00 о ел о 35 1
Изобретение относится к строительно-дорожным машинам и предназначено преимущественно для выполнения
планировочных работ на строител стве автомобильных дорог, площадок. Известны различные конструкции
систем управления отвалом бульдозер для выполнения планировочных работ.
По принципу действия они подра де ля ются на автономные системы управления , у которых контроль положения
рабочего органа осуществляется с помощью маятникового датчика; копирные системы с контролем положения
по внешнему копиру {.проволока, бордюр и т.п.); комбинированные системы , в которых для контроля углового
положения применяется автономнуй датчик, а для определения положения по высоте используется копир,
системы, использующие в качестве датчика положения луч света (с использованием прибора типа ПУЛ-3 ;) ил
лазера ГТ 1. Недостатком таких автономных систем управления является их нечувствительность
к параллельным перемещениям по высоте точки крепления толкающих брусьев бульдозера к раме
трактора, что приводит к нарастающим ошибкам планировки поверхности и сни жает производительность машин.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство управления отвалом бульдозера
,- содержащее потенциометрический датчик положения толкающих брусьев и задатчик угла наклона планирующей
поверхности, подключенные к поляризованному реле через мостовую схему сравнения, и электрогидравлический
исполнительный механизм (2 . Недостатком известного управления
отвалом бульдозера является нечувствительность к вертикальным перемещениям
точкикрепления рабочего оборудования к раме базовой машины, что
приводит к снижению точности планировочных работ и производительности
бульдозера за счет увеличения числа проходов на одном и том же участке планировки..
Целью изобретения является повышение точности планировочных работ. Поставленная цель достигается
тем, что устройство управления отвалом бульдозера, содержащее потенцио
метрический датчик положения толкающих брусьев и задатчик угла накло06 на планирующей поверхности, подключенные к поляризованному реле через
мостовую схему сравнения, и электрогидравлический исполнительный механизм, .снабжено потенциометрическим
датчиком положения рамы трактора , подвижный контакт которого соединен со средней точкой потенциометра
датчика положения толкающих брусьев, а последний установлен в месте крепления толкающих брусьев к
раме трактора. На чертеже представлено устройство управления отвалом бульдозера.
Устройство управления отвалом бульдозера содержит маятниковый датчик 1 углового положения рамы трактора
2с потенциометром 3. На тракторе 2 установлен потенциометр k для задания требуемого угла
наклона планируемой поверхности. Подвижный контакт потенциометра
k соединен с переменным сопротивлением 5f регулирующим чувствительность
системы управления. Потенциометрический датчик 6 углового положения толкающих брусьев 7 закреплен
на тракторе в месте крепления толкающих брусьев к раме трактора.
Толкающие брусья 7 соединены с отвалом 8. Подвижный контакт потенциометра
датчика 6 положения толкающих брусьев 7 соединен с переменным сопротивлением 5 через поляризованное
реле 9i включенное в диагональ моста потенциометров и 3. Контакты поляризованного
реле 9 проводами соединены с усилителем 10 и с катушками электрогидравлического распределителя
П силового распределителя 12 который связан трубопроводами с гидроцилиндрами 13 подъема и опускания
отвала 8 и с насосной установкой И трактора 2. Потенциометр 6 выполнен
со средней точкой 15. Подвижный контакт потенциометра 3 соединен со средней точкой 15.
Устройство управления отвалом бульдозера работает следующим образом .
Подается питание на потенциометры и 3. Потенциометром 4 устанавливается необходимый уклон планируемой
поверхности, и включается рабочая передача трактора 2, и бульдозер
движется вперед, срезая слой грунта. При наезде трактора 2 на неровность
рама изменяет свое положение, что фиксирует датчик 1 положения, пе-. ремещая подвижный контакт потенциометра 3. Напряжение в диагонали мос та потенциометров и 3 соответств
ет величине отклонения датчика 1 от положения, заданного потенциометром i. Ток, протекая по диагонали
моста через переменное сопротивление S и поляризованное реле 9i обеспечивает срабатывание определенных
(в зависимости от направлени тока в диагонали моста ) контактов. Питание через усилитель 10 поступае
на- катушку электрогидравлическо1го распределителя 11, являющегося усилителем гидрораспределителя 12.
Когда срабатывает гидрораспредели . тель 1.2, жидкость от насосной установки
}k подается в гидроцилиндры 1 перемещающие отвал 8 и толкащие
брусья 7 в сторону уменьшения рассогласования . Так как подвижный контакт потен;
циометра 6 соединен с толкающим бру ком 7 отвала 8, то происходит алгебраическое суммирование напряжения
в диагонали моста и напряжения смещения от средней точки 15 подвижного контакта потенциометра 6. При уменьшении напряжения в диагонали
МОСТа до величины, при которой происходит отпускание контактов поляризованного реле 9 ток прекращается
и гидропривод выключается. При изменении угла наклона рамы трактора 2 происходит аналогичные
процессы. в случае, когда рама трактора 2 не изменяет своего положения, а в си«
лу упругости гидропривода и действующих вертикальных сил отвал 8 и
толкающие брусья 7 изменяют свое положение , то подвижный контакт потенциометра
6 перемещается, и в дйа-: гонали моста потенциометров и 3 Появляется ток, что вызывает срабатывание
поляризованного реле Э Усилителя 10 и всех элементов гидропривода . Остальные процессы, аналогичны
рассмотрюнным. Использование изобретения позвр-; лит повысить точность управления за
счет проходов до 2-3, что обеспечит повышение производительности бульдозера на 20-30%.