ЗАТЮР ДЛЯ СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ
ПОД ДАВЛЕНИЕМ ИЛИ ВАКУУМОМ, содержащий
KOfMiyc, пшбёр , установлешшй в направляюощх с возможностью перемещения поперечно оси корпуса и седло, размещенное в полости корпуса с возможностью осевого перемещения
под давлением управляющей среды , отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности работы затвора, в него введены две гибкие кольцевые мембраны, закрепленные наружными кромками в корпусе
, а внутренними - на седле, образуя с последними полость, (яязанную с управляющей средой, при этом, одна из мембран вьшолнена
с больпей эффективной площадью, а шибер снабжен подпружиншными ползунами и установлен на направляющих подвижно вдоль оси корпуса. (Л О) о сх со
I10 Изобретение относится к машиностроению, а
именно к устройствам для запирания сосудов, работающих под давлением или вакуумом, и
может быть использовано в стерилизаторах, при меняемых в микробиологической, химико-фарма
цевтической, пищевой и медицинской отраслях промыщленности. Известен автоклав, работающий под давление
или вакуумом, в котором затвор вьтолнен в виде дверцы, перемещающейся в направляющих,
закрепленных на корпусе аппарата. Герметизация дверцы обеспечивается посредством манжетного
кольцевого -уплотнения скользящего типа, устанбвленного подвижно в кольцевой канавке кор
пуса, с образованием внутренней полости, которая через переключающий узел сообщена либо
с атмосферой, либо с аппаратом, При работе автоклава под давлением в полость под уплотнение
подается водяной пар, которьш частично сдвигает уплотнение в направлениидверцы и
поджимает его к ней, обеспечивая герметизацию . При работе автоклава под вакуумом внутреннюю
полость соединяют с помощью переключающего органа с атмосферой, и прижатие дверцы
обеспечивается за счет разрежения в аппарате 1. Недостатком конструкции является необходимость
постоянного контроля за переключающим узлом, что усложняет зксплуатацию и обслуживание
затвора, снижает его надежность, так как ошибочное шш несвоевременное переключение
узла приводит к разгерметизации аппарата. Наиболее близким к изобретению техническим
рещением является затвор для систем работающих под давлением или вакзумом, схздержаший
шибер, перемещаюпщйся перпендикулярно к оси патрубка затвора, подпружиненное ступен
чатое .седло затвора, перемещающееся по его продольной оси и установленн(эе внутри кольцевой
выточки в корпусе затвора, образующей кольцевой цилиндр, в основании которого уложена
V-образная манжета. Поджим седла к шиберу производится под действием управляющей
среды, подаваемой в кольцевой щшиндр. В исходное состояние седло перемещается воз вратными
пружинами 12J. Недостатком затвора является то, что поджим седла к щиберу осуществляется под действием
давления, создаваемого самостоятельной системой , как правило, гидравлической, или пневма1ической
. Однако эти шстемы сами по себе не обеспечивают достато1шой надежности
поддержания необходимого давления, особенно при длительной экошуатации и в ава
рийных случаях, что снижает надеяшость затвора в целом. Целью изобретения является повьпиение надежности
работы затвора. 9 Цель достигается тем, что в затвор, содержащий
корпус, щибер, установленный в направляющих с возможностью перемещения поперечно
оси корпуса, и седло, размещенное в полости корпуса с возможностью осевого перемещения
под давлением управляющей среды, введены две гибкие кольцевые мембраны, закрепленные
наружными кромками в корпусе, а внутренними - на седле, образуя с последними
полость, связанную с управляющей средой, при этом, одна из мембран вьшолнена с больщей
эффективной площадью, а шибер снабжен подпружиненными ползунами и установлен на направляющих
подвижно вдоль оси корпуса. На фиг. 1 показан затвор, разрез; на фиг. 2вид А на фиг. 1.
Затвор содержит шибер 1, установленный в направляющих 2. Корпус затвора выполнен
разъемным и состоит из патрубка 3, кольца 4 с уступом 5 и фланца 6. Внутри, корпуса размещено
седло, которое также вьшолнено разъемным и состоит из кольца 7 и кольца 8 .
с ответным выступом 9 и фланца 10. По плоскостям разъема установлены кольцевые. мембраны
11 и 12, которые по наружному контуру зажаты между составными элементами 3,
4 и 6 корпуса, а по внутреннему - между составными элементами 7, 8 и 10 седла.
Между мембранами 11 и 12 образована полость 13 для управляющей среды. Мебраны
выполнены с разными эффективными площадями: площадь мембраны 11 больше площади ,
мембраны 12. Со стороны цшбера 1 на седле установлена уплотнительная прокладка 14.
Для поджатия седла к щиберу 1 при отсутстВИИ перепада давления в корпусе затвора устанолвены
пружины 15. Для облегчения ручного перемещения шибера последний оснащен пружинами
16, усилие которых через рычаги 17, установленные на осях 18, и ползуны 19 компенсирует
собственный вес шибера. Для поджатия шибера 1 к направляющи л 2 на ползунах
19 установлены пружины 20. Устройство работает следующим образом.
При отпирании затвора в полость 13 между мембранами 11 и 12 подается управляющая
;среда. При этом седло отходит от шибера 1, сжимая пружины 15. Шибер 1 сдвигает вверх
по направляющим 2. Открьтается входное отверстие. Для запирания затвора шибер 1 смещают по
направляющим 2 вниз. Управляющая среда стравливается из полости 13, Седло под действием
пружин 15 перемещается в направлении шибера 1, обеспечивая предварительное поджатие
уплотнительной. прокладки 14. При работе затвора под давлением седло под
действием усилия bt этого давления перемещается в направлении к шиберу 1, сжимая уплотннтельную прокладку 14, тем самым самоуплотняя
шибер 1, прт этом осевое перемешение шибера ограничивается направляющими 2. При работе затвора под вакуумом шибер 1 , перемещается в направлении седла и сясимает
уплотнительную прокладку 14 за счет разрежения в сосуде. Перемещение седла внутрь патрубка при этом ограничивается торцом фланца 6. После выравнивания давления внутри и снаружи
сосуда шибер 1 возвращается в исходное 5 .состояние под действием пружин 15 и 20. Конструкция затвора обеспечивает самоуплотнение шибера как при работе под давлением,
так и под вакуумом, что повышает надежность и безопасность работы затвора. -v«.--X Sv л фиг.2