патент
№ RU 2844211
МПК F02B53/08

Роторный детонационный двигатель внутреннего сгорания

Авторы:
Миронов Александр Александрович
Номер заявки
2024132177
Дата подачи заявки
26.10.2024
Опубликовано
28.07.2025
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
3
Реферат

[50]

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторным двигателям внутреннего сгорания. Роторный детонационный двигатель внутреннего сгорания содержит статор (1) с объемом цилиндрической формы, ограниченным с торцов боковыми крышками (2), установленный в объеме корпуса ротор (5). Цилиндрический ротор (5) с валом (4) имеет прямоугольный поперечный паз (6) с пружиной (8) и кулачок (7) с профилированным торцом. Цилиндрический полый статор (1) выполнен с прямоугольным радиальным отверстием (9), в котором установлен шибер (11) с профилированным торцом и торцевая пружина (12) в корпусе, прикрепленном с наружной стороны статора (1). Радиальные отверстия (13, 14, 15, 16, 17, 18) в статоре (1) являются пятью (13, 14, 15, 16, 17) впускными и шестым (18) выпускным отверстиями. Раскрыто расположение указанных отверстий (13, 14, 15, 16, 17, 18). К впускным отверстиям (13, 14, 15, 16, 17) соосно закреплены цилиндрические корпуса (21) детонационных камер (24). Раскрыто выполнение указанных детонационных камер (24) и их соединение с распределителем (33) воздуха и ресивером. Рабочая полость (44) образована внутренней поверхностью статора (1), его торцевых крышек (2), ротора (5) и поверхностями шибера (11) и кулачка (7). Технический результат заключается в повышении мощности двигателя. 5 ил.

Формула изобретения

Роторный детонационный двигатель внутреннего сгорания, содержащий статор с объемом цилиндрической формы, ограниченным с торцов боковыми крышками, установленный в объеме корпуса ротор, отличающийся тем, что цилиндрический ротор с валом имеет прямоугольный поперечный паз с пружиной и кулачок с профилированным торцом, цилиндрический полый статор с прямоугольным радиальным отверстием, в котором установлен шибер с профилированным торцом и торцевая пружина в корпусе, прикрепленном с наружной стороны статора, и с последовательно расположенными радиальными отверстиями, размещенными от точки контакта центров профилированных торцов шибера и кулачка, принятой за 00 отсчета вращения ротора по часовой стрелке, пятью впускными и шестым выпускным отверстиями, при этом первое - на расстоянии 150, а последующие отверстия расположены с интервалом 600от первого и между собой, шестое выпускное отверстие соединено коллектором с турбокомпрессором, к пяти радиальным впускным отверстиям статора соосно закреплены пять цилиндрических корпусов детонационных камер с закрытыми торцевыми крышками с осевыми отверстиями для вала, при этом в корпусах детонационных камер установлены цилиндрические золотники, имеющие радиальное впуско-выпускное отверстие, а детонационные камеры образованы указанными цилиндрическими золотниками и их торцевыми крышками, корпуса детонационных камер имеют последовательно расположенные радиальные детонационное выпускное, дополнительное выпускное, впускное отверстие, соединенное воздушной трубкой с распределителем воздуха и ресивером, отверстие с форсункой, соединенной с распределителем топлива с топливным ресивером, и отверстие со свечой зажигания, при этом рабочая полость образована внутренней поверхностью статора, его торцевых крышек, ротора и поверхностями шибера статора и кулачка ротора.

Описание

[1]

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, конкретно к роторным двигателям внутреннего сгорания с камерами сгорания за пределами полости статора, а именно к роторным двигателям с детонационным воспламенением топливовоздушной смеси.

[2]

Известно что, сжатая рабочая топливовоздушная смесь может сгорать в двух режимах отличающихся интенсивностью горения и скоростью этого процесса:

[3]

А) нормальное горение - со скоростью горения 20-30 м/сек.;

[4]

Б) взрывное (детонационное) сгорание - со скоростью около 2000 м/сек.;

[5]

При этом температура газов горения резко повышается - до 3500 - 4000 градусов Цельсия, против 2500 при обычной медленной форме горения.

[6]

Экспериментами установлено, что при степени сжатия в 8,5, когда давление сжатой Рабочей Смеси достигает 18-20 атмосфер, при использовании 92 бензина, детонационно сгорает от 3 до 5% паров топлива - предельно приемлемый показатель, а при достижении давления сжатия в 34 атмосфер (степень сжатия 22-23), то Рабочая Смесь с парами 92 бензина будет на 100% сгорать в режиме детонации - объемного взрыва.

[7]

Соколик А.С., Сгорание в транспортных поршневых двигателях. Изд. АН СССР, 1951, стр. 37.

[8]

Известны детонационные поршневые двигатели имеющие дополнительными от 2 до 4 детонационных форкамер с полостями сообщающимися с основной камерой сгорания, в которых при перемещении поршня к ВМТ двигателя образуется, одновременно с основной камерой сгорания, топливовоздушная смесь под давлением обеспечивающим объем детонационное сгорания не менее 5% бензинового топлива с октановым числом от 76 до 92. Есть механизм одновременно перекрывающий и герметизирующий полости форкамер от камеры сгорания и поочередно открывающий сообщение полостей форкамер с камерой сгорания после первого сгорания топливовоздушной смеси в камере сгорания.

[9]

Детонационное сгорание в форкамерах происходит при воздействии давления газов с камеры сгорания не менее 4,0 МПа с температурой не менее 500 град. Ц..

[10]

Патенты РФ 2023 г. №№: 2800200; 2802248; 2806929; 2806930; 2807366; 2807841 и Патенты РФ 2024 г. №: 2821675.

[11]

Недостатком известных детонационных двигателей является то, что в следствии ограничения рабочего хода поршня не свыше 180 градусов Цельсия оборота коленчатого вала и ограничения максимального давления в камере сгорания не свыше давления ограничиваемого запасом прочности приводящее к снижению мощности и кпд.

[12]

Наиболее близким техническим решением является роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с объемом цилиндрической формы, ограниченной с торцов боковыми крышками, установленный в объеме корпуса полый ротор, выполненный с радиальной лопастью, ориентированной вдоль его оси вращения, совпадающей с продольной осью корпуса, и кольцевыми ребордами, которые делят внутренний объем корпуса на секцию горючей смеси, разделенную радиальной лопастью ротора и разделительной пластиной на объем всасывания и сжатия, и рабочую секцию, разделенную радиальной лопастью и разделительной пластиной на объем расширения и объем выпуска, камеру сжатой горючей смеси и камеру сгорания, расположенные вне объема.

[13]

Патент РФ №2527808, кл. F02B 53/08, F02B 53/06, F01C 1/356, 2012 г..

[14]

Недостаком известного устройства является то, что камера сгорания находится вне объема корпуса, и сообщается с последним посредством перепускного устройства, при этом объем камеры сгорания небольшой, поэтому при сгорания топливно-воздушной смеси не обеспечивается достаточное давления на роторы, что влечет за собой невысокую мощность двигателя и невысокий КПД.

[15]

Цель предлагаемого изобретения увеличении мощности двигателя.

[16]

Поставленная цель достигается тем, что цилиндрический ротор с валом имеет прямоугольный поперечный паз с пружиной и кулачок с профилированным торцом, цилиндрический полый статор с прямоугольным радиальным отверстием, в котором установлен шибер с профилированным торцом и торцевая пружина в корпусе, прикрепленном с наружной стороны статора, и с последовательно расположенными радиальными отверстиями, размещенными от точки контакта центров профилированных торцов шибера и кулачка принятого за 00 отсчета вращения ротора по часовой стрелке пятью впускными и шестым выпускным отверстиями, при этом первое - на расстоянии 15 градусов, а последующие отверстия расположены с интервалом 60 градусов от первого и между собой, шестое выпускное отверстие соединено коллектором с турбокомпрессором, к пяти радиальным впускным отверстиям статора соосно закреплены пять цилиндрических корпусов детонационных камер с закрытыми торцевыми крышками с осевыми отверстиями для вала, при этом в корпусах детонационных камер установлены цилиндрические золотники, имеющие радиальное впуско-выпускное отверстие, а детонационные камеры образованы указанными цилиндрическими золотниками и их торцевыми крышками, корпуса детонационных камер имеют последовательно расположенные радиальные детонационное выпускное, дополнительное выпускное, впускное отверстие, соединенное воздушной трубкой с распределителем воздуха и ресивером, отверстие с форсункой, соединенной с распределителем топлива с топливным ресивером и отверстие со свечой зажигания, при этом рабочая полость образована внутренней поверхностью статора, его торцевых крышек, ротора и поверхностями шибера статора и кулачка ротора.

[17]

Предлагаемое изобретение состоит: из полого цилиндрического статора 1 с торцевыми крышками 2 с осевыми отверстиями 3 с установленным в них валом 4 ротора 5 с поперечным пазом 6 с профилированным кулачком 7 с пружиной 8 .

[18]

Статор 1 имеет: поперечный прямоугольное отверстие 9 и прикрепленный корпус 10 с шибером 11 с пружиной 12 профилированным торцом контактирующий с ротором 2; радиальные впускные 13, 14, 15, 16 и 17 отверстия размещенные последовательно от плоскости шибера отверстие 13 на расстоянии пятнадцать (15) градусов по часовой стрелке и последующие 14-17 с интервалом в шестьдесят (60) градусов от отверстия 13, через шестьдесят (60) градусов от оси 17 отверстия статор 1 имеет радиальное выпускное отверстие 18 через коллектор 19 соединенный с приемной секцией турбокомпрессора 20.

[19]

К пяти радиальным впускным отверстиям 13-17 статора 1 закреплены корпуса 21 с торцевыми крышками 22 с осевыми отверстиями 23 с детонационной камерой 24 сгорания образованной в установленном в корпус детонационной камеры 21 цилиндрическом золотнике 25 с радиальным впускно - выпускным отверстием 26 и с торцевыми крышками 27 с осевым приводным валом 28 установленных в отверстиях 23 торцевых крышек 22 корпуса 21 детонационной камеры 24. Корпус 21 имеет радиальные последовательно расположенные отверстия: выпускное детонационное 29; выпускное дополнительное 30 - для отвода остатка газов сгорания из полости детонационной камеры 24 через коллектор 19 в приемную секцию турбокомпрессора 20; впускное воздушное 31 отверстие соединенный воздушной трубкой 32 с распределителем воздуха 33 и далее через воздушный ресивер с краном 34 с нагнетательной секцией турбокомпрессора 20; отверстие 35 с топливной форсункой 36 топливопроводом 37 соединенный с распределителем 38 топливного насоса 39 и отверстие 40 со свечой зажигания 41 электропроводкой 42 связанной с распределителем зажигания 43.

[20]

Рабочая полость 44 образована внутренней поверхностью статора 1, его торцевых крышек 2 ротора 5 и поверхностями шибера 11 статора 1 и кулачка 7 ротора 5.

[21]

Приводные валы: 42 распределителя топлива 38 и топливного насоса 39; распределителя зажигания 43 и приводной вал 28 золотников 33 кинематически 45 связаны с валом 4 ротора 5.

[22]

Иллюстративная часть представлена на:

[23]

Фиг. 1 Принципиальная схема;

[24]

Фиг. 2 Сечение А-А;

[25]

Фиг. 3 Детонационная камера сгорания в сборе;

[26]

Фиг. 4 Сечение В-В;

[27]

Фиг. 5 Индикаторная диаграмма и круговая диаграмм Фаз.

[28]

Предлагаемое изобретение работает следующим образом.

[29]

Вращение ротора 5 по часовой стрелке.

[30]

Отсчет градусов оборота ротора 5 начинается с точки контакта центров профилированных торцов шибера 11 и кулачка 7 по часовой стрелке.

[31]

Запуск осуществляется открытием крана распределителя воздуха 33 ресивера 34 воздух по воздушной трубке 32 подводится ко всем впускным 30 отверстиям корпусов 21 с детонационными камерами сгорания 24 и при любом положении ротора 5 в момент запуска вращение вала 4 ротора 5 передается через кинематические связи 45 к приводному валу 28 цилиндрического золотника 25 с детонационной камерой 24 и при совпадении впускного 35 отверстия корпуса 21 с впускным отверстием 26 цилиндрического золотника 25 воздух проходит в камеры детонационного сгорания 24.

[32]

Впрыск топлива в камеры детонационного сгорания 24 осуществляются топливными форсунками 40 через топливопровод 41 от распределителя топлива 43 с топливным ресивером 44 топлива при совмещением с отверстием 39 и впускно - выпускным отверстием 26 золотника 25.

[33]

Вращение на вал распределителя топлива 38 передается от вала 4 ротора 5 через кинематическую связь 45. Передаточное отношение кинематической связи i = 1,0.

[34]

Вращение вала 4 ротора 5 через кинематическую связь 5 передается на вал распределителя зажигания43и электрический ток передается через электропровода 42 к свечам зажигания 41 согласно размещению камер 21 с детонационными камерами 24.

[35]

Принудительное воспламенение топливовоздушной смеси в детонационной камерах 24 производится не менее чем за 5 градусов до момента совпадения впускно-выпускного отверстия 26 золотника 25 с выпускным отверстием 29 корпуса 21 с радиальными отверстиями 13, 14, 15, 16 и 17 статора 1 и соответственно с рабочей полостью 44 предлагаемого изобретения любого из шести корпусов 21 детонационных камер 24.

[36]

Газы с давлением до 80 МПа из детонационной камеры 24 проходят в рабочую полость 44 ограниченную шибером 11 профилированным торцом прижатым к поверхности ротора 5 пружиной 10 установленным в его корпусе 9 и движущимся с ротором 5 с кулачком 7 с пружиной 8 установленных на поперечном пазе 6 ротора 5.

[37]

При дальнейшем вращении ротора 5 на шестьдесят градусов совпадают отверстия впускно-выпускного отверстия 26 золотника 25 с выпускным детонационным отверстием 29 корпуса 21 с детонационной камерой 24 совпадающим с последующим радиальными отверстием 13 статора 1 и газы с давлением не менее 5,0 МПа и с температурой не менее 1000 градусов из рабочей камеры 50 попадают через отверстие 14 статора 1, выпускное отверстие 29 корпуса 21 и впускно-выпускное отверстие 26 золотника 25 попадают в детонационную камеру в 24 золотника 25, в следствии которого происходит 100% детонационное сгорание топливовоздушной смеси с повышением давления в детонационной камере 24 и в рабочей полости 45 не менее 8,0 МПа.

[38]

После детонационного сгорания топливовоздушной смеси в последней шестой камере детонационного сгорания 24 соответствующей совпадении впускного 17 отверстия статора 1 при дальнейшем вращении ротора 5 на шестьдесят градусов при прохождении плоскости контакта его профилированного кулачка 7 выпускного отверстия 18 статора 1 газы с давлением не менее 1,0 МПа из рабочей камеры выходят через коллектор 19 к приемной секции турбокомпрессора 20.

[39]

Нагнетательная секция турбокомпрессора 20 через воздушную трубку 32 сообщается с воздушным ресивером 34 и обеспечивает накопление воздуха под давлением не менее 1,4 МПа и подачу воздуха через открытый кран ресивера 34 и воздушную трубку 32 к впускным отверстиям 31 корпуса 21 детонационной камеры сгорания 24 и при совпадении впускно-выпускного 26 отверстия золотника 25 проходит в полость детонационной камеры 24.

[40]

Профилированные кулачки 7 с пружиной 8 в поперечном пазе 6 ротора 5 и шибера 11 с пружиной 12 в корпусе 10 прикрепленном на статоре 1 взаимно перемещаются не прерывая контакта.

[41]

Общая величина рабочего хода 315 градусов, выпуска 45 градусов и холостого хода 15 градусов от оборота ротора 5.

[42]

Расход топлива соответствует бедной топливовоздушной смеси со стехиометрическим коэффициентом не менее 25.

[43]

Объем полости детонационной камеры 24 золотника 25 соответствует объему сжатого воздуха с давлением обеспечивающим детонационное сгорание не менее 5% бензинового топлива марки А66.

[44]

Объем Vд.к детонационной камеры 24 определяется из соотношения

[45]

Vд.к = Vp.x / n д.к. х СС

[46]

где: Vp.x - объем рабочего ротора 5; n д.к. - количество детонационных камер 24 и

[47]

СС - степень сжатия соответствующая давлению в камере сжатого воздуха не менее 1,5 мПа.

[48]

Передаточное число кинематических связей 51 с приводными валами 42 i = 1,0.

[49]

Таким образом, предлагаемое изобретение по сравнению с прототипом по Патенту РФ № 2775618, 2022 г. обеспечивает повышение мощности не менее чем в 3 раза за счет увеличения рабочего хода до 315 градусов оборота ротора 5 с средним индикаторным давлением не ниже 2,0 МПа и экономичности не менее чем в 2 раза за счет детонационного сгорании бедной топливовоздушной смеси.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты