патент
№ RU 2805424
МПК G01C19/00

Устройство измерения угла поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости

Авторы:
Карпов Илья Андреевич Кривошеев Сергей Валентинович Стрелков Александр Юрьевич
Все (4)
Номер заявки
2023112816
Дата подачи заявки
18.05.2023
Опубликовано
16.10.2023
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[59]

Устройство измерения угла поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости содержит гирополукомпас, содержащий трехстепенный гироскоп с системами горизонтальной и азимутальной коррекций, на оси наружной рамы которого закреплен системный датчик угла курса, гировертикали и указателя курсового угла, два датчика угловых скоростей, задатчик допустимого угла крена, микроконтроллер, соединенные определенным образом. Обеспечивается повышение надежности измерений. 2 ил.

Формула изобретения

Устройство измерения угла поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости, состоящее из гирополукомпаса, содержащего трехстепенный гироскоп с системами горизонтальной и азимутальной коррекций, на оси наружной рамы которого закреплен системный датчик угла курса, гировертикали и указателя курсового угла, отличающееся тем, что оно содержит первый и второй датчики угловых скоростей, оси чувствительности которых соответственно направлены по нормальной и поперечной осям летательного аппарата, задатчик допустимого угла крена и микроконтроллер, при этом системный датчик угла курса, системный датчик угла крена гировертикали, выходы первого и второго датчика угловых скоростей и задатчик допустимого угла крена через первый-пятый преобразователи аналог-код подключены соответственно на первый-пятый входные порты микроконтроллера, а его выходной порт соединен с указателем курсового угла, при этом угол поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости вычисляется в микроконтроллере по формулам, структура которых зависит от величины крена летательного аппарата.

Описание

[1]

Изобретение относится к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и может быть использовано для измерения угла поворота летательного аппарата при маневрах в горизонтальной плоскости.

[2]

Известно устройство измерения угла поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости, которое реализовано в различных типах гирополукомпасов и, в частности, в гирополукомпасе ГПК-52АП (Михайлов О.И., Козлов И.М., Гергель Ф.С. Авиационные приборы. М.: Машиностроение, 1977, стр. 166). Гирополукомпас ГПК-52АП состоит из трехстепенного гироскопа с осью наружной рамы, расположенной параллельно нормальной оси летательного аппарата, содержащем системы горизонтальной и азимутальной коррекций, системный датчик курсового угла, ротор которого жестко закреплен на оси наружной рамы, а статор - на корпусе. Указатель дистанционно подключен к системному датчику курсового угла.

[3]

Однако при выполнении поворота в горизонтальной плоскости (вираже) ось наружной рамы гирополукомпаса, ориентированная по нормальной оси, будет отклоняться от вертикали места на угол крена. При этом возникает погрешность, которая носит геометрический характер, и называется кардановой погрешностью

[4]

(1)

[5]

где угол поворота в горизонтальной плоскости; угол крена; кардановая погрешность.

[6]

Известно также устройство измерения угла поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости, принятое за прототип и реализованное в различных типах курсовых систем, например, в курсовой системе КС-6, в которой гирополукомпас (гироагрегат ГА-1М) наружной рамой установлен в следящую раму, корректируемую по сигналам гировертикали по углу крена (Аппаратура измерения курса и вертикали на воздушных судах гражданской авиации / Ю.А. Акиндеев, В.Г. Воробьев, А.А. Карчевский и др.; Под общ. ред. П.А. Иванова. М.: Машиностроение, 1989. -344с. Стр.89-93). Гироагрегат ГА-1М состоит из трехстепенного гироскопа, содержащего системы горизонтальной и азимутальной коррекций, с осью наружной рамы, кинематически помещенной в следящую раму, на оси подвеса которой установлены датчик угла и двигатель отработки и которая параллельна продольной оси летательного аппарата. Системный датчик курсового угла состоит из ротора, жестко закрепленного на оси наружной рамы, и статора - на следящей раме. Для компенсации кардановой погрешности ось наружной рамы стабилизируется на местной вертикали с помощью следящей системы, управляемой по сигналу системного датчика крена гировертикали. При этом разностный сигнал системного датчика крена гировертикали и датчика угла следящей рамы подключают на вход усилителя, выход которого соединяют с двигателем отработки, который и разворачивает ось наружной рамы гироагрегата в вертикальное положение, при котором кардановая погрешность практически отсутствует. Указатель дистанционно подключен к системному датчику курсового угла.

[7]

Недостатком прототипа, как измерителя угла поворота летательного аппарата, является значительная сложность электромеханической части конструкции, которая обеспечивает компенсацию кардановой погрешности, что снижает надежность работы курсового гироагрегата в целом.

[8]

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в упрощении конструкции схемы компенсации кардановой погрешности и в повышении надежности работы путем использования информации двух штатных датчиков угловых скоростей летательного аппарата.

[9]

Технический результат достигается тем, что в устройстве измерения угла поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости, состоящем из гирополукомпаса, содержащего трехстепенной гироскоп с системами горизонтальной и азимутальной коррекций, на оси наружной рамы которого закреплен системный датчик угла курса, гировертикали и указателя курсового угла, новым является то, что оно содержит первый и второй датчики угловых скоростей, оси чувствительности которых соответственно направлены по нормальной и поперечной осям летательного аппарата, задатчик угла допустимого крена и микроконтроллер, при этом системный датчик угла курса, системный датчик угла крена гировертикали, выходы первого и второго датчика угловых скоростей и задатчик допустимого угла крена через первый-пятый преобразователи аналог-код подключены соответственно на первый-пятый входные порты микроконтроллера, а его выходной порт соединен с указателем курсового угла, при этом угол поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости вычисляется в микроконтроллере по формулам, структура которых зависит от величины крена летательного аппарата.

[10]

Существо изобретения поясняется чертежами, приведенными на фиг.1 и фиг.2.

[11]

На фиг.1, на которой приведена блок-схема устройства, и фиг. 2, на которой приведены системы координат и кинематические параметры, приняты следующие обозначения:

[12]

1 - системный датчик курсового угла гирополукомпаса;

[13]

2 - первый датчик угловой скорости;

[14]

3 - второй датчик угловой скорости;

[15]

4 - системный датчик угла крена гировертикали;

[16]

5 - задатчик допустимого угла крена;

[17]

6 - первый преобразователь аналог-код;

[18]

7 - второй преобразователь аналог-код;

[19]

8 - третий преобразователь аналог-код;

[20]

9 - четвертый преобразователь аналог-код;

[21]

10 - пятый преобразователь аналог-код;

[22]

11 - микроконтроллер;

[23]

12 - указатель курсового угла.

[24]

Буквенные обозначения:

[25]

ось местной вертикали;

[26]

плоскость местного горизонта;

[27]

нормальная ось летательного аппарата;

[28]

поперечная (боковая) ось летательного аппарата;

[29]

угол поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости;

[30]

угол поворота летательного аппарата относительно нормальной оси;

[31]

угол крена летательного аппарата;

[32]

допустимый угол крена летательного аппарата;

[33]

угловая скорость поворота летательного аппарата относительно оси местной вертикали;

[34]

угловая скорость летательного аппарата относительно нормальной оси;

[35]

угловая скорость летательного аппарата относительно поперечной оси.

[36]

Описание работы устройства, блок-схема которого приведена на фиг.1, будем рассматривать в горизонтальном полете летательного аппарата с учетом обозначений, приведенных на фиг.2.

[37]

В соответствии с блок-схемой гирополукомпас 1 не имеет следящей системы для компенсации кардановой погрешности, поэтому ее системный датчик курса измеряет угол поворота летательного аппарата вокруг нормальной оси Штатные датчики угловых скоростей: первый 2, измеряет угловую скорость вокруг нормальной оси и второй 3, измеряет угловую скорость вокруг поперечной оси Системный датчик угла крена гировертикали 4 измеряет крен летательного аппарата. Задатчик допустимого угла крена 5 ограничивает непосредственное использование сигнала системного датчика гирополукомпаса 1 при разворотах летательного аппарата. Для преобразования измеренных сигналов в двоичный код служат преобразователи аналог-код При этом преобразователь 6 является специальным (преобразователь отношений напряжений), так как преобразует сигнал с синусно-косинусного трансформатора - датчика курсового угла. Преобразователи являются преобразователями сигналов постоянного напряжения в двоичный код и могут представлять собой отдельные схемотехнические элементы или быть встроенными в микроконтроллер 11. Информацию об угле поворота летательного аппарата в горизонтальной плоскости микроконтроллер 11 выводит на указатель 12, например, электронного типа.

[38]

Оси образуют нормальную систему координат. Ось направлена по местной вертикали, а оси и занимают произвольное положение в горизонтальной плоскости. В соответствии с фиг.2 продольная ось летательного аппарата направлена перпендикулярно чертежу от нас и параллельна горизонтальной оси . При этом летательный аппарат совершает поворот с креном и угловой скоростью , проекции которой на оси и равны и соответственно.

[39]

На фиг.2 показаны положительные направления угловых скоростей, при этом в зависимости от знака угла крена угловые скорости будут иметь следующие знаки:

[40]

- при (правый вираж) - , , ;

[41]

- при (левый вираж) - , , ,

[42]

а угловая скорость поворота (виража) в соответствии с измеренными определяется по формуле

[43]

[44]

Работа устройства в горизонтальном прямолинейном полете.

[45]

Микроконтроллер 11 в первую очередь опрашивает преобразователи 9 и 10 аналог-код датчика угла крена гировертикали 4 и задатчика допустимого угла крена 5, преобразователь 6 системного датчика курсового угла гирополукомпаса 1, записывает информацию в соответствующие ячейки памяти и проверяет выполнение условия .

[46]

В горизонтальном прямолинейном полете крен летательного аппарата, который обуславливается динамическими ошибками при работе автопилота или ручного управления, всегда будет удовлетворять условию , и при правильном задании , значение которого достаточно взять в диапазоне , максимальная кардановая погрешность, вычисленная по формуле (1), будет меньше . В действительности амплитуда колебаний летательного аппарата по крену значительно меньше и кардановая погрешность будет значительно меньше . Поэтому судить об угле поворота в горизонтальной плоскости вокруг оси местной вертикали достаточно использовать информацию о повороте вокруг нормальной оси летательного аппарата . Т.е. в этом случае на указатель курсового угла 12 микроконтроллер выдает в реальном масштабе времени информацию в виде где аналог дискретного времени (соответствует очередному циклу опроса).

[47]

Работа устройства в горизонтальном полете с разворотом на произвольный угол.

[48]

В этом случае команда на разворот подается в виде сигнала (заданный крен) в автопилот, или формируется отклонением рукоятки управления летчиком. Летательный аппарат начинает разворот с заданным креном. Так как при развороте , то микроконтроллер начинает дополнительно опрашивать преобразователи 7 и 8 первого 2 и второго 3 датчиков угловых скоростей. При этом максимальное значение кардановой погрешности может достигать более и поэтому формировать для указателя угол поворота в виде недопустимо. При этом микроконтроллер 11 в реальном масштабе времени производит следующие действия:

[49]

1. запоминает значение угла системного датчика курса гирополукомпаса 1 на момент начала разворота ;

[50]

2. вычисляет на каждом шаге тригонометрические функции ;

[51]

3. используя значения опрошенных первого 2 и второго 3 датчиков угловых скоростей, формируют приращение курсового угла в горизонтальной плоскости по формуле

[52]

, (2)

[53]

где величина длительности цикла работы программы в микроконтроллере, которая обеспечивает измерения и вычисления в реальном масштабе времени;

[54]

4. вычисляет угол поворота летательного аппарата по формуле

[55]

,

[56]

где количество итераций при выполнении поворота с условием

[57]

Так как разворот происходит непродолжительное время, обычно десятки секунд, то за счет операции численного интегрирования (2) накопится незначительная погрешность, которая будет меньше кардановой погрешности.

[58]

Предлагаемое устройство позволяет упростить схему компенсации кардановой погрешности, заменив электрокинематическую следящую систему с дополнительной рамой, электронной системой с микроконтроллером, входными сигналами которого являются сигналы штатных датчиков летательного аппарата.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты