепляются в зажимах 5 и 6 с зазором Н,
обеспечивающим оптимальный режим горения оплавляющей дуги. При этом привод 13 осадки находится в крайнем правом (на фиг. 2) положении. На
торцах свариваемых деталей возбуждается оплавляющая их дуга. По окончании процесса
оплавления включается привод 13 осадки , который, воздействуя через шток 12 и
кронштейн 9 на каретку 3, быстро перемещает ее вместе со свариваемой деталью
7 влево. При этом пружина 11 сжимается, а каретка 4 с деталью 8 в зажиме 6 остается
на месте, определяемом упором 15, так как усилие предварительного сжатия
пружины 14 превышает усилие сжатия 11 пружины, В момент касания (или несколько ранее)
торцов свариваемых деталей 7 и 8 ( фиг. 3) усилие сжатия пружины 11 становится равным
усилию предварительного сжатия пружины 14, и каретка 4 вместе с зажимом 6
начинает двигаться влево. Совпадение момента касания оплавленных торцов и начала движения
каретки 4 регулируется при помощи винта 17, изменяющего усилие предварительного сжатия пружины 14.
Pl1 Pl4{n)ZrH, где Pii - усилие пружины 11, кг; Pi4(n) - усилие предварительного сжатия пружины 14, кг; Zi - жесткость пружины 11, кг/мм; Н - величина сжатия пружины 11, равная
величине дугового зазора, мм. Таким образом, с момента касания оплавленных
торцов обе каретки 3 и 4 переме- щаются одновременно в одну сторону, но с
разной скоростью. При этом скорость перемещения каретки 4 с деталью 8 меньше скорости-перемещения
каретки 3 с деталью 7. Следовательно, свариваемая деталь 7 в
процессе движения обгоняет деталь 8, что приводит к вытеснению расплавленного металла
из зоны, расположенной между торцами деталей 7 и 8. Скорость вытеснения,
т.е. скорость осадки (без учета весьма мало- го сопротивления расплавленного металла),
будет равна разности скорости перемещения кареток 3 и 4 , ИЛИ Zi H+Zi (H3-H4)Zi H+Z2 H4. Из этого уравнения следует, что Z2 Нз - И Нз 1 ZiН4Н4 Так как величины перемещения кареток
3 и 4 (Нз и Н4) прямо пропорциональны их скоростям (Vi и V2), то окончательно зависимость
жесткостей пружин 14 и 11 от скоростей перемещения кареток 3 и 4 примет вид 2 -У1-1 Zi V2