1. Паровозный котел, характеризующийся тел, что он состоит из двух сообщающихся между собою и расположенных друг над другом жаротрубных котлов, из коих верхний котел, в жаровой трубе 5, снабжен кипятильными трубками 6 с барабаном 7 - на переднем конце, а в кольцевом кожухе вокруг корпуса котла, - перегревателем 9, а нижний котел, снабженный вспомогательной топкой 18, присоединен последовательно к верхнему котлу с проведением всех продуктов горения через его жаротрубную часть - с перегревателем 15, и - дымогарную часть 16, перед выпуском всех продуктов горения в дымовую коробку 19. 2. При охарактеризованном в п. 1 котле применение добавочного парообразователя 14, обогреваемого горячим воздухом, подаваемым насосом 12 из рубашки, окружающей котел, и - перегретым паром из труб перегревателя 9.
Предлагаемое изобретение имеет целью упростить чистку паровозного котла, путем устройства его из двух сообщающихся между собой и расположенных друг над другом жаротрубных котлов, из которых верхний снабжен помещенными в жаровой трубе кипятильными трубами, а нижний, присоединенный последовательно к верхнему, имеет вспомогательную топку. В кольцевом кожухе вокруг корпуса верхнего котла расположен перегреватель, из которого часть пара используется для обогрева добавочного парообразователя отапливаемого горячим воздухом из рубашки окружающей котел. На чертеже фиг. 1 изображает продольный разрез предлагаемого паровозного котла, фиг. 2 - разрез его по АВ и CD фиг. 1. Паровозный котел состоит из двух сообщающихся между собой и расположенных друг над другом жаротрубных котлов, из которых верхний снабжен топкой 1, а нижний, последовательно присоединенный к верхнему, имеет вспомогательную топку 18. Топка 1 состоит из жаровой трубы 2, которая помещена в кожухе 3, присоединенном своим коническим концом к корпусу 4 котла. Продолжением трубы 2 служит жаровая труба 5, внутри которой проходят кипятильные трубки 6, присоединенные на переднем конце к барабану 7 и ввальцованные другими концами в потолок и в днище топки. Трубки 6 крайних рядов оканчиваются в конце топки, а трубки 6 средних рядов - в начале ее, при чем нижние ряды трубок, расположенных в топке, покрываются огнеупорным кирпичом 8, уложенным с промежутками. По направлению от топки к барабану 7 вода движется по нижним трубкам 6, а в обратном направлении - по верхним. Корпус 4 окружен рубашкой 10, 11, служащей для подогрева к ней воздуха и образующей кольцевой кожух, внутри которого расположен перегреватель 9. Горячий воздух из рубашки 10 и 11 подается насосом 12 в змеевик 13 добавочного парообразователя 14, который, кроме того, обогревается перегретым паром из труб 9. Змеевик 13 может быть устроен вращающимся. Пар из парообразователя 14 направляется в перегреватель 15, расположенный в жаровой трубе 16 нижнего котла. Продукты горения из топки 1 проходят по жаровой трубе 5 и, обогрев трубы перегревателя 9, переходят через коробку 17 в жаровую трубу 16, из которой удаляются по дымогарным трубам 22 в дымовую коробку 19. Последняя снабжена цилиндрической заслонкой 20, при передвижении которой влево (фиг. 1), продукты горения из жаровой трубы 5 направляются непосредственно в дымовую трубу, при чем добавочный парообразователь 14 и перегреватель 15 выключаются. Регулирование перегрева производится с помощью вспомогательной топки 18, отапливаемой жидким топливом. Основная топка 1, показанная на чертеже в применении к жидкому топливу, может быть приспособлена и для твердого топлива, путем соответствующего переустройства ее передней части 21. Чистка кипятильных трубок 6 производится из барабана 7, а для чистки внутренней поверхности корпуса 4 и жаровой трубы 5, последняя может быть вынута через топку вместе с кипятильными трубками.