заявка
№ SU 1022261
МПК H02K15/00

Ротор асинхронного двигателя и способ его изготовления

Авторы:
ИГНАТОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Номер заявки
3255899
Дата подачи заявки
26.02.1981
Опубликовано
07.06.1983
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[19]

1. Ротор асинхронного двигателя, содержагций сердечник с открытыми пазами, в которых размещены короткозамкнутая обмотка с короткозамыкающими кольцами и элемент для закрытия паза из ферромагнитного материала , отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических характеристик и упрощения технологии изготовления,короткозамкнутая обмот ка снабжена радигшьными ребрами расположенными вдоль оси симметрии паза до наружной поверхности ротора, а элемент для закрытия паза выполнен в виде секторов, установленных между ребрами обмотки. 2.Ротор по п. 1, отличающийся тем, что ребра короткозамкнутой обмотки соединены с короткозамыкающими кольцами. 3.Способ изготовления ротора асинхронного двигателя, включающий , изготовление сердечника с открытыми пазами, размещение в пазах короткозамкнутой обмотки и,элементов для закрытия паза из ферромагнитного материала, термообработку и механическую обработку, отличающийс я тем, что, с целью упрощения тех-g е нологии изготовления, элементы для (Л закрытия паза выполняют газотермическим , например плазменным, напылением. 4. Способ по п. 3, отличающий с я тем, что термообработку для медной обмотки проводят в ере- g де водорода или в вакууме при 820-900С в течение 2-3 ч. to ic KD а

Формула изобретения

Ф(/1.3

A-/I

фуг.

Описание

[1]

Изобретение относится к конструкции электрических машин и технологии их изготовления и может быть использовано в электротехнической промышленности.

[2]

Известен ротор асинхронного двигателя , содержащий сердечник .с открытыми пазами, в который укладывают готовую обмотку, а затем выполняют части зубцовой зоны из порошковых ферромагнитиков, магниходиэлектриков , чем обеспечивают ротору необходимые конструктивные параметры , позволяющие несколько снизить потери и улучшить механическую характеристику электродвигателя flj.

[3]

К недостаткам данного ротора относятся невеликие энергетические характеристики, так как магнитная проницаемость магнитодиэлектриков на два порядка меньше магнитной проницаемости стали сердечника.

[4]

Известен также способ изготовления ротора, согласно которому сначала выполняют сердечник ротора с открытыми пазами любым известным способом , например штамповкой стального листа и последующей шихтовкой штампованных пластин и закреплением в пакете, затем в открытые пазы сердечника устанавливают готовую обмотку , после чего на поверхность зубцовой зоны наносят равномерный слой жидкого магнитодиэлектрика и производят его термоотверждение. В качестве ферромагнетика обычно используют порошковое железо, а в качестве изолирующей связки - .различные смолы, клеи или лаки. Указанный при этом ;Слой закрепляет обмотки в пазах и .{представляет собой части зубцовой ).зонь1 и магнитные шунты одновременно Cl.

[5]

Недостатком указанного способа ..является сложная технология ротора.

[6]

Наиболее близкими к предлагаемым являются ротор асинхронного торцового двигателя и способ его изготовления , согласно которому сердечник и обмотка выполнена методами порошковой металлургии.

[7]

Ротор содержит, сердечник с открытыми пазами, в котором размещена короткозамкнутая обмотка с короткозамыкающими кольцами и элементы для закрытия паза из ферромагнитного материала.

[8]

Способ изготовления ротора асинхронного двигателя включает изготовлени (а сердечника с открытыми пазами, размещение в пазах короткозамкнутой «обмоткиI и элементов для закрытия паза из ферромагнитного материала, термообработку и механическую обработку С 2.

[9]

- Недостатками известного ротора являются Низкие энергетические харак

[10]

теристики и сложная технология изготовления .

[11]

Выполнение полузакрытых пазов в роторе ограничено известными недостатками методов порошковой металлургии , трудностью получения изделий сложных не плоскопараллельных форм, получения одинаковой плотности в различных сечениях протяжного изделия малой толщины, а также необходимостью применения высоких давлений прессования для реализации заданной плотности.Другим недостатко является проведение спекания в два этапа: спекание сердечника при tcn 1000-1300C и спекание сердечника с выполненной обмоткой, при пониженной температуре (450°С), что усложняет технологи-ю изготовления и снижает качество обмотки, в связис тем,, что процесс спекания порошко .вой обмотки проходит интенсивно при температурах, близких к температуре плавления спекаемых порошковых материалов . При низких температурах спекания процесс протекает медленно и удельное сопротивление обмотки оказывается повышенным, что снижает значение момента и смещает его максимум в область больших скольжений . Указанные факторы ухудшают энегетические показатели двигателя и усложняют технологию изготовления.

[12]

Цель изобретения - улучшение энергетических показателей и упрощение технологии изготовления ротор

[13]

Поставленная цель достигается тем, что в роторе асинхронного двигателя , содержащем сердечник с открытыми пазами, в которых размещены короткозамкнутая обмотка с короткозамыкающими кольцами и элемент для закрытия паза из ферромагнитного материала, короткозамкнутая обмотка снабжена радиальными ребрами, расположенными вдоль оси симметрии паз до наружной поверхности ротора а элемент для закрытия паза выполнен в виде секторов, установлен ,ных между ребрами обмотки.

[14]

Кроме того, ребра короткозамкнутой обмотки соединены с короткозамыкающими кольцами. I

[15]

При этом согласно способу изготоления ротора асинхронного двигателя включающему изготовление сердечника с открытыми пазами, размещение в пазах короткозамкнугой обмотки и элементов для закрытия паза из феррмагнитного материала, термообработк и механическую обработку, элементы ,цля закрытия паза выполнены: газотермическим , напрлмер плазменным, напылением.

[16]

Кроме того/ термообработку для медной обмотки проводят в среде водорода или в вакууме при 820-900°С в течение 2-3 ч. На фиг. 1 показан„предлагаемый ротрр, торцовой вариант/ на фиг. 2 то же, линейный вариант/ фиг. 3 то же,цилиндрический вариант/ на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 1. Ротор-асинхронного двигателя состоит из сердечника 1 с зубцами 2 содержащими активные части 3, кото рые выполнены над прилегающими пазами , в которых размещена короткозамкнутая обмотка, снабженннад ребром 4. Ротор работает следующим образом . Магнитное иоле.стйтора индуктирует через воздушный зазор в активные части 3 зубцовой зоны и зубцы 2 ротора магнитный поток, которы замыкается в сердечнике ротора. В результате этого .в короткозамкнутой обмотке при условии изменения магнитного потока в пространстве и/или во времени наводится электрический ток, который взаимодействует с ин:дуктированным магнитным полем в сердечнике, зубцах 2 и активных Частях 3. В результате того, что активные части расположены над прилегакядами пазами, в которых размеще на обмотка с ребром 4, магнитная индукция от аубца 2 сердечника до оси обмотки снижается монотонно, не приводя к образовании) высших гармоник , при этом ребро 4 обмотки служи немагнитной перегородкой между смеж ными зубцами, что ограничивает рассеяние магнитного потока через ак .тивные части 3 от зубца к зубцу. В результате уменьшения амплитуд вы ших гармоник и их интерференции с гармониками индуктора снижаются- потери в роторе и улучшается механиче кая характеристика электродвигателя Способ изготовления ротора асин-. хронного двигателя включает основны операции: изготовление сердечника с обмоткой, что наиболее целесообразно изготовлять совместно методами порошковой металлургии, и плазменно напыление элементов закрытия паза и ферромагнитного материала. Однако возможно раздеАвное изгбт ление сердечника или обмотки: штамповкой , резанием из проката, холодным выдавливанием и т. п. Целесообразно при этом производить формовку ребра обмотки непосредственно при прессовании порошковой обмотки, выдавливании или травлении. На поверхности зубцовой зоны сер дечника 1 с обмоткой, включающей стороны короткозамыкающих колец в пазовой плоскости, плазменным напылением наносят слой ферромагнитного материала. Для этого в область сопл Плазмотрона подают порсяпок железа, легированный кремнием и алюминием,

[17]

-1022261 напылйют им, например, при следующем режиме: в качестве плазмообразующего и транспортирующего порошка газов используют аргон при давлении 350 кПа, ток плазмотрона 35ОА, напряжение на плазмотроне .30-35 В. Фракционный состав наносимого порошка выбирают по диаметру частиц в диапазоне О,04-0,1 мм. При напылении сердечника с обмоткой их устанавливают в рабочем органе приводного механизма, которым задают ему циклическое перемещение относительно плазмотрона, например вращательное перемещение вокруг оси ротора торцовой или циклической формы, и ведут напыление, перемещая плазмотрон вдоль зубцовой ионы. После получения покрытия достаточной тол1даны, при котором ребра обмотки заглубляются в нем на 1-2 мм, процесс напыления прекращают (фиг. 2). Затем производят термообработку ротора при 820-900°С в течение 2-3 ч в среде водорода или в вакуум ;. Указанная температура обеспечиввзт получение эффективного контакта между частицами меди порошковой обмотки и лежит в области нулевого значения константы равновесия реакции восстдновления окиси железа, что позволяет . получить обмотку с высокой электропроводностью , а также ограничивает рост проводимости спечегшого сердеч .иика за счет ограничения процесса восстановления изолирующей Фазы () . После спекания пооизводкт механическую обработку зубцовой зоны резанием, точением или шлифованием для снятия избытка напыленного материала и откоы Рия пазов по ребрам 4 обмотки. Преимуществом предлагаемого рото ра является простота технологии его изготовления, позволяющая выполнить без применения больших давлений уплотнения и полузакрытые пазы роторов различной конструкции (фиг.1-3) с равной плотностью в любой части покрытия. ;3накение указанной плотности достигает 0,85-0,90 от плотности наносимых материалов, что дает возможность получать магнитные проницаемости напыленной зоны, соизмеримые с проницаемостью и выполненные прессованием порошков в пресс-форме давлением 600-1000 МПа. В то же время увеличивается рабочая площадь долюсов на 25-40% за счет активного использования пазовой области зубцовой зоны. Изобретение позволяет повысить энергетические характеристики и технологию изготовленияроторов асинхронных двигателей.

[18]

2 У

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты