Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления органоминеральных смесей для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог с одновременной утилизацией старого асфальтобетона при устройстве верхних слоев дорожных одежд и ремонте дорожных покрытий. Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении качества холодных асфальтобетонных смесей за счет восстановления качества старого битума в переработанном асфальтобетоне (РАП), повышении устойчивости к воздействию шипованных шин, увеличении строительного сезона, возможности предварительного приготовления и транспортирования смеси на значительные расстояния без ухудшения её качества, а также возможность повторного использования асфальтобетона. Холодная органоминеральная смесь приготовлена без нагревания компонентов и содержит в своем составе минеральные компоненты асфальтобетона, переработанный асфальтобетон фракций 5-15 мм и 0-5 мм и органо-битумную эмульсию в количестве 2% от массы указанных компонентов, причем минеральные компоненты и переработанный асфальтобетон находятся в соотношении от 1:2 до 1:4. Технический результат достигается за счет того, что в качестве вяжущего предлагается применять органо-битумную эмульсию, в которой дисперсионной средой являются органические масла, разжижители или пластификаторы. 2 табл.
Холодная органоминеральная смесь, характеризующаяся тем, что приготовлена без нагревания компонентов, содержащая в своем составе минеральные компоненты асфальтобетона, переработанный асфальтобетон фракций 5-15 мм и 0-5 мм и органо-битумную эмульсию в количестве 2% от массы указанных компонентов, причем минеральные компоненты и переработанный асфальтобетон находятся в соотношении от 1:2 до 1:4.
Изобретение к относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления органоминеральных смесей для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог, и может быть использовано для получения холодных и органоминеральных смесей с одновременной утилизацией старого асфальтобетона при устройстве верхних слоев дорожных одежд и ремонте дорожных покрытий. Органоминеральная смесь для дорожного строительства состоит из щебня в соответствии с требованиями ГОСТ 32703, отсев дробления по ГОСТ 31424, минеральный порошок по ГОСТ 32761, переработанного асфальтобетона фракций 5-15 (10) мм (РАП-щебень) и РАП фракции 0-5 мм в соотношении от 1:2 до 1:4 и эмульсии органо - битумной в количестве 2-3% от массы переработанного асфальтобетона (РАП), а также добавки в виде суспензии - вода и активный минеральный порошок – цемент, известь гашеная, активные порошкообразные местные материалы или отходы промышленности - в соотношении вода : активные порошкообразные материалы (АПМ) = 0,4-0,8. Особенно актуально применение холодных органоминеральных смесей в зимний период, когда традиционные способы ремонта дорожного покрытия неприменимы. Применение холодных асфальтобетонов - один из наиболее перспективных способов снижения энергозатрат в дорожном строительстве. Холодные асфальтобетоны можно транспортировать ть на большие расстояния без риска потери или изменения их потребительских свойств. Ремонтный сезон продлевается до температуры минус 20°C, при этом обеспечиваются высокая мобильность и оперативность ремонтных работ. Сокращается энерго- и механовооруженность ремонтных бригад. Чаще всего, холодная асфальтобетонная смесь производится на основе битума, полимерных добавок и минеральных наполнителей или с применением классической битумной эмульсии и цемента (рисайклинг). Главный недостаток подобных составов - несоответствие показателей водонасыщения, водостойкости и остаточной пористости асфальтобетонов для покрытий автомобильных дорог требованиям ГОСТ 9128-97 к холодным асфальтобетонам и относительно высокая стоимость, что сильно ограничивает возможные сферы применения полученного таким способом асфальтобетона. Кроме того, в случае использования технологии холодного риайклинга набор прочности (формирование покрытия) происходит достаточно продолжительное время (обычно около месяца), что требует снижения скорости и регулирования движения по ширине покрытия. Известен способ приготовления холодной асфальтобетонной смеси [авторское свидетельство СССР № 707945], который заключается в смешении жидкого нефтяного битума марок СГ 70/130, МГ 70/130, а также более вязкого битума БНД 200/300 с отходами дробления литого шлакового щебня, разогретого до температуры 105-120°С, в зависимости от вязкости используемого битума. Известен также способ приготовления холодной асфальтобетонной смеси [патент RU № 2186746 на изобретение], включающий в себя нагрев щебенисто-песчаной смеси до 90-160°С и рассеянную на крупную и мелкую фракцию. Разжижители - мазут, нефтяной гудрон в количестве 1,6-3% с температурой 60°С перемешивают с крупной фракцией заполнителя 10 секунд, затем вводят вязкий нефтяной битум БНД 90/130, нагретый до 90-130°С, и перемешивают 15-20 секунд, туда же подают мелкий заполнитель и минеральный порошок, смесь перемешивают 30 секунд. Способ получения вяжущего для холодного асфальтобетона предлагает патент RU 2531497, когда в битум вводятся две добавки органического происхождения – таловое масло и моноэфир жирной кислоты, возможна добавка небольшого количества модификатора СБС (до 2%). Главным недостатком всех вышеперечисленных способов является необходимость подогрева участвующих в процессе приготовления смесей минеральных материалов, что требует дополнительных затрат энергии. Кроме того, разжижители, входящие в состав вяжущего, приходится полностью удалять для получения технических характеристик материала до требуемых при эксплуатации дорожного покрытия значений, что достаточно проблематично при использовании модифицированных эмульсий. Патент RU 2351703 более близок к предлагаемому способу приготовления холодной органоминеральной смеси. Однако и этому способу присущ тот же недостаток: расход энергии, связанный с необходимостью подогрева битума. Изобретение направлено на улучшение технологических параметров и основных характеристик физико-механических свойств (сдвигоустойчивости, водоустойчивости, усталостных характеристик и других) холодной органоминеральной смеси, снижение расхода ее дорогостоящих компонентов: битума и полимерной добавки, а также уменьшения экологического ущерба за счет утилизации сфрезерованного переработанного асфальтобетона (РАП). Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении качества холодных асфальтобетонных смесей за счет восстановления качества старого битума в переработанном асфальтобетоне (РАП), повышении устойчивости к воздействию шипованных шин, увеличении строительного сезона, возможности предварительного приготовления и транспортирования смеси на значительные расстояния без ухудшения её качества, а также возможность повторного использования асфальтобетона. Технический результат достигается за счет того, что в качестве вяжущего предлагается применять органо-битумную эмульсию, в которой дисперсионной средой являются органические масла, разжижители или пластификаторы Она может использоваться как добавка – пластификатор в битум на этапе обработки щебня фракции 5-15 (10) мм из сфрезерованного асфальтобетона (приготовление черного щебня из РАП-щебня) и/или играть роль восстанавливающей добавки в сфрезерованную асфальтобетонную смесь (РАП). Возможны два варианта внесения вяжущего – одно- и двухэтапный. Двухэтапный способ приготовления состоит в том, что РАП-щебень обрабатывают вяжущим заранее (готовят, так называемый, «черный щебень»), который может храниться на складе более полугода. Затем его смешивают с остальными компонентами. Однокомпонентный способ состоит в смешении всех компонентов по технологии холодного рисайклинга. Смесь в обоих случаях приготавливается без нагрева компонентов и может храниться на складе в закрытой таре длительное время. Компонентный состав смесей приведен в Таблице 1. Результаты испытаний смеси на 3-е сутки показаны в таблице 2 Смесь состава 3, приготовленная по двухэтапному методу была уложена на опытном участке на дороге Москва – Минск при температуре воздуха плюс 3°С и влажном покрытии. Визуальное наблюдение не выявило дефектов покрытия после 30 суток эксплуатации, несмотря на грузонапряженное движение, низкие температуры воздуха (до минус 10 С), мокрое покрытие, применение шипованных шин и противогололедных материалов.Состав смесей, %% 1 2 3 4 Сфрезерованный
асфальтобетон, фракция 5-15мм60 60 60 60 Сфрезерованный
асфальтобетон, фракция 0-5мм16 16 16 16 Отсев дробления фракция 0 – 5 мм 21 21 21 21 Минеральный порошок 3 3 3 3 Цемент: вода 3 : 1,5 Известь: вода 3 : 1,5 Доломитовая мука 3 : 1,5 Битум нефтяной дорожный БНД 70/100 с 5% эмульсии FF 2,0 Органо- битумная эмульсия FF 2,0 2,0 2,0 Показатели свойств Одноэтапный метод Двухэтапный метод Состав 4 - Смесь с компаундированным битумом
(битум с добавкой
эмульсии FF)Состав 1 Состав 2 Состав 3 Состав 1 Состав 2 Состав 3 Средняя плотность 2,35 2,38 2,37 2,38 2,43 2,37 2,40 Водонасыщение по объёму 4,6 3,3 4,4 4,4 4,5 4,8 5,5 Пределы прочности, МПа
при 50°С0,95 1,32 0,50 1,22 0,82 2,0 1,92 - « - при 20°С 1,60 2,70 1,80 2,70 2,76 - « -
при непрямом растяжении
(при 0°С)0,52 0,50 0,90 0,50 0,58 1,93 2,60 Сдвигоустойчивость tgϕ 0,835 0,743 0,835 0,843 0,767 0,840 0,737 - « - С 0,223 0,82 0,18 0,96 0,64 0,48 0,54 Коэффициент водостойкости 0,93 0,91 0,84 0,96 0,88 0,87 1,0 Коэф. длительн.
водостойкости0,94 0,80 0,78 0,95 0,75 0,80 0,89