Изобретение, относится к грузоподъемным
устройствам транспортных машин. Цель изобретения - повышение надежности. Фиксация штока 2 домкрата относительно корпуса 1 осуществляется путем зацепления
витков упорной самотормозяшейся резьбы
винта 4, закрепленного на корпусе 1 домкрата, с разрезанной на четыре части гайкой 3, при этом в зацепление входит только какая-либо одна пара частей разрезной
гайки 3, а другая пара частей смешена
на половину шага упорной резьбы и не входит в зацепление с резьбой винта 4. Размыкание разрезной гайки 3 осуществляется
толкателями 6, 7, приводимыми в действие
дополнительным поршнем 5 через пружины, при этом поршень 5 управляется давлением из штоковой полости домкрата. В случае аварийного падения давления в полости
домкрата, при подъеме или опускании груза, одна из пар частей разрезной гайки 3 входит в зацепление с винтом 4, при этом исключено «закусывание резьбы и зацепление
с винтом 4 только одной части разрезной гайки 3, т.е. обеспечивается надежная
фиксация груза на неопределенное время. 2 ил. (О кэ оо со оо о сх
Составитель А. Мазилкин Редактор М. ПетроваТехред И. ВересКорректор Г. Решетник Заказ 7863/21Тираж 743Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий I 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам, в частности к гидравлическим домкратам. Цель изобретения - повышение надежности . На фиг. 1 изображен гидравлический домкрат , общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Гидравлический домкрат состоит из корпуса 1, расположенного в нем поршня с полым
штоком 2, в котором размешена разрезная на четыре части гайка 3. Последняя
взаимодействует с винтом 4, имеюш,им самотормозяш,уюся упорную резьбу. В основном поршне расположены дополнительный поршень 5 и подпружиненные толкатели
6 и 7 с шипами, причем толкатель 6 расположен в перпендикулярной плоскости к толкателю 7. На каждой из частей гаек выполнены наклонные пазы, в которых расположены
шипы соответствуюш,их толкателей б и 7. Одна из частей каждой пары гайки
размешена в поршне с зазором и подпружинена пальцем 8 относительно него. Угол
наклона паза таких частей больше угла наклона паза другой части пары (угол а больше угла р, фиг. 1). Корпус 1 закрывается крышкой 9, на которой закреплен конец винта 4. Вторая и четвертая части после разрезки гайки меняются местами. Такая перестановка
дает возможность сместить на половину шага упорной резьбы одну пару частей
гайки относительно другой. В каждой паре противоположно расположенных частей
гайки одна часть укорочена сверху на величину 1/4 шага упорной резьбы, а в домкрате
эти укороченные части находятся под воздействием подпружиненных пальцев 8,
размешенных в штоке гидродомкрата. Гидравлический домкрат работает следующим образом. В исходном положении две противоположные части разрезанной гайки находятся
в зацеплении с резьбой винта 4, поршень 5 под действием пружин находится в крайнем
верхнем положении. Давление рабочей жидкости отсутствует как в поршневой, так и
в штоковой полостях домкрата, а домкрат удерживает внешнюю нагрузку Q, приложенную к штоку 2. Для выдвижения штока 2 гидродомкрата необходимо подать рабочее давление в
поршневую полость домкрата и уравновесить этим давлением внешнюю нагрузку Q,
при этом части разрезанной гайки, находящиеся в зацеплении с винтом 4, окажутся
разгруженными от внешней нагрузки Q. Далее рабочая жидкость подается под
давлением в поршневую полость гидродомкрата , а штоковая полость гидродомкрата
соединяется со сливом. При этом по мере выдвижения штока 2 из корпуса 1 в штоковой
полости домкрата возрастет давление, пор шень 5 переместится от исходного своего
положения и сожмет свои пружины. Силовое воздействие пружин передается толкателям
6 и 7, смеш.ая их вдоль оси домкрата, при этом за счет наклонно выполненного
соединения шип - паз частей гайки с толкателями все части гайки разойдутся от винта
4 в радиальном 1аправлении, т. е. тормоз- ной механизм разомкнется. Подпружиненный поршень 5 выполняет роль предохранительного элемента и не позволяет
сломать толкатели 6 и 7, если ошибочно будет подано давление в штоковую
полость домкрата, а части гайки, находящиеся в зацеплении с винтом 4, будут нагружены
внешней силой Q, т.е. он не позволяет вывести части гайки, находящиеся в зацепление
с винтом, если они нагружены, и таким образом исключена возможность падения
груза- при ошибках в процессе управления домкратом. Выдвижение штока 2 домкрата происходит до тех пор, пока щток не дойдет до нижнего
упора. Для фиксации штока гидродомкрата в крайних или каком-либо промежуточном
положениях необходимо замкнуть тормозной механизм. Достаточно сбросить
давление в штоковой полости домкрата (соединить ее со сливом напрямую). При
этом управляющий поршень 5 под действием пружин возвратится в крайнее верхнее положение, одновременно прекратится силовое воздействие пружин на толкатели 6 и 7.
Последние переместятся вверх вдоль оси домкрата и через наклонное соединение
шип - паз сдвинут все части разрезанной .гайки к винту 4, и одна из двух пар противоположно
расположенных частей гайки войдет в зацепление с резьбой винта 4, а другая
пара упрется в наружную поверхность резьбы винта, поскольку винтовая линия одной
пары частей гайки сдв.инута на 1/2 шага S относительно другой. Возможны несколько вариантов соприкосновения частей гайки с винтом. В первом варианте укороченная часть какой-либо пары частей гайки, движущаяся
с опережением неукороченной части, за счет большего угла наклона паза на ее боковых
сторонах упирается в наружную поверхность резьбы винта 4. В этом случае неукороченная
часть этой пары, движущаяся с запаздыванием , не доходит до винта 4 и не упирается
в наружную поверхность резьбы винта 4, а останавливается в таком положении
и образует зазор, поскольку каждая пара противоположных частей гайки связана
одним общим жестким толкателем. Таким образом, если какая-либо пара противоположно
расположенных частей гайки не попадает в зацепление с винтом 4, то ни одна из
частей этой пары не «закусит с резьбой винта , а при просадке щтока в зацепление с
винтом войдет вторая пара частей гайки, смещенная по высоте на 1/2 шага S относительно первой пары, не вошедшей в зацепление с винтом. Во втором варианте укороченная часть какой-либо пары частей гайки вошла в зацепление
с резьбой винта 4 на небольшую величину, т.е. «закусила. Поскольку под укороченными
частями гайки имеется зазор Д 1/4S, то пока в результате просадки штока
(в случае аварийного падения давления в поршневой полости домкрата) будут выбираться
зазоры А 1/4S и 5 1/4S, толкатель успевает ввести эту пару частей гайки в
полное зацепление с резьбой винта, так как для этого необходимо переместить эти части
гайки в радиальном направлении на небольшую величину, равную высоте витка упорной
резьбы Ьж 1/4S. Таким образом,получается самотормозяш,ееся винтовое соединение одной
пары частей гайки с винтом, шток 2 заторможен, при этом другая пара частей
гайки, не вошедшая в зацепление, упирается в наружную поверхность резьбы винта
и как бы «страхует первую пару частей, находящуюся в зацеплении. Итак, тормозной механизм (разрезанная гайка - винт) замыкается и за счет самотормозящей
резьбы образует неподвижное соединение во всех возможных случаях
взаимного положения профиля резьбы разрезанной гайки и винта, т.е. шток 2 зафиксирован
относительно корпуса 1 с точностью не хуже, чем S/2+ Д 3/4S. Для втягивания штока 2 в корпус 1 (складывание домкрата) необходимо отключить
тормозной механизм и, удерживая его в разомкнутом состоянии, подавать рабочую жидкость под давлением в штоковую полость домкрата, а поршневую полость домкрата
соединить со сливом. В положении, когда винт разомкнут с частями разрезан-
с ной гайки, шток может свободно перемещаться вдоль винта. Формула изобретения Гидравлический домкрат, содержащий корпус, расположенный в нем поршень с
полым штоком, в котором смонтированы с возможностью радиального перемещения части
разрезной гайки, зацепленной с винтом с самотормозящейся упорной резьбой, отг
личающийся тем, что, с целью повыщения надежности, он снабжен дополнительным
поршнем, установленным в основном и ограничивающим с ним полость, сообщенную
с штоковой полостью корпуса, и толкателями с шипами, смонтированными в основном 0 поршне с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с дополнительным
поршнем и подпружиненными относительно основного поршня, каждая пара противоположно
расположенных частей гайки связана с одним толкателем наклонными пазами,
выполненными на боковых поверхностях частей и в которых размешены шипы толкателя
, причем витки одной пары частей гайки смещены по оси относительно витков
другой пары, одна из частей каждой пары смонтирована в поршне с осевым зазором
и подпружинена относительно него и угол наклона паза на ее боковой поверхности
больще угла наклона паза другой части пары, при этом винт закреплен на корпусе. 5