патент
№ RU 40734
МПК B61D27/00

СИСТЕМА ВОДЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

Авторы:
Коробка Борис Афанасьевич (UA) Шиляев Владимир Николаевич (UA) Мужичук Сергей Александрович (UA)
Все (13)
Номер заявки
2004113809/22
Дата подачи заявки
12.05.2004
Опубликовано
27.09.2004
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

1. Система водяного отопления пассажирского вагона, состоящая из взаимосвязанных контуров циркуляции теплоносителя, содержащая котел с подающими и возвратными трубопроводами отопления, проложенными вдоль боковых стен вагона, расширительный бак, водонагреватель, калорифер и циркуляционный насос, отличающаяся тем, что возвратные трубопроводы отопления в районе котла имеют коллекторы П-образной конфигурации, компенсирующие температурное удлинение трубопроводов, причем горизонтальный участок коллектора проложен в надпотолочном пространстве вагона.2. Система водяного отопления пассажирского вагона по п.1, отличающаяся тем, что котел отопления расположен на продольной оси вагона между коридором и туалетным помещением.3. Система водяного отопления пассажирского вагона по п.1, отличающаяся тем, что оборудована автономным резервным обогревателем на жидком топливе, запас которого хранится в баке под вагоном.

Формула изобретения

1. Система водяного отопления пассажирского вагона, состоящая из взаимосвязанных контуров циркуляции теплоносителя, содержащая котел с подающими и возвратными трубопроводами отопления, проложенными вдоль боковых стен вагона, расширительный бак, водонагреватель, калорифер и циркуляционный насос, отличающаяся тем, что возвратные трубопроводы отопления в районе котла имеют коллекторы П-образной конфигурации, компенсирующие температурное удлинение трубопроводов, причем горизонтальный участок коллектора проложен в надпотолочном пространстве вагона.

2. Система водяного отопления пассажирского вагона по п.1, отличающаяся тем, что котел отопления расположен на продольной оси вагона между коридором и туалетным помещением.

3. Система водяного отопления пассажирского вагона по п.1, отличающаяся тем, что оборудована автономным резервным обогревателем на жидком топливе, запас которого хранится в баке под вагоном.

Описание

[1]

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к пассажирским вагонам для перевозки пассажиров на короткие и дальние расстояния в условиях пониженной температуры окружающей среды.

[2]

Известна система отопления вагонов постройки ГДР (см. "Руководство проводнику пассажирских вагонов", В.П.Щербаков, А.Б.Рабинович, издательство "Транспорт", Москва, 1971 г., рис.31 "Система водяного отопления ЭВМ международного сообщения 1-го и 2-го классов габарита 03-Т (РИЦ)".

[3]

При эксплуатации вагона на железных дорогах, обогрев вагона осуществлялся при помощи системы водяного отопления. В топке котла сжигается твердое топливо (антрацит).

[4]

Недостатком данного решения является наличие на возвратных трубопроводах тепловых компенсаторов сложной конструкции, которые усложняют конструкцию и монтаж системы отопления, увеличивается количество соединений, требующих уплотнения и контроля герметичности в процессе эксплуатации.

[5]

Котел расположен возле боковой стены вагона, что приводит к необходимости наличия в вагоне косого коридора, неудобного для прохода пассажиров, что тоже можно отнести к недостаткам аналога.

[6]

Прототипом полезной модели является "Система отопления вагона" типа 47к и вагона-ресторана СКк, описанная в книге "Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах", Фаерштейн Ю.О., Китаев Б.Н., Москва, "Транспорт", 1984. Система выполнена с комбинированным (электроугольным) подогревом теплоносителя. Система отопления состоит из взаимосвязанных контуров циркуляции теплоносителя, содержит котел с подающими и возвратными трубопроводами отопления, проложенными вдоль боковых стен вагона, расширительный бак, водонагреватель, калорифер, циркуляционный насос и трубу-перемычку, соединяющую

[7]

окончания возвратных трубопроводов отопления. Возвратные трубопроводы оборудованы тепловым компенсатором для предотвращения их деформации и нарушения герметичности фланцевых соединений при температурном удлинение.

[8]

Труба-перемычка, соединяющая купейную и некупейную части системы отопления, проложена в полу коридора со стороны купе проводника. Для того чтобы предотвратить нерациональную потерю тепла через ее стенки и возможность промерзания в случае сильных морозов, труба-перемычка обернута в несколько слоев негигроскопической изоляции и уложена в металлический кожух.

[9]

Недостатком данного решения является наличие на возвратных трубопроводах тепловых компенсаторов сложной конструкции, которые усложняют конструкцию и монтаж системы отопления, увеличивается количество соединений, требующих уплотнения и контроля герметичности в процессе эксплуатации.

[10]

Котел расположен возле боковой стены вагона, что приводит к необходимости наличия в вагоне косого коридора неудобного для прохода пассажиров, что тоже можно отнести к недостаткам прототипа.

[11]

Также к недостаткам можно отнести отсутствие в вагоне альтернативного резервного обогревателя на жидком топливе.

[12]

Сущность полезной модели заключается в том, что возвратные трубопроводы системы отопления в районе котла имеют коллекторы, компенсирующие температурное удлинение трубопроводов, котел отопления расположен на продольной оси вагона, а система отопления оборудована автономным резервным обогревателем на жидком топливе, запас которого хранится в баке под вагоном.

[13]

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:

[14]

на фиг.1 изображена схема системы отопления пассажирского вагона;

[15]

на фиг.2 - поперечное сечение вагона в месте установки котла и прохождения коллекторов;

[16]

Система содержит водогрейный котел 1 (Фиг.1) с подающим трубопроводом 2, соединенный резервным обогревателем 3 на жидком топливе, запас которого хранится в баке под вагоном и распределителем 4, питающим горячей водой расширитель 5 и калорифер 6, подающие трубопроводы 7. Возвратные трубопроводы отопления 8 в районе котла имеют коллекторы 9 (Фиг.2) П-образной конфигурации, компенсирующие температурное удлинение

[17]

трубопроводов, причем горизонтальный участок коллектора проложен в надпотолочном пространстве вагона 10. Котел отопления расположен на продольной оси вагона между туалетным помещением 11 и коридором 12.

[18]

Система отопления работает следующим образом. Теплоноситель (вода), нагретый электронагревательными элементами в котле 1, подается через подающий трубопровод 2 в распределитель 4, распределяющий горячую воду в калорифер 6 вентиляционного обогрева вагона и подающие трубопроводы 7, проходящие в надпотолочном пространстве 10. Возвратные трубопроводы отопления 8 проложены по коридорной и купейной стороне вагона, отдают тепло внутривагонным помещениям. В случае отсутствия электропитания нагрев теплоносителя обеспечивает автономный резервный обогреватель 3 на жидком топливе, запас которого хранится в баке под вагоном. При перепаде температур теплоносителя возникает температурное удлинение трубопроводов (изменение длины), которое компенсируется коллектором П-образной конфигурации, работающим на изгиб и скручивание,

[19]

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что компенсируется температурное удлинение трубопроводов без применения компенсаторов сложной конструкции, требующих герметизации и контроля плотности соединения, упрощается конструкция системы отопления ее монтаж и обслуживание, уменьшается количество соединений трубопроводов, требующих герметизации.

[20]

Осуществление полезной модели возможно с применением существующих технологий изготовления и использованием широко применяемых в вагоностроении материалов. На ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» разработана техническая документация и ведется изготовление опытного образца вагона с использованием данного технического решения.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты