патент
№ RU 2833988
МПК F42B12/24

ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА

Авторы:
Торхов Дмитрий Николаевич Турукин Ярослав Валерьевич Корченков Игорь Александрович
Все (6)
Номер заявки
2024104954
Дата подачи заявки
28.02.2024
Опубликовано
03.02.2025
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[26]

Изобретение относится к осколочно-фугасной авиабомбе. Техническим результатом является создание штатного боеприпаса, применяемого с малых аэродинамических носителей, с высокой эффективностью боевой части, с возможностью поражения легкобронированной техники. Осколочно-фугасная авиабомба содержит осколочно-фугасный снаряд и стабилизатор. Осколочно-фугасный снаряд состоит из головного взрывателя, боевой части, включающей в себя алюминиевый корпус. Оболочка корпуса выполнена в виде трубы, внутри которой размещены поражающие элементы и разрывной заряд, стабилизатор состоит из конической части, переходящей в стержень, и четырех плоских консолей и крепится ко дну боевой части посредством посадки в натяг на бобышку с рифлением. Головной взрыватель снабжен предохранительной скобой с блокирующим винтом. Полуготовые поражающие элементы, расположенные в пространстве трубы, выполнены в виде набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца и изготовлены из тяжелого сплава на основе вольфрама, с массой от 0,9 до 1,1 грамма, и имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3. Отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества находится в диапазоне 0,48-0,54 таким образом, что скорость разлета осколков составляет 1/3 от скорости детонации разрывного заряда. Разность центра давления и центра масс всего изделия больше нуля. 2 ил.

Формула изобретения

Осколочно-фугасная авиабомба, содержащая осколочно-фугасный снаряд и стабилизатор, при этом осколочно-фугасный снаряд состоит из головного взрывателя, боевой части, включающей в себя алюминиевый корпус, оболочка корпуса выполнена в виде трубы, внутри которой размещены поражающие элементы и разрывной заряд, стабилизатор состоит из конической части, переходящей в стержень, и четырех плоских консолей и крепится ко дну боевой части посредством посадки в натяг на бобышку с рифлением, отличающаяся тем, что головной взрыватель снабжен предохранительной скобой с блокирующим винтом, полуготовые поражающие элементы, расположенные в пространстве трубы, выполнены в виде набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца,и изготовлены из тяжелого сплава на основе вольфрама, с массой от 0,9 до 1,1 грамма, и имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3, отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества находится в диапазоне 0,48-0,54 таким образом, что скорость разлета осколков составляет 1/3 от скорости детонации разрывного заряда, при этом разность центра давления и центра масс всего изделия больше нуля.

Описание

[1]

Изобретение относится к средствам поражения, а именно к авиабомбам, предназначенным для применения с малых, в том числе беспилотных, воздушных аэродинамических носителей, а конкретно к осколочно-фугасным авиабомбам.

[2]

Известно управляемое осколочное взрывное устройство патент US 5157225, МПК: F42B 12/24, опубл. 20.10.1992 г., выполненное в виде цельного корпуса трубчатой формы с сеткой рифлений на наружной и внутренней поверхности, образованных кольцевыми канавками и продольными пазами треугольного профиля, создающие множество осколков, размер и форма которых определяется толщиной оболочки и шагом между канавками.

[3]

Основным недостатком такого технического решения является сложность изготовления цельного корпуса с сеткой рифлей, а также наличием «мертвых» зон в радиусе поражения, обусловленных разлетом осколков по высоте осколочного элемента преимущественно в одном направлении, сформированном продольными пазами на его поверхности.

[4]

Известна осколочно-фугасная боевая часть (БЧ) по патенту RU 2768237 от 25.12.2020 г., МПК: F42B 12/00, F42B 12/24, выполненная в виде набора собранных по высоте стальных внутренних и внешних колец прямоугольного сечения, которые содержат на внутренней поверхности рифли, сформированные канавками, параллельными оси кольца, установленные на трубчатый корпус, который также имеет насечки на внешней поверхности и заряда взрывчатого вещества помещенного во внутрь трубчатого корпуса.

[5]

Недостатком данного технического решения в части осколочно-фугасной боевой части заключается в сложности изготовления насечек на внутренней поверхности колец, а также в необходимости компенсации линейных зазоров как для внутренних, так и для внешних наборов колец.

[6]

Известна осколочно-фугасная авиабомба RU 2365868, от 07.05.2008 г., МПК F42B 25/00, F42B 12/20, которая содержит взрывное устройство, корпус, включающий оболочку, которая выполнена в виде двух коаксиально расположенных цилиндров, между которыми расположены стальные шарики двух диаметров, заряд взрывчатого вещества (ВВ) со средством инициирования и стабилизатор с тормозным устройством. Свободное пространство между шариками заполнено легкоплавким твердым углеводородом, а средство инициирования заряда ВВ размещено вдоль продольной оси авиабомбы и выполнено в виде стального стакана. В полости стакана размещены дополнительный детонатор, пересекающий радиальную плоскость, проходящую через центр масс оболочки с готовыми поражающими элементами (ГПЭ), и две шашки ВВ, размещенные вдоль продольной оси стакана и связанные детонационным зарядом.

[7]

Основным недостатком данной конструкции является использование тормозного устройства необходимого для ориентации авиабомбы по нормали к преграде. Также недостатками данной конструкции является высокая стоимость и сложность изготовления конечного изделия.

[8]

Основной задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание штатного боеприпаса, применяемого с малых аэродинамических носителей, с высокой эффективностью боевой части, с возможностью поражения легкобронированной техники.

[9]

Реализуется поставленная задача тем, что в осколочно-фугасной авиабомбе, содержащей взрыватель, снабженного предохранительной скобой с блокирующим винтом, боевой части, включающей в себя алюминиевый корпус, выполненный виде тонкостенной трубы внутри которой размещены полуготовые поражающие элементы и разрывной заряд, при этом полуготовые поражающие элементы выполнены в виде набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца, и изготовлены из тяжелого сплава на основе вольфрама, с массой от 0,9 до 1,1 грамма, имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3, при этом отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества находится в диапазоне ≈ 0,48-0,54, определяющую скорость разлета осколков, равную 1/3 от скорости детонации разрывного заряда, а также стабилизатор, который содержит коническую часть, переходящую в стержень, и четыре плоские консоли, прикрепленные ко дну боевой части посредством посадки в натяг на специально выполненной на дне бобышки с рифлением, с удлинением консолей стабилизатора λстаб=2,2 и удлинением боевой части λбч=3,5, а также определенное расстояние между центром тяжести авиабомбы Хцм=162 мм, суммарным центром давления авиабомбы Xd=190 мм и центром тяжести площади консолей стабилизатора Хцмпк=345 мм, при этом разность центра давления и центра масс всего изделия значительно больше нуля, что необходимо для устойчивого полета изделия на всей траектории полета.

[10]

Сущность изобретения поясняется иллюстративным чертежом, который описывает, но не ограничивает возможный общий вид изделия.

[11]

На фиг. 1 отображена осколочно-фугасная авиабомба, а на фиг. 2 - выполнение стабилизатора.

[12]

Средство поражения, дающее возможность получить требуемый результат, состоит из головного взрывателя 1 (см. фиг. 1) с блокирующим винтом 2, и предохранительной скобой 3, осколочно-фугасной боевой части 4, включающий в себя алюминиевый корпус 5 в виде трубы, набор колец 6 с коническими насечками из тяжелого сплава вольфрама, разрывной заряд 7, стабилизатора 8.

[13]

Стабилизатор 8 крепится к боевой части 4 посредством посадки в натяг на специально выполненную на дне 10 бобышку с рифлением 9 (фиг. 2). Дополнительно стабилизатор поджимается ко дну 10 винтом 11 с шайбой 12, что предостерегает поворот стабилизатора 8 относительно корпуса в служебном обращении с изделием.

[14]

Стабилизатор 8 состоит из конической части 13, переходящей в стержень 14, и четыре плоские консоли 15. Коническая часть 13 располагается непосредственно за боевой частью 4 и служит для уменьшения донного сопротивления изделия. Плоские консоли 15 создают аэродинамический момент, обеспечивающий устойчивое положение изделия в полете. На концах крыльев выполнены закрылки 16, которые придают изделию вращающий момент относительно продольной оси 17 средства поражения. Это необходимо для уменьшения влияния несимметричных элементов конструкции средства поражения на его устойчивость.

[15]

Обеспечение надежной стабилизации на траектории и потребных демпфирующих свойств авиабомбы при переходных процессах, обеспечивается за счет требуемого удлинения консолей стабилизатора λстаб=2,2 и удлинения боевой части λбч =3,5, а также определенным расстоянием между центром тяжести авиабомбы Хцм=162 мм, суммарным центром давления авиабомбы Xd=190 мм и центром тяжести площади консолей стабилизатора Хцмпк=345 мм.

[16]

В данном изделии разность центра давления и центра масс всего изделия значительно больше нуля, что обеспечивается за счет смещения центра давления ближе к задней части изделия, посредствам большой площади консолей стабилизатора.

[17]

Высокая эффективность осколочного действия данного изделия достигается за счет использования набора колец с коническими насечками с углублением 2/3 от разности внешнего и внутреннего радиуса кольца, (для однозначного дробления колец на осколки заданной массы и формы), изготовленных из тяжелого сплава на основе вольфрама. За счет такой геометрии колец при детонации ВВ кольца разрушаются на осколки заданной массы от 0,9 до 1,1 грамма и имеют форму параллелепипеда с соотношением сторон 1×1×1,3, такая геометрия осколков позволяет с большой эффективностью пробивать стальные преграды.

[18]

Отношение массы осколочной части изделия к массе взрывчатого вещества подобрана таким образом ≈ 0,48-0,54, что скорость разлета осколков составляет 1/3 от скорости детонации взрывчатого вещества.

[19]

Изделие имеет большую площадь поражения в данном калибре за счет соотношения массы осколочной части к общей массе изделия ≈ 0,48-0,52, а также большого количества осколков заданной массы, которые образуются за счет дробления колец с насечками.

[20]

За счет небольшой массы изделий 0,5; 1,7; 2,5 кг возможно их применение с малых аэродинамических носителей таких как микро и мини беспилотные летательные аппараты ближнего и малого радиуса действия, что позволяет увеличить спектр решаемых задач на театре боевых действий.

[21]

Описанное выше средство поражения действует следующим образом.

[22]

Перед выполнением полетного задания, после установки изделия в устройство сброса, из механического взрывателя выкручивается блокирующий винт 2, который удерживает предохранительную скобу 3 взрывателя в транспортном положении. После выхода боеприпаса из подвесного устройства, предохранительная скоба 3 освобождается и происходит накол капсюля-воспламенителя взрывателя. Инициируется механизм дальнего взведения взрывателя.

[23]

При встрече с преградой срабатывает контактный датчик взрывателя, что приводит к детонации взрывчатого вещества и разрушению набора колец на заданные поражающие элементы.

[24]

Работоспособность предлагаемой конструкции осколочно-фугасной авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных условиях.

[25]

Таким образом, представленная конструкция осколочно-фугасной авиабомбы позволяет нанести поражение легкобронированной технике с высокой эффективностью.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты