Рифленый лист, содержащий основание и выступы рифления пирамидальной формы, отличающийся тем, что, с целью улучшения фрикционных свойств листа и увеличения срока службы, основание выполнено выпуклой формы относительно опорной поверхности, очерченной в сечении кривой второго порядка со стрелкой прогиба, совпадающей с вертикальной плоскостью, проходящей через середину листа, а выступы расположены симметрично относительно данной плоскости. 1. Авторское свидетельство СССР №268638, кл. В21В 1/38, 1970. 2. Авторское свидетельство СССР по заявке №3527599/02, кл. В21В 1/38, 1982.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть применено в строительстве, машиностроении. Известен рифленый лист с шипами для настилов. Конструкция представляет собой плоский лист с шипами конусной или пирамидальной формы высотой 2-7 мм с углом при вершине 60-100°. Шипы расположены с шагом 20-70 мм [1]. Недостатками известного рифленого листа являются ограниченная фрикционная способность при работе листа в резкопеременном динамическом режиме (тряске), а также низкий срок службы листа, связанный с повышенным износом выступов рифления. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является рифленый лист, содержащий основание и выступы рифления пирамидальной формы [2]. Недостатками данного рифленого листа являются ограниченная фрикционная способность и плохая счищаемость от грязи. Цель изобретения - улучшение фрикционных свойств листа и увеличение срока службы. Поставленная цель достигается тем, что в рифленом листе, содержащем основание и выступы рифления пирамидальной формы, основание выполнено выпуклой формы относительно опорной поверхности, очерченной в сечении кривой второго порядка со стрелой прогиба, совпадающей с вертикальной плоскостью, проходящей через середину листа, а выступы расположены симметрично относительно данной плоскости. На фиг. 1 показан центральный участок рифленого листа, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - то же, рабочее положение. Рифленый лист состоит из основания 1 постоянной толщины и нанесенных на одну из его сторон выступов рифления 2 и 3 пирамидальной формы с одинаковой высотой. Выступы 2 имеют вид четырехгранника с равными углами при вершине, а выступы 3 - трехгранника, одна из граней которых выполнена перпендикулярно к основанию 1 листа и обращена к вертикальной плоскости, проходящей через середину листа параллельно его боковым кромкам. Вершины выступов 2 находятся в данной плоскости, а выступы 3 - на равном расстоянии от нее по обе стороны. При этом основание 1 листа имеет выпуклый профиль, очерченный кривой второго порядка (в частности радиусом R окружности). Рифленый лист работает следующим образом. При установке транспортируемого предмета на рифленый лист последний под действием нагрузки выпрямляется (фиг. 4) и касается опорной поверхности (пола, дна машины и др.) всей плоскостью гладкой стороны основания 1. Лист при этом находится в сжатом (упругом) состоянии. Выступы 3 рифления перемещаются вместе с основанием 1 листа в рабочее положение (фиг. 4). При этом перпендикулярные основанию 1 грани выступов 3 становятся параллельны центральной вертикальной плоскости (в нерабочем положении листа эти грани расположены под некоторым углом к этой плоскости (фиг. 3). Благодаря перемещению выступов 3 в сторону центра листа участки при контактных с листом слоев материала (дерево, пластмасса, резина и др.) транспортируемого предмета оказываются защемленными между соседними выступами 3. Эффект защемления транспортируемого предмета позволяет повысить надежность фиксации предмета в определенном положении относительно поверхности листа, что весьма важно в условиях резких колебаний (тряски) транспортера. Наиболее эффективно защемление транспортируемого предмета осуществляется обращенными друг к другу вертикальными гранями выступов 3 рифления, расположенных в непосредственной близости от центральной плоскости симметрии листа (фиг. 3 и 4). Выступы 2 рифления, расположенные в центральной вертикальной плоскости, служат для центровки транспортируемого предмета относительно поверхности листа при резких перемещениях предмета в вертикальном направлении при его встряске и других колебательных динамических нагрузках. При перемещении предмета вверх по вертикали кратковременно снижаются нагрузки на лист и он под действием внутренних упругих напряжений принимает выпуклую форму (фиг. 2 и 3), одновременно перемещаясь вместе с предметом. При этом выступы 2 рифления благодаря своему расположению находятся в постоянном контакте с поверхностью транспортируемого предмета по всей высоте его перемещения (выступы 2 расположены в сечении максимального прогиба листа по отношению к опорной поверхности транспортера). При перемещении предмета по вертикали в сторону опорной поверхности (пола, дна кузова и др.) лист принимает рабочее положение (фиг. 4). Однако выступы 2 рифления, перемещаясь одновременно как с листом, так и с предметом, не позволяют последнему занять пространственное положение, отличное от первоначального Благодаря этому осуществляется точная центровка предмета относительно поверхности листа, что обеспечивает как уменьшение травмирования поверхности груза выступами рифления листа, так и уменьшение износа последних. Кроме того, осуществляется плавное, без резких динамических ударов о поверхность, перемещение предмета в первоначальное положение (за счет упругости листа), что увеличивает срок службы как транспортера (листа), так и самого предмета (груза). Данный рифленый лист подвержен также меньшему загрязнению и обладает лучшей счищаемостью от грязи благодаря разрыхлению последней при колебательных (выпрямлении и искривлении) движениях листа, т.е. при кратковременных перемещениях рифов относительно вертикальных плоскостей листа при изгибе. Использование предлагаемого рифленого листа в условиях резко-переменных колебательных нагрузок позволяет увеличить срок его службы и транспортируемого предмета, улучшить фрикционные характеристики и добиться экономического эффекта 50 тыс. руб. в год.