заявка
№ SU 1008660
МПК G01P3/49

Спидометр

Авторы:
НИГМАТУЛЛИН ШАВКАТ МУХАМЕДОВИЧ
Номер заявки
3314988
Дата подачи заявки
08.07.1981
Опубликовано
30.03.1983
Страна
SU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[11]

СПИДОМЕТР, содержащий синхронный микродвигатель, трехфазная статорнай обйотка которого соединена с трехфазной обмоткой датчика, обмотку возбуждения, .немагнитный токопроводящий чувствительный элемент, счетный меяанн зм, противодействующую пружину , стрелку со шкалой и источник напряжения,о Т л и ч а ю щ и и с я тем, чтсзу ;Сцелью .повышения точности, он дополнительно снабжен двумя обмотками возбуждения, одна из которых имеет среднняо точку, тремя вентилями, ;.трёмя усилителями, стабилизатором напряжения , стабилизатором тока, постоянным резистором, переменным резистором и конденсатором, при этом постоянный резистор включен последовательно в фазную цепь статорных синхронного микродвигателя .и параллельно входу первого усидителя: выход которого через первый вентиль подключен к первой дополнительной обмотке возбуждения, переменный резистор , движок которого механически .связан со стрелкой, и конденсатор соединены последовательно и включены между двумя фазными цепями статорНых обмоток синхронного микродвигателя, причем переменный резистор включен параллельно входу второго усилителя, выход которого через вентиль подключен к началу и средней точке второй дополнительной обмотки возбуждения, конденсатор подсоединен параллельно входу третьего усилителя, выход которого через третий вентиль присоеди нен к концу и средней точке второй . дополнительной обмотки возбуждения вход стабилизатора напряжения подклю чен к источнику напряжения, а выход к всем усилителям и через стабили00 О) затор тока.к обмотке возбуждения. 0

Описание

[1]

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения скорости движения и пройденного пути транспортных машин например тракторов и автомобилей. Известны спидометры, состоящие и датчика - трехфазного синхронного микрогенератора и показывающего при бора, содержащего трехфазный синт хронный микродвигатель с ротором-ма нитом, на конце вала которого расположен круглый магнит. Между ним и кольцевым магнитопроводом находится немагнитный токопроводящий чувствительный элемент в виде колпачка. Кол пачок и стрелка, показывающая скорость движения, закреплены на оси. Спидометр содержит также шкалу и спиргшьную противодействующую пружину , один конец которой прикреплен к оси.Конец вала микродвигателя через червячную передачу соединен с механическим счетчиком пройденного пути 1. Однако вследствие того, что синхронный микродвигатель и чувствит.ел ный элемент вместе с магнитом и кол цевым магнитопроводом выполнены в виде отдельных узлов и расположены один за другим по оси прибора, пока зывающий прибор спидометра имеет ув личенные массу и габариты. Известен также спидометр, состоя щий из синхронного микродвигателя с постоянным магнитом, чувствительного элемента, счетного механизма, противодействующей пружинь и стрелки со шкалой С2 ., Масса и габариты,этого устройства уменьшены вследствие того, что немагнитный токопроводящий чувствительный элемент в виде диска помеще между статором и ротором-магнитом синхронного микродвигателя. Недостатком известных спидометро является низкая точность измерения скорости движения, обусловленная тем, что прибор юстируется только один раз в нормсшьных условиях посл его сборки, а изменение реальных условий работы прибора, т.е. измене ние температуры окружающей среды, старение магнита и спиральной противо действующей пружины и т.д., приводи к возникновению дополнительной погр ности . Цель изобретения - повышение точ ности измерения. Указанная цепь достигается тем, что. спидометр, содержащий синхронный микродвигатель, трехфазная статорная обмотка которого соединена с трехфазной обмоткой да1тчика, обмотку возбуждения, немагнитный токопро водящий чувствительный элемент, сче ный механизм, противрдействукядую пр жину, стрелку со шкалой и источник напряжения, дополнительно-снабжен двумя обмотками возбуждения, одна из которых имеет среднюю точку, тремя вентилями, тремя усилителями, стабилизатором напряжения, стабилизатором тока, постоянным резистором, переменным резистором и конденсатором, при этом постоянный резистор включен последовательно в фазную цепь статорных обмоток синхронного микродвигателя и параллельно входу первого усилителя , выход которого через первый вентиль подключен к первой дополнительной обмотке возбуждения, переменный резистор, движок которого механически связан со стрелкой, и конденсатор соединены последовательно и включены между двумя фазными цепями статорных обмоток синхронного микродвигателя , причем переменный резистор включен параллельно входу второго усилителя, выход которого через вентиль подключен к началу и средней точке второй дополнительной обмотки возбуждения, конденсатор подсоединен параллельно входу третьего усилителя , выход которого через третий вентиль присоединен к концу и средней точке второй дополнительной обмотки возбуждения, вход стабилизатора напряжения подключен к источнику напряжения , а выход - к всем усилителям и через стабилизатор тока к обмотке возбуждения. На фиг. 1 показана конструктивная схема предлагаемого устройства на фиг. 2 - его электрическая схема. Устройство (фиг. 1) содержит трехфазный статор 1, установленный в корпусе 2, разноименные полюсы 3 и 4, ротора, скрепленные между собой с помощью немагнитного кольца 5 и винтов 6, подшипники 7 качения, на наружных обоймах которых установлены разноименные полюсы ротора, неподвижный консольный сердечник 8 прикреп-г ленный к корпусу и несущий не себе обмотки возбуждения, ротор 9, токопроводящий немагнитный чувствительный элемент 10 в виде колпачка, установленный на оси 11, находящейся в подшипниках 12 скбльжения, размещенных внутри неподвижного консольного сердечника, спиральную противодействующую пружину 13, стрелку и шкалу 14 и 15, стекло 16, колесо 17 счетного механизма, соединенное с червяком вала одноименных колюсов 4 f ре-. зисторный датчик 18 положения стрелки , регулятор 19 для изменения токов в обмотках возбуждения. Сердечник статора, полюсы 3 и 4 сердечник 8 эьтолнены из магнитно-мягкой стали. Устройство включает также статор|Ную обмотку 20 датчика, статорную обмотку 21 приемника, обмотку 22 возбуждения , стабилизатор 23 тока, стабилизатор 24 напряжения, постоянный резистор 25, усилитель 26, вентиль

[2]

27, дополнительную обмотку 28, переменный резистор 29, усилитель 30, вентиль 31, дополнительную обмотку 32 возбуждения, конденсатор 33, усилитель 34, вентиль 35.

[3]

Устройство работает следующим образом .

[4]

Колесо движущей : транспортной машины вращает ротор датчика микрогенератора и индуктирует трехфазную ЭДС в его обмотке 20. Статорные обмотки 20 и 21 датчика и приемника содинены электрически.

[5]

Ток, протекающий по обмотке 21, создает вращающийся магнитный поток с частотой вращения, пропорционально скорости движения машины. Постоянный ток, например, от аккумулятора, протекающий по основной обмотке 22 возбуждения, создает в свою очередь

[6]

свой магнитный поток, проходящий по

[7]

неподвижному консольному сердечнику 8, воздушномузазору, полюсам 3 одно полярности, например N, воздушному зазору, полюсам 4 другой полярности, н&приМер S, воздушному зазору и снова по сердечнику 8. Чередующиеся полюсы N и S сцепляются с противоположными полюсами вращающегося статорного магнитного потока, и ротор 9 приходит в синхронное с ним вращение Результирующий магнитный поток пересекает чувствительный элемент 10 и индуктирует в нем ЭДС. Вихревые, токи взаимодействуя с результирующим вращающимся магнитным потоком, рбуславливгиот появление вращающегр момента чувствительного элемента 10 и поворот его и, соответственно, стрелки 14 на угол, пропорциональный измеряемой скорости движения машины. Пропорциональность обеспечивает дёйствие регулятора 19.

[8]

Регулятор работает следуквдим образом . .

[9]

Стабилизатор- 23 тока служит для стабилизёщии тока в обмотке 22 при изменении температуры Сс1мой обмотки и температуЕял окружающей среды, т.е. при изменении ее активного сопротивления . Обмотка 28, компенсирующая действие реакции якоря, питается от ;усилителя 26. и вентиля 27, входным сигналом которого является падение

[10]

напряжения на резисторе 25, вызванное статорным (якорным) током. При размагничивающей реакции якоря МДС обмотки 28 действует согласно с МДС обмотки 22. Обмотка 32 уменьшает температурные погрешности, вызванные, например, изменениями удельного сопротивления чувствительного элемента 10, упругости противодействующей пружины 13, старением последней. Питается обмотка 32 через вентили 31 и 35 от усилителей 30 и 34, входным сигналом для которых являются, соответственно , падения напряжения на переменном резисторе 29 и конденсаторе 33 неизменной емкости. Ползунок резистора 29 перемещается вместе с осью 11. Резистор реализует зависимость R , где коэффициент пропорциональности; об - угол отклонения или показания стрелки 14, а конденсатор 33 - зависимость Х(« Ko/ где К 2 - коэффициент пропорциональности ; f - частота напряжения питания синхронного микродвигателя. Если погрешность показания стрелки отсутствует , то модули сопротивлений резистора 29 и koндeнcaтopa 33 равны, падения напряжения на них одинаковы, МДС обмотки 32 равна нулю. Если, например , стрелка Hfe доходит до точного значения измеряемой величины, то R результирукАцая МДС обмотки 32 действует согласно с МДС обмотки 22, увеличивает магнитный поток ротора 9 и момент на чувствительном элементе 10, стрелка 14 при этом перемещается к точному значению до тех пор, пока момент чувствительного элемента 10 не уравновесится противодействующим моментом пружины 13. В случае, когда стрелка 14 переходит точное значение измеряемой величины, то R x.f результирующая МДС обмотки 32 уменьшает магнитный поток ротора 9 и стрелка 14 перемещается к точному значению до установления равновесного состояния моментов. И в этом и другом случае стрелка не может достичь точного значения измеряемой величины, но использование усилителей 30 и 34 позволяет эту разницу, т.е. погрешность, значительно уменьшить.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты