1. Приводной барабан ленточного конвейера, содержащий вал с обечайкой, на которой закреплена футеровка из полимерного материала, отличающийся тем, что взаимодействующий с лентой внешний слой футеровки включает наполнитель в виде керамических частиц. ! 2. Приводной барабан по п.1, отличающийся тем, что футеровка выполнена из резины, а наполнитель - в виде керамической крошки. ! 3. Приводной барабан по п.1, отличающийся тем, что размер керамических частиц наполнителя составляет от 0,1 до 2 мм.
1. Приводной барабан ленточного конвейера, содержащий вал с обечайкой, на которой закреплена футеровка из полимерного материала, отличающийся тем, что взаимодействующий с лентой внешний слой футеровки включает наполнитель в виде керамических частиц. 2. Приводной барабан по п.1, отличающийся тем, что футеровка выполнена из резины, а наполнитель - в виде керамической крошки. 3. Приводной барабан по п.1, отличающийся тем, что размер керамических частиц наполнителя составляет от 0,1 до 2 мм.
Полезная модель относится к конвейерному транспорту, в частности, к приводным барабанам ленточных конвейеров, и может использоваться в горнорудной и других отраслях промышленности в конвейерах для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Приводные барабаны ленточных конвейеров, как правило, имеют футеровочное покрытие (футеровку) для повышения тяговой способности за счет повышения коэффициента сцепления с конвейерной лентой. Так уже известен приводной барабан ленточного конвейера, содержащий вал, соединенный с обечайкой, на внешней поверхности которой закреплена футеровка. [1]. Футеровка барабана может быть выполнена из резины, пластиков, цинка, сплавов алюминия и др. материалов. Наиболее высоким значением коэффициента сцепления с конвейерной лентой, обеспечивающим максимальную тяговую способность обладает футеровка из алюминиевых сплавов, однако эта футеровка (как и многие другие) подвержена интенсивному износу и требует частой замены. В связи с этим и с учетом других факторов (стоимость, технологичность, простота) на практике в большинстве случаев используется футеровка из резины [2], [3]. Известно также выполнение футеровки барабана (или его обечайки) из керамического материала, что обеспечивает достаточно высокий коэффициент трения и сопротивление истиранию барабана [4], [5], однако крепление керамических материалов посредством клеевых составов не очень надежно и не долговечно, а выполнение обечайки целиком из керамики не всегда целесообразно из-за ее хрупкости, недостаточной прочности при работе на изгиб и стоимости. Наиболее близким техническим решением к заявляемому является выполнение футеровки приводного барабана комбинированным - в виде привулканизированных к металлическим листам резиновых полос, к которым приклеены керамические пластины [6]. Эта известная футеровка характеризуется высоким коэффициентом трения и износостойкостью, но она сложна в изготовлении, требует использования специальных пресс-форм, применение клея для крепления керамических пластин снижает надежность функционирования барабана и требует остановки конвейера для замены полос с отклеевшимися керамическими пластинами. Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, состоит в создании недорогой и надежной футеровки приводного барабана, а технический результат, который может быть получен при ее использовании, заключается в упрощении конструкции барабана и технологии его изготовления с обеспечением износостойкости футеровки и высокого коэффициента трения при взаимодействии с конвейерной лентой. Для достижения указанного технического результата в приводном барабане, содержащем вал с обечайкой и закрепленной на обечайке футеровкой, предлагается внешний слой футеровки, контактирующий с конвейерной лентой, выполнить с наполнителем в виде керамических частиц. При этом футеровка может быть выполнена из резины или других полимерных материалов, таких как полиуретан, неопрен и т.п., а в качестве наполнителя может быть использована керамическая крошка с размером частиц от 0,1 до 2 мм. Один из возможных вариантов реализации полезной модели проиллюстрирован на прилагаемом чертеже, где на фиг.1 представлен приводной барабан с фрагментом его продольного сечения. Приводной барабан ленточного конвейера содержит вал 1 с обечайкой 2, на которой закреплена футеровка 3. Внешний слой 4 футеровки 3 содержит наполнитель в виде керамических частиц 5. Футеровка 3 может быть выполнена преимущественно из резины, а керамические частицы 5 могут быть внедрены в ее внешний слой 4 в процессе ее вулканизации, что обеспечивает надежную фиксацию частиц 5 во внешнем слое 4, который контактирует с конвейерной лентой. За счет такого выполнения футеровки 3 достигается более высокий коэффициент трения, повышается износостойкость футеровки и срок эксплуатации приводного барабана, при этом затраты на его изготовление и эксплуатацию увеличиваются незначительно. Источники информации: [1]. RU, «Проектирование и конструирование транспортных машин и комплексов» под ред. И.Г. Штокмана, М., «Недра», 1986, стр.157-158. [2].RU, ПМ 46482, B65G 23/04, 2004. [3].RU, ПМ 80446, B65G 23/04, 2008. [4].US, №3498817, F16H 55/38, 1970. [5].US, №5064406, F16H 55/48, 1991. [6]. Проспект фирмы «Flexco», http://www.flexco.com, (прототип). [7]. US, №3190137, F16H 7/02, 1965. [8].US, №5281189, F16H 7/00, 1994.