заявка
№ SU 1726802
МПК F01N3/28

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

Авторы:
БУЛАХ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Номер заявки
4820084
Дата подачи заявки
12.03.1990
Опубликовано
15.04.1992
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[28]

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам, снижающим выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателями внутреннего сгорания , в частности тепловозными дизелями. Нейтрализатор включает в себя реактор с блочным 3 и гранулированным 4 катализаторами , причем блок 3 на металлическом носителе находится в центре реактора, а гранулированный катализатор 4 размещен вокруг блока 3. Гранулированный катализатор 4 фиксируется вокруг блока 3, перегородка 6 располагается наклонно для образования рыхлого слоя катализатора.2 з. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения

Описание

[1]

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам, снижающим выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателями внутреннего сгорания , в частности тепловозными дизелями.

[2]

Известен комбинированный каталитический преобразователь, содержащий два сотовых катализатора и расположенную наклонно между ними перегородку, заполненную гранулированным катализатором. Между сотовыми катализаторами и перегородкой имеется воздушная полость.

[3]

Недостатком данного устройства является то, что неподвижный гранулированный слой катализатора создает большое аэродинамическое сопротивление. Это приведет к большому росту противодавления в выхлопном тракте Д В С. Неподвижный катализатор может быть закоксован несгоревшими частицами отработавших газов и при росте температуры может быть выжжен.

[4]

Известен также каталитический нейтрализатор , содержащий монолитный блок катализатора с зазором между наружной поверхностью блока и внутренней поверхностью корпуса. Вокруг части наружной поверхности от блока расположен элемент газового уплотнения. Зазор между остальной частью наружной поверхности блока и внутренней поверхности корпуса заполнен проволочной сеткой.

[5]

Недостатком этого нейтрализатора является то, что в случае напыления частичек сажи в каналы монолитного блока нейтрализатор не защищен от роста противодавления в тракте отработавших газов, а выгорание блока за счет выгорания сажи на его поверхности приводит к выходу из строя всей системы нейтрализации.

[6]

Наиболее близким к изобретению является нейтрализатор, содержащий корпус с входным и выходным патрубками и реактором , разделенным на внутреннюю и наружную зоны, расположенные коаксиально.

[7]

Недостатком данного нейтрализатора является то, что выжигание сажи начинается .в случае загрязнения фильтра при условии роста противодавления. Для выгорания сажи необходимо время, т. е. какое-то время двигатель будет работать с увеличенным противодавлением в тракте. А также известная система не компактна.

[8]

Цель изобретения - повышение надежности .

[9]

Поставленная цель достигается тем, что внутренняя зона выполнена в виде блочного катализатора на сотовом носителе, а наружная зона заполнена гранулированным катализатором; гранулированный катализатор отделен от блочного при помощи эластичной перегородки, в верхней части которой со стороны выходного патрубка выполнено отверстие, расположенное выше уровня блочного катализатора; верхняя

[10]

часть эластичной перегородки, в которой выполнено отверстие, выполнена наклонной в обратную сторону к оси корпуса.

[11]

На чертеже показан каталитический нейтрализатор.

[12]

Каталитический нейтрализатор 1 содержит входной патрубок 2, блочный катализатор на сотовом носителе 3, гранулированный катализатор 4 и выходной патрубок 5. Гранулированный катализатор фиксируется вокруг блока эластичной перегородкой 6 с отверстием 7.

[13]

Отработавшие газы через входной патрубок 2 поступают в нейтрализатор 1. При

[14]

штатной работе отработавшие газы нейтрализуются на блочном катализаторе 3, а при запылении его каналов сажей и другими смолообразующими веществами отработавшие газы нейтрализуются на гранулированном катализаторе. Очищенные газы выходят из нейтрализатора через выходной патрубок 5. Гранулированный катализатор фиксируется вокруг блока при помощи эластичной перегородки 6..

[15]

При работе двигателя отработавшие газы поступают в нейтрализатор через входной патрубок 2. Наименьшее сопротивление газовому потоку оказывает блок на сотовом носителе 3, поэтому газы

[16]

пойдут предпочтительно через него. При работе двигателя на низких нагрузках, а также при большом количестве переходных режимов , которые неблагоприятны с точки зрения токсичности, в частности сажи, каналы

[17]

блока будут запыляться несгоревшими частичками сажи и другими твердыми и жидкими продуктами неполного сгорания топлива. В результате противодавление, создаваемое в выхлопном тракте блоком на

[18]

сотовом носителе, возрастает, поэтому происходит перераспределение газового потока , его основная часть проходит через наружную (гранулированную) зону, приводя катализатор в движение. Дальнейшего роста противодавления не будет, так как в кипящем слое на его величину не влияет скорость газового потока. Противодавление , создаваемое гранулированным катализатором во внешней зоне, не должно

[19]

превышать регламентированного.

[20]

Наклонная металлическая перегородка б позволяет организовать рыхлый слой гранулированного катализатора и существенного прироста к величине противодавления не будет.

[21]

. При росте нагрузки, а следовательно, и при росте температуры отработавших газов блок будет прогреваться и начнется выгорание сажи и других продуктов неполного сго- рания топлива в его каналах. При достижении в каналах температуры 360- 400°С происходит выгорание сажи и других смолообразующих веществ в каналах блока. В результате выгорания проходное сечение будет восстановлено и противодавление, создаваемое нейтрализатором, снизится до минимального уровня.

[22]

Формула изобретения 1. Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания , содержащий.корпус с входным и выходным патрубками и реактором, разделенным на внутреннюю и наружную зоны,

[23]

0

[24]

5

[25]

расположенные коаксиально, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, внутренняя зона выполнена в виде катализатора на сотовом носителе, а наружная зона заполнена гранулированным катализатором.

[26]

2.Нейтрализатор по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что гранулированный катализатор отделен от блочного при помощи эластичной перегородки, в верхней части которой со стороны выходного патрубка выполнено отверстие, расположенное выше уровня блочного катализатора.

[27]

3.Нейтрализатор по пп. 1 и 2, о т л и- чающийся тем, что верхняя часть эластичной перегородки, в которой выполнено отверстие, выполнена наклонной в обратную сторону к оси корпуса.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты