патент
№ RU 50512
МПК B62D53/10

ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

Авторы:
Рыбас Аркадий Львович Чертакова Елена Михайловна Корж Сергей Иванович
Все (4)
Номер заявки
2005109489/22
Дата подачи заявки
01.04.2005
Опубликовано
20.01.2006
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[1]

Опорно-сцепное устройство используется при эксплуатации седельных тягачей в составе автопоезда полной массой до 10 т. Устройство, включающее основание седла, упор шкворня лежащий на основании седла и соединенный с ним, ребра жесткости, расположенные на основании седла, причем ось опоры седла, две пластины Г-образной формы, расположенные симметрично продольной оси седла над упором шкворня, соединяющие уловитель с ребром жесткости, причем одна из них имеет отверстие под ось захвата, уловитель, стоящий на упоре шкворня, дополнительно усиленный ребрами жесткости, упор уловителя, расположенный на двух пластинах, захват, расположенный в пространстве между пластинами и упором шкворня, ручку, расположенную в передней части седла, подвижно соединенную с коромыслом, вращающимся на своей оси, соединенное с клином, клин, находящийся между упором шкворня и пластинами, опоры седла, расположенные симметрично оси седла с двух сторон, оси опор седла, ось захвата, ось клина, ось коромысла, возможно пластину из антифрикционного материала, расположенную на верхней плоскости седла, основание седла, выполненное из листа металла коробчатой формы, при этом стыки соединены между собой, например сваркой, причем опора седла выполнена из элементов таким образом, что ребра жесткости имеют коробчатую форму с ложементом под втулку, в которую может быть установлена дополнительная втулка из антифрикционного материала, а управляющая сцепным механизмом ручка расположена изгибом в сторону задней части опорно-сцепного устройства, при этом второй конец ручки, соединенный с коромыслом волнообразной формы, может быть выполнен в виде крюка или петли, с закрепленным на них коромыслом, при этом ребра жесткости заходов выполнены, например, в виде коробчатой формы. Результатом является создание нового типа устройства, с улучшенными массо-габаритными показателями и большим удобством. 1 н.з., 1 илл.

Формула изобретения

Опорно-сцепное устройство, включающее основание седла, упор шкворня, лежащий на основании седла и соединенный с ним, ребра жесткости, расположенные на основании седла, и соединяемые с ним сваркой, причем два из них могут служить опорами для оси опоры седла, две пластины Г-образной формы, расположенные симметрично продольной оси седла над упором шкворня, соединяющие уловитель с ребром жесткости, причем одна из них имеет отверстие под ось захвата, уловитель, стоящий на упоре шкворня, дополнительно усиленный ребрами жесткости, упор уловителя, расположенный на двух пластинах, захват, расположенный в пространстве между пластинами и упором шкворня, ручку, расположенную в передней части седла, подвижно соединенную с коромыслом, вращающимся на своей оси, соединенное с клином, клин, находящийся в центральной части седла между упором шкворня и пластинами, опоры седла, расположенные симметрично оси седла с двух сторон, оси опор седла, ось захвата, ось клина, ось коромысла, фиксируемые при помощи гаек и/или шплинта, пружины в количестве минимум 2 шт., пластину из антифрикционного материала, расположенную на верхней плоскости седла, отличающееся тем, что основание седла, выполненное из листа металла коробчатой формы, стыки которого соединены между собой сваркой, причем опора седла выполнена из элементов таким образом, что их ребра жесткости имеют коробчатую форму с ложементом под установленную дополнительно втулку из антифрикционного материала, а управляющая сцепным механизмом ручка расположена изгибом в сторону задней части опорно-сцепного устройства, при этом второй конец ручки, соединенный с коромыслом волнообразной формы, выполнен в виде крюка, а ребра жесткости заходов выполнены в виде коробчатой формы.

Описание

[1]

Полезная модель относится к седельно-сцепным устройствам, используемым при эксплуатации седельных тягачей на базе а/м ЗИЛ, УАЗ, УАЗ, ВиС, ИЖ, и др. в составе автопоезда полной массой до 10 т.

[2]

Аналогом полезной модели является седельно-сцепное устройство МАЗ [1], состоящее из седла, кронштейна, подушки, двух опор седла, оси захвата, запорного кулака, рукоятки, пружины ручки, двух пружин, крышки, защелки, опоры шкворня, захвата, предохранительной планки.

[3]

Недостатком данного опорно-сцепного устройства является невозможность использования для легких автопоездов ввиду больших габаритов и чрезмерной массы.

[4]

Прототипом данной полезной модели является седельно-сцепное устройство JOST тип JSK 3-2. [2], состоящее из штампованного основания седла, упора шкворня лежащем на основании седла, ребер жесткости, двух плоских пластин, расположенных симметрично продольной оси седла над упором шкворня, соединяющих уловитель с ребром жесткости, уловителя, стоящего на упоре шкворня, упора уловителя, расположенного на двух пластинах, захвата, расположенного в пространстве между пластинами и упором шкворня, ручки, расположенной в передней части седла, соединенной с коромыслом, вращающимся на своей оси, соединенным с клином, клина, находящегося в центральной части седла между упором шкворня и пластинами, опор седла, расположенных симметрично оси седла с двух сторон, осей опор седла, оси захвата, оси клина, оси коромысла, двух пружин.

[5]

Недостатком данного опорно-сцепного устройства является сложность техпроцесса изготовления и эксплуатации.

[6]

Задачей полезной модели является улучшение массо-габаритных показателей и удобства пользования опорно-сцепным устройством при эксплуатации седельных тягачей на базе а/м ЗИЛ, УАЗ, ГАЗ, ВиС, ИЖ, и др. в составе автопоезда полной массой до 10 т.

[7]

Техническим результатом полезной модели является создание нового типа седельно-сцепного устройства, обусловленное меньшими вертикальными нагрузками и тяговым усилием, возникающими при взаимодействии звеньев автопоезда обеспечивающее надежность, соответствующее требованиям правил 55 ЕЭК ООН.

[8]

Технический результат достигается тем, что в известном техническом решении основание седла, выполнено из листа металла коробчатой формы, при этом стыки соединены между собой, например сваркой, причем опора седла выполнена из элементов таким образом, что ребра жесткости имеют коробчатую форму с ложементом под втулку, в которую может быть установлена дополнительная втулка из антифрикционного материала, некоторые ребра жесткости выполнены в виде коробчатой формы, а управляющая сцепным механизмом ручка расположена изгибом в сторону задней части опорно-сцепного устройства, при этом второй конец ручки, соединен с коромыслом, например, волнообразной формы, может быть выполнен в виде крюка или петли, с закрепленным на них коромыслом.

[9]

Полезная модель представленная на фиг.1, состоит из: основания седла 30, упора шкворня 5 лежащем на основании седла и соединенным с ним, например, сваркой, ребер жесткости 21, 29, 31, 4, коробчатых ребер жесткости 26, расположенных на основании седла, и соединяемых с ним, причем два из них (например, ребра 31) могут служить опорами для оси опоры седла 18, двух пластин 28, расположенных симметрично продольной оси седла над упором шкворня 5, соединяющих уловитель 11 с ребром жесткости 4, причем одна из них имеет отверстие под ось захвата 8, уловителя 11, стоящего на упоре шкворня 5, дополнительно усиленного ребрами жесткости 2, соединенными с упором шкворня, упора уловителя 10,

[10]

расположенного на двух пластинах 28, захвата 9, расположенного в пространстве между пластинами 28 и упором шкворня 5, ручки 1, расположенной в передней части седла, подвижно соединенной с коромыслом 15, вращающимся на своей оси 12, причем коромысло соединено с клином 25, клина 25, находящегося в центральной части седла между упором шкворня 5 и пластинами 28, опор седла 23, расположенных симметрично оси седла с двух сторон, осей опор седла 18, фиксируемых при помощи, например гаек 17, перемычки 6, оси захвата 8, оси клина 24, шайбы оси клина 7, оси коромысла 12, оси ручки 13, поз. 8, 24, 12, 13 фиксируются от осевого смещения при помощи гаек и/или шплинта и/или каким либо др. способом, пружин 3, 14 в количестве минимум 2 шт, причем минимум одна из них 14 используется для возврата ручки 1 в состояние "сцеплено" и удержания его в этом состоянии, и минимум одна 3 используется для удержания захвата 9 в открытом состоянии в состоянии "расцеплено", возможно пластины из антифрикционного материала, расположенной на верхней плоскости седла.

[11]

Устройство работает следующим образом: порядок сцепки - ручка 1 вытягивается и фиксируется упором на перемычке 6, пружина ручки 14 растягивается, при этом коромысло 15 поворачивается вокруг своей оси 12, приводя в движение клин 25, и освобождает захват 9, подпружиненный пружиной 3, и захват поворачивается зевом к уловителю 11, появляется возможность ввести шкворень появившееся пространство. Попадая в зев захвата, шкворень поворачивает его до того момента, пока не упрется в упор шкворня. После этого ручку 1 следует снять с упора, и под действием пружины 14 она втягивается, приводя в движение коромысло 15 и клин 25. Клин перемещается в пространство между уловителем 11 и захватом 9, тем самым лишая захват возможности повернуться зевом к уловителю 11, т.е. открыться; расцепка производится следующим образом - ручка 1 вытягивается, фиксируется упором на перемычке 6, при этом коромысло 15

[12]

поворачивается, выводя клин из пространства между захватом 9 и уловителем 11, появляется возможность вывести шкворень из зева захвата.

[13]

Источники информации:

[14]

1. Специализир. подвижной состав: Учеб. пособие /М.С. Высоцкий, А.И. Гришкевич, Л.Х. Гилелес и др.; под ред. М.С. Высоцкого, А.И. Гришкевича - Мн.: Выш. Шк., 1989. - 240 с., стр., стр.35-36.

[15]

2. www.iost-world.com, ССУ JOST тип JSK 3-2 (приложение 1)

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты