СПОСОБ ЮЗДУШНОГО РАСХОЛАЖИВАНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ путем сообщения
фланцевых соединений цилиндров на входе с атмосферой и на выходе с воздухоотсасываюшим устройством и регулирования
расхода охлаждающего воздуха в зависимости от величины относительных перемещений
роторов, сообщения проточной части цилиндров с воздухоотсасывающим устройством и подачи в нее охлаждающего воздуха по достижении заданных минимальных значений
относительных перемещений роторов, регулирования расходов охлаждающего воздуха в зависимости от отклонения текущего
значения относительного перемещения ротора от нижней и верхней границ интервала его допустимых значений и сообщения проточной
части с атмосферой, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат энергии и упрощения способа, охлаждающий
воздух подают в проточную часть с выхода фланцевь1х соединений, регулирование расходов осуществляют изменением расхода
воздуха на воздухоотсасывающее уст- . i ройство из фланцевого соединения помимо проточной части, проточную часть сообщают (Л с атмосферой после прекращения сброса воздуха
из фланцевых соединений помимо проточной части, а дальнейщее регулирование расходов
охлаждающего воздуха осуществляют изменением расхода воздуха, подаваемого в проточную часть из атмосферы.
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для сокращения
процесса остывания турбины при воздушном расхолаживании, снижения затрат
з(нергии и упрощения операций по регулированию процесса расхолаживания.
Цель изобретения - снижение затрат энер гии на осуществление процесса расхолажива
ния и упрощение способа при сокращении продолжительности остывания турбины при остановках.
На чертеже изображена схема паротурбин ной установки, реализующей предлагаемый способ.
Установка состоит из циливдра высокого давления (ЦВД) 1, соеди 1енного трубопроводами
2 свежего пара, на которых установлены стопорные клапаны 3, с котлом
(не показан). ЦВД 1 подключен к промежуточному пароперегревателю 4, который
соединен с первым цилиндром среднего дав ления (ЦСД-1) 5, за которым последовательно
установлены второй цилиндр среднего давления (ЦСД-11) 6, цилиндр низкого
давления (ЦНД) 7 и конденсатор 8, последний соединен с воздухоотсасывающим
устройством (эжекторами) 9 и 10. Трубопроводы 2 свежего пара соединены с конденсатором
8 пускосбросным устройством (ПСБУ) П. На трубопроводах 12, соединяющих промежуточный пароперегреватель 4
с ЦСД-I 5, установлены клапаны 13 среднего давления. Трубопроводы 12 соединены
сбросной линией 14, на которой установлен клапан 15, с конденсатором 8. ЦВД 1
. снабжен устройством для обогрева (охлаждения ) фланцевых соединений 16, под
ключенным к ЦВД 1 трубопроводами 17, на которых установлены последовательно
вентили 18 и 19. К трубопроводу 17 между вентилями 18 и 19 для связи с ат
мосферой подключен трубопровод 20, на котором установлен вентиль 21. Устройства
соединены сбросными линиями 22 с перепускными трубопроводами 23 между ЦСД-1 5 и ЦСД-tr 6. Устройство для
обогрева (охлаждения) фланцевых соединений 24 ЦСД-1 5 соединено с ЦСД-1 5 трубопр
водом 25, на котором установлен вентиль 26 и к которому подсоединена для связи
с атмосферой, линия 27 с установленным на ней вентилем 28. Устройство соединено
линиями 29 с перепускными трубопроводами 23. Для контроля относительных перем
щений роторов (не показаны) ЦВД 1 и ЦСД-1 5 установлены устройства 30 и 31.
Температурное состояние корпусов ЦВД 1 и ЦСД-1 5 контролируется датчиками 32
и 33. Температурное состояние фланцевого 192
соединения ЦВД 1 контролируется датчиками 34, а температурное состояние фланцевого
соединения ЦСД-Т 5 - датчиками 35. На перепускном трубопроводе 36 между
ЦСД-ГГ б и ЦНД 7 установлена задвижка 37 с обводной линией 38, на которой установлен
запорно-регул;у)ующий клапап 39. К перепускному трубопроводу 36 подключена
для связи с атмосферой линия 40 с вентилем (клапаном) 41. Расхолаживание турбины осуществляют следующим
образом. Вначале после остановки турбины при работе валоповоротного устройства (не показано
) организируют охлаждение только фланцевых соединений 16 и 24 ЦВД 1,
ЦСД-1 5. Для этого открывают вентили 19, 21 W 2В к закрывают вентили 18 и 26.
Одновременно закрывают клапаны 3, 13, 15, ПСБУ 11, задвижку 37, открывают клапан
39. После выполнения операций по сборке схемы включают в работу воздухоотсасывающие
устройства 9 и 10. За счет создаваемого ими разрежения воздух из атмосферы
по трубопроводам 17 и 20 поступает в устройства обогрева фланцевых соединений
16 ЦВД 1, охлаждает фланцевые соединения 16 и по линиям 22 сбрасыва|ется
в перепускные трубопроводы 23. Одновременно происходит охлаждение флан- .
цевых соединений 24 ЦСД-1 5. Воздух по трубопроводу 25 и линии 27 поступает в
устройство обогрева фланцевых соединений 24 и сбрасывается по линиям 29 в перепускные
трубопроводы 23. Из последних воздух поступает в ЦСД-11 6, проходит его,
по перепускным трубопроводам 36 проходит через клапан 39, поступает в ЦНД 7,
а оттуда в конденсатор 8, из которого отсасывается воздухоотсасывающими устройствами 9 и 10.
Организовав такую схему движения воздуха через фланцевые соединения 16, 24
ЦВД 1 и ЦСД-J 5 с помощью датчиков 32 и 34 контролируют изменение температурного
состояния ЦВД 1, а с помощью датчиков 33 и 35 - изменение температурного
состояния ЦСД-1 5, Если разность температур , замеряемых датчиками 32 и 34, или
разность температур, замеряемых датчиками 33 и 35, превысит установленные для них
предельные значения, то прикрывают клапан 39 и уменьщают расходы воздуха, проходящего
через фланцевые соединения 16 и 24, темп охлаждения фланцевых соединений 16
и 24 снижается, и контролируемые разности уменьщаются до заданных предельных значений .
Одновременно с помощью устройств 30 и 31 контролируют изменение относительных
перемещений роторов ЦВД 1 и ЦСД-1 5. После того как относительные перемещения
обоих роторов превысят установленные для них минимальные значения, изменяют схему
движения воздуха. Для этого организируют подачу воздуха в проточную часть ЦСД-15
и ЦВД 1. Для этого открывают клапаны 3 и 13, ПСБУ 11. При зтом воздух, прощедщий
фланцевые соединения 16 ЦВД 1 и фланцевые соединения 24 ЦСД-1 5, разде
ляется на два потока: часть его по линиям 22 и трубопроводам 2Д, через ЦСД-П 6, трубопровод
36, клапан 39, ЦНД 7 поступает в конденсатор 8, минуя проточную часть ЦВД 1 и
ЦСД-1 5. Вторая часть поступает на выход ЦСД-Г 5, проходит его проточную часть в
обратном направлении, и далее движется последовательно через клапаны 13 среднего
давления, трубопроводы 12, промежуточный пароперегреватель 4, ЦВД I, -стопорный клапан
3, трубопроводы 2 свежего, пара, пускосборное устройство 11, конденсатор 8,
эжекторы 9 и 10 и сбрасывается в атмо сферу. С этого момента охлаждение ЦВД .1
и ЦСД-1 5 осуществляется как подачей воз духа во фланцевые соединения 16 и 24,
так и пропуском его через проточную част этих цилиндров. При этом через проточную
часть пропускается воздух, предварительно прощедший через фланцевые соединения 16
И 24i Такая схема движения воздуха обеспечивает опережающее охлаждение фланцевых
соединений 16 и 24 в целом и каждого из цилиндров 1 и 5, что определяет,
рост относительных перемещений ротора в сторону удлинения. Для стабилизации величины
относительных перемещений роторов постепенно увеличивают долю расхода воздуха
, проходящего через проточную часть ЦВД 1 и ЦСД-Л 5, уменьщая соответственно
ту . часть, которая отсасывается воздухоотсасывающими устройствами 9 и 10 помимо
проточной части указанных цилиндров . Это регулирование осуществляется с
помощью клапана 39 путем постепенного ег прикрытия. По мере прикрытия клапана 39
увеличивается доля воздуха, проходящего через проточную часть ЦВД 1 и ЦСД-1 5,
вследствие чего темп остывания роторов этих цилиндров возрастает, и относительные
перемещения роторов уменьщаются. Одно-. временно возрастает темп остывания корпусов
ЦВД 1 и ЦСД-1 5 в результате того, что охлаждаются не только фланцевые соеди
нения 16 и 24, но и другие детали корпуса . Увеличение расхода воздуха, проходящего через проточную часть ЦВД 1 и ЦСД-1 5, таким образом, благоприятствует: увеличению
темпа (скорости) остывания. Одновременно снижается разность температур между
корпусом и фланцевым соединением 16 и 24 каждого из цилиндров, замеряемая датчиками
32 и 34 для ЦВД 1 и датчиками 33 и 35 для ЦСД-1 5. Последнее определяется
тем обстоятельством, что темп остывания фланцевых соединений 16 и 24 сохраняется
прежним, так как расход воздуха через фланцевые соединения 16 и 24 не
меняется, а темп остывания собственно корпусов растет по мере роста расхода воздуха
через проточную часть ЦВД 1 и ЦСД-15. С учетом этого при использовании рассматриваемой
схемы движения воздух после начала подачи последнего в проточную
часть ЦВД 1 и ЦСД-1 5 надежность процесса расхолаживания определяется только
изменением относительных перемещений роторов ЦВД 1 и ЦСД-1 5, которые должны
поддерживаться в интервале между верхней и нижней границами допустимых значений.
При приближении относительного перемещеНИН одного из роторов к нижней границе
допустимых значений уменьшают расход воздуха , проходящего через проточную часть, открытием
клапана 39, увеличивая ту долю расхода, которая проходит помимо проточ- ной
части. При увеличении запаса по относительным перемещениям роторов по отнощению
к нижней границе, т.е. при изменении этих перемещений в направлении к верхней
границе допустимых значений или стабилизации их значений с необходимым запасом
(1,0-2,0 мм) по отношению к нижней границе допустимых значений, долю расхода
воздуха, подаваемого в проточную часть, увеличивают - вплоть до пол-ного закрытия
клапана 39. При закрытиии клапана 39 .весь расход воздуха, проходящего фланцевые
соединения 16 и 24, проходит через проточную часть ЦВД-1 и ЦСД-1 5. При наличии
возможности дальнейшего увеличения темпа охлаждения цилиндров, что определяется величиной
указанного запаса по отношению к нижней границе допустимых значений относительных
перемещений роторов, целесооб- разно увеличить расход воздуха, проходящего
через проточную часть. Для этого производят сообщение проточной части охлаждаемых
цилиндров с атмосферой путем открытия клапана 41 на линии 40. Воздух из
атмосферы под действием перепада давлений, обеспечиваемого работой эм екторов 9 и 10,
поступает через трубопровод 36 в ЦСД-И. 6, а из него по трубопроводам 23 в ЦСД-1
5, где подмешивается к основному потоку 5 воздуха. В результате увеличивается расход воздуха, проходящего через проточную часть
ЦВД 1 и ЦСД-1 5. Одновременно несколько уменьшается расход воздуха, проходящего
через фланцевые соединения 16 и 24, так как подвод в проточную часть воздуха
по линии 40 понижает перепад давления между атмосферой и проточной частью,
который определяет расход воздуха, проходящего через фланцевые соединения 16 и 24,
Увеличение расхода воздуха, проходящего через проточную часть охлаждаемых вдливдров,
при некотором сокращении его расхода через фланцевые сое инения 16 и 24 приводит
к увеличению темпа остывания ротора при снижении темпа остывания статора. В
результате скорость роста относительных перемещений ротора в сторону удлинения па1965196 дает. В дальнейшем процессом расхолаживания управляют, регулируя степень открытия
клапана 41 в зависимости от изменения величин относительных перемещений рото5
ров. При приближении относительных перемещений к нижней границе интервала допустимых
значений венти1у 41 ; прикрывают вплоть до полного его закрытия при достижении
указанной границы. При возрастании относительных перемещений по мере приближения
к верхней границе допустимых значений степень открытия вентиля 41 увеличивают
. При снижении температуры обоих охлаждаемых высокотемпературных щшивдров 15 ЦВД 1 и ЦСД I 5, контролируемой с по- мощью датчиков 32 и 33, до заданной температуры
процесс расхолаживания прекращают , для чего отключа от эжекторы 9 и 10.