БУРОВОЙ РАСТВОР НА УГЛЕВОДОРОДНОЙ
ОСНОВЕ, содержащий дизельное топливо,высокоокисленный битум, негашеную известь, воду, поверхностноактйвное
вещество и барит, отличающийся тем, что, с целью снижения вязкости и структурно-механических
свойств раствора, в качестве поверхностно-активного вещества раствор содерясит алкилбензолсульфонат
кальция и дополнительно содержит изобутиловый спирт и глину при следующем
соотношении ингредиентов, мас.%: Дизельное топливо24-28 Выссж оокисленный битум1,5-3,0 Негашеная известь1,5-3,0 (Л Вода0,5-1,0 Алкилбензосульфонат кальция0,15-0,35 Изобутиловый спирт 0,25-0,55
Глина3-5 БаритОстальное
Выпадает барит. Возрастает вязкость и предельное Из табл. 1 и 2 видно/ что выход за пределы указанных концентраций глины и ПАВ приводит в первом случае
( меньше нижнего предела ) к обраэова- нию нестабильной сист&пл и выпадению
утяжелителя ,во втором случае (выше верхнего предела ) резко возрастают
структурно-механические свойства бурового раствора. Использование друТаблица2 гих ПАВ (например карбоновых кислот, органических аминов, оксиэтилированных
алкилфенолов - ОП-4, ОП-10 ) не обеспечивает заданных реологических
свойств буровых растворов, необходимых для бурения глубоких скважин, вследствие плохой растворимости
ПАВ в углеводородных средах. статическое напряжение сдвига. Предлагаемый раствор отличается от прототипа более низкими значениями
вязкости и структурно-механических свойств, что обеспечивает улучшение
работ буровых насосов и увеличивает выносную способность раствора.
00 о со Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, и частно сти к буровым растворам на углеводород
ной основе, применяемым для прсмывки скважин при бурении в сложных геологических условиях.
Известны эмульсионные буровые растворы с внеишей углеводородной фазой , содержащие, об.%: дисперсионную
среду - дизельное топливо 50-80, дисперсную фазу - воду 20-50, диспер гирующие агенты - эмульгатор 0,1-5
Недостатком этих эмульсионных буровых растворов является значительно ухудшение их технологических свойств
при попадании в них рапы ( минерализованной воды) вплоть до обращения фаз.
Наиболее близким техническим реше нием к изобретению является извест ково-битумный раствор на углеводород
ной основе (НБР)С23, следующего состава , мае.%: Высокоокисленный
битум15-25 Известь негашеная20-30 Вода3-6
Апкиларилсульфонат натрия0,5-1,0 Окисленный, петрапатум 0,5-1,0
Дизельное топливоОстальное При необходимости раствор может содержать нефть и может быть утяжелен
баритом до плотности 2,0-2,3 г/см Недостатком ИБР является большой
расход битума и извести, что определяет повышенные реологические и
структурно-механические свойства системы , а также сильное структурирование
во времени. Прочность структуры ИБР за 24 ч может достигать 100 Па Кроме того, попадание в ИБР минерали
зованной воды (рапы) приводит к еще большему росту его реологических
свойств. Их регулирование, осуществленное дополнительным вводом исходных
компонентов, приводит к увеличению объема, т.е. большим наработкам бурового раствора.
Целью изобретения является снижение вязкорти и структурно-механических свойств раствора.
Поставленная цель достигается тем, что буровой раствор.на углеводо родной основе, содержащий дизельное
топливо, высокоокисленный битум, негашеную известь, воду, поверхност
но-активное вещество и барит, в качестве поверхностно-активного вещест
ва содержит алкнлбензслсульфонат кал ция и дополнительно содержит изобути
ловый спирт и глину при следующем со отношении ингредиентов, мас.%: Дизельное топливо24-28 Высокоокисленный битум1,5-3,0
Негашеная известь1,5-3,0 Вода0,5-1,0 Алкилбензолсульфонат
кальция0,15-0,35 Изобутиловый спирт0,25-0,55 Глина3-5
БаритОстальное Приготовление бурового раствора осуществляют следующим образом.
В 1/2 рецептурного объема дизельного топлива при перемешивании последовательно вводят битум, известь и
воду (расчетное количество на гашение извести ). в результате реакции
гашения извести смесь разогревается, что вызывает глубокое диспергирование
битума, омыление кислых составляющих углеводородных компонентов и гидрофобизацию
частиц гидроокиси кальция асфальтосмолистыми веществами. Затем с оставшимся количеством дизельного
топлива вводят алкилбензолсульфонат кальция (АБС-Са ТУ-6-61-959-77 в
изобутиловом спирте (в соотношении 40-60 ), барит и глину. Смесь тщательным
перемешиванием доводят до однородного состояния. В данном буровом растворе реологи|Ческие
и фильтрационные свойства регулируются не только соотношением
ароматических и парафиновых углеводородов в дисперсионной среде и изменением
сольватации коллоидно-дисперсных частиц асфальтенов, но и за счет
присутствия глины и ПАВ - алкилбензолсульфоната кальция в изобутиловсм спирте.
Пример. В 302,65 мл дизельного топлива вводят 40,4 г битума, 52 г окиси кальция, 18,7 мл воды и
перемешивают до полного гашения извести . Затем систему обрабатывают
4,9 г алкилбензолсульфоната кальция, 7,3 г изобутилового спирта, 1308,7 г
барита и 80,8 г глины, диспергированных в 302,65 мл остального дизельного
топлива. Затем раствор переметиивают не менее 1ч, и он готов к применению
. Буровой раствор имеет следующий состав, Мас.%: Высокоокисленный битум 2,0
Дизельное топливо25,11 Известь2,66 Вода0,84
Алкилбензолсульфонат кальция0,24 Изобутиловый спирт0,36
Глина4,0 Барит64,79 В табл. 1 приведены различные составы
предлагаемого раствора, а в табл. 2 - свойства этих составов. .Таблица 1