КОВШОВБ1Й БУР, включающий цилиндрический корпус, откидное днище с грунтоприемными окнами и лемехами, ведущую
щтангу с закрепленным на ней щнеком , расположенным в корпусе, и переходник
, установленный между корпусом и ведущей
щтангой, отличающийся тем, что, с целью повыщения эффективности бурения путем обеспечения работы шнека в автоматическом
режиме, он снабжен подпружиненной
зубчатой полумуфтой, установленной на ведущей щтанге с возможностью осевого перемещения, а переходник выполнен в виде обгонной муфты, на внутренней части которой
на торце выполнены зубья, при этом зубчатая полумуфта установлена с возможностью взаимодействия с зубьями обгонной муфты.
Изобретение относится к строительству,
в частности к выполнению способом бурения скважин для буронабивных свайных
фундаментов с использованием буронабивных установок кранового типа. Известен ковшовый бур, включающий цилиндрический корпус, юткидное днище с
грунтоприемными окнами, оснащенными лемехами , ведущую штангу и переходник 1 . Недостатком устройства является малая производительность, обусловленная быстрым
забиванием бура разрущенной породой. Наиболее близким к изобретению по технической
сущности и достигаемому результату является ковщовый бур, включающий
цилиндрический корпус, откидное днище с грунтоприемными окнами и лемехами, ведущую
щтангу с закрепленным на ней щнеком , расположенным в корпусе и переходник 2.. Недостатком устройства является многооперационность и сложность манипуляции
при заполнении корпуса грунтом, связанная с необходимостью прерывания процесса
разборки забоя для. перемещения грунта из нижней части корпуса в верхнюю и для
опускания и подъема при этом шнека со сменой направления вращения его при каждой операции. Цель изобретения - повышение эффективности бурения путем обеспечения работы
щнека в автоматическом режиме. Указанная цель достигается тем, что ковщовый
бур, включающий цилиндрический корпус, откидное днище с грунтоприемными
окнами и лемехами, ведущую щтангу с закрепленным на ней щнеком, расположенным
в корпусе, и переходник, установленный меж ду корпусом и ведущей штангой, снабжен
подпружиненной рубчатой полумуфтой, уста новленной на ведущей штанге с возможностью
осевого перемещения, а переходник выполнен в виде обгонной муфты, на внутренней
части которой на торце выполнены зубья, при этом зубчатая полумуфта установлена
с возможностью взаимодействия с зубьями обгонной муфты. На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, продольный разрез в момент
образования грунтовой пробки; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Устройство включает корпус 1 в виде полого цилиндра с выступами 2 для облегчения
осевого перемещения грунта, расположенными по окружности с равными интервалами
. В нижнем торце корпуса смонтировано откидное днище 3, на котором установлены
лемехи 4 и выполнены грунтоприемные окна 5. Ведущая щтанга 6 представляет собой цилиндрический стержень с нижней частью уменьшенного диаметра и спиралью
, образующей щнек 7, диаметр которого соответствует внутренним габаритным
размерам корпуса, а длина превыщает половину длины корпуса 1, при этом нижняя
часть щнека 7 расположена ниже высоты заполнения корпуса грунтом. Корпус 1 выполнен
с ве дущей штангой 6 посредством переходника 8, который выполнен в виде 0 обгонной муфты, внутренняя часть которой имеет зубья 9. Вторая зубчатая полумуфта
10 установлена на ведущей щтанге 6 с возможностью продольного перемещения в щлицах
11 и связана с ней через протарированную пружину 12. 5 Ковщовый бур работает следующим обра зом. Перед началом работы бур подвешивают
к подвижному вращателю буровой установки и приводят во вращение. Осевая нагруз
,. ка от ведущей щтанги 6 передается через зубчатую и обгонную муфты корпусу 1 бура.
Грунт разрущается лемехами 4 и поступает в корпус 1. При достижении грунтом нижних витков 5 шнека и образовании пробки, препятствующей
дальнейщему заполнению бура, резко возрастает нагрузка на корпус 1, превышая
величину тарировки пружины 12 зубчатой полумуфты, при этом зубчатая полумуфта
10 проворачивается вместе со шнеком 7 от0 носительно корпуса 1, а шнек срезает своими
нижними витками часть уплотненного грунта, освобождая некоторый объем для
новых порций грунта, поступающих с забоя. В результате обеспечения возможности попадания
грунта в корпус 1 усилие для его вращения уменьшается, проворачивание
частей 9 и 10 зубчатой муфты относительно друг друга прекращается и обеспечивается
возможность дальнейшего заглубления бура. При следующем образований грунто„
вой пробки процесс повторяется автоматически . При заполнении всего объема корпуса
1 ковщовый бур поднимается выше устья котлована и поворотом крановой установки
переносится к месту разгрузки. Разгрузка снаряда производится обратным вращением 5 шнека 7, при этом обгонная муфта расклинивается , обеспечивая свободное вращение
относительно корпуса частей 8 и 9 совместно со штангой 6 и шнеком 7. После разгрузки
бура цикл бурения повторяется. Конструкция бура позволяет повысить 0 производительность бурения за счет лучшего заполнения корпуса и автоматического
включения вращения лемеха.