патент
№ RU 2804046
МПК C04B26/26

Холодная складируемая органоминеральная смесь для капитального и ямочного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия с высоким содержанием переработанного асфальтобетона

Авторы:
Горелышева Лидия Андреевна
Номер заявки
2023103051
Дата подачи заявки
10.02.2023
Опубликовано
26.09.2023
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

[25]

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления органоминеральных смесей для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог с одновременной утилизацией старого асфальтобетона при устройстве верхних слоев дорожных одежд и ремонте дорожных покрытий. Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении качества холодных асфальтобетонных смесей за счет восстановления качества старого битума в переработанном асфальтобетоне (РАП), повышении устойчивости к воздействию шипованных шин, увеличении строительного сезона, возможности предварительного приготовления и транспортирования смеси на значительные расстояния без ухудшения её качества, а также возможность повторного использования асфальтобетона. Холодная органоминеральная смесь приготовлена без нагревания компонентов и содержит в своем составе минеральные компоненты асфальтобетона, переработанный асфальтобетон фракций 5-15 мм и 0-5 мм и органо-битумную эмульсию в количестве 2% от массы указанных компонентов, причем минеральные компоненты и переработанный асфальтобетон находятся в соотношении от 1:2 до 1:4. Технический результат достигается за счет того, что в качестве вяжущего предлагается применять органо-битумную эмульсию, в которой дисперсионной средой являются органические масла, разжижители или пластификаторы. 2 табл.

Формула изобретения

Холодная органоминеральная смесь, характеризующаяся тем, что приготовлена без нагревания компонентов, содержащая в своем составе минеральные компоненты асфальтобетона, переработанный асфальтобетон фракций 5-15 мм и 0-5 мм и органо-битумную эмульсию в количестве 2% от массы указанных компонентов, причем минеральные компоненты и переработанный асфальтобетон находятся в соотношении от 1:2 до 1:4.

Описание

[1]

Изобретение к относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления органоминеральных смесей для строительства и ремонта покрытий автомобильных дорог, и может быть использовано для получения холодных и органоминеральных смесей с одновременной утилизацией старого асфальтобетона при устройстве верхних слоев дорожных одежд и ремонте дорожных покрытий.

[2]

Органоминеральная смесь для дорожного строительства состоит из щебня в соответствии с требованиями ГОСТ 32703, отсев дробления по ГОСТ 31424, минеральный порошок по ГОСТ 32761, переработанного асфальтобетона фракций 5-15 (10) мм (РАП-щебень) и РАП фракции 0-5 мм в соотношении от 1:2 до 1:4 и эмульсии органо - битумной в количестве 2-3% от массы переработанного асфальтобетона (РАП), а также добавки в виде суспензии - вода и активный минеральный порошок – цемент, известь гашеная, активные порошкообразные местные материалы или отходы промышленности - в соотношении вода : активные порошкообразные материалы (АПМ) = 0,4-0,8.

[3]

Особенно актуально применение холодных органоминеральных смесей в зимний период, когда традиционные способы ремонта дорожного покрытия неприменимы.

[4]

Применение холодных асфальтобетонов - один из наиболее перспективных способов снижения энергозатрат в дорожном строительстве. Холодные асфальтобетоны можно транспортировать ть на большие расстояния без риска потери или изменения их потребительских свойств. Ремонтный сезон продлевается до температуры минус 20°C, при этом обеспечиваются высокая мобильность и оперативность ремонтных работ. Сокращается энерго- и механовооруженность ремонтных бригад.

[5]

Чаще всего, холодная асфальтобетонная смесь производится на основе битума, полимерных добавок и минеральных наполнителей или с применением классической битумной эмульсии и цемента (рисайклинг). Главный недостаток подобных составов - несоответствие показателей водонасыщения, водостойкости и остаточной пористости асфальтобетонов для покрытий автомобильных дорог требованиям ГОСТ 9128-97 к холодным асфальтобетонам и относительно высокая стоимость, что сильно ограничивает возможные сферы применения полученного таким способом асфальтобетона. Кроме того, в случае использования технологии холодного риайклинга набор прочности (формирование покрытия) происходит достаточно продолжительное время (обычно около месяца), что требует снижения скорости и регулирования движения по ширине покрытия.

[6]

Известен способ приготовления холодной асфальтобетонной смеси [авторское свидетельство СССР № 707945], который заключается в смешении жидкого нефтяного битума марок СГ 70/130, МГ 70/130, а также более вязкого битума БНД 200/300 с отходами дробления литого шлакового щебня, разогретого до температуры 105-120°С, в зависимости от вязкости используемого битума.

[7]

Известен также способ приготовления холодной асфальтобетонной смеси [патент RU № 2186746 на изобретение], включающий в себя нагрев щебенисто-песчаной смеси до 90-160°С и рассеянную на крупную и мелкую фракцию. Разжижители - мазут, нефтяной гудрон в количестве 1,6-3% с температурой 60°С перемешивают с крупной фракцией заполнителя 10 секунд, затем вводят вязкий нефтяной битум БНД 90/130, нагретый до 90-130°С, и перемешивают 15-20 секунд, туда же подают мелкий заполнитель и минеральный порошок, смесь перемешивают 30 секунд.

[8]

Способ получения вяжущего для холодного асфальтобетона предлагает патент RU 2531497, когда в битум вводятся две добавки органического происхождения – таловое масло и моноэфир жирной кислоты, возможна добавка небольшого количества модификатора СБС (до 2%).

[9]

Главным недостатком всех вышеперечисленных способов является необходимость подогрева участвующих в процессе приготовления смесей минеральных материалов, что требует дополнительных затрат энергии. Кроме того, разжижители, входящие в состав вяжущего, приходится полностью удалять для получения технических характеристик материала до требуемых при эксплуатации дорожного покрытия значений, что достаточно проблематично при использовании модифицированных эмульсий.

[10]

Патент RU 2351703 более близок к предлагаемому способу приготовления холодной органоминеральной смеси.

[11]

Однако и этому способу присущ тот же недостаток: расход энергии, связанный с необходимостью подогрева битума.

[12]

Изобретение направлено на улучшение технологических параметров и основных характеристик физико-механических свойств (сдвигоустойчивости, водоустойчивости, усталостных характеристик и других) холодной органоминеральной смеси, снижение расхода ее дорогостоящих компонентов: битума и полимерной добавки, а также уменьшения экологического ущерба за счет утилизации сфрезерованного переработанного асфальтобетона (РАП).

[13]

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении качества холодных асфальтобетонных смесей за счет восстановления качества старого битума в переработанном асфальтобетоне (РАП), повышении устойчивости к воздействию шипованных шин, увеличении строительного сезона, возможности предварительного приготовления и транспортирования смеси на значительные расстояния без ухудшения её качества, а также возможность повторного использования асфальтобетона.

[14]

Технический результат достигается за счет того, что в качестве вяжущего предлагается применять органо-битумную эмульсию, в которой дисперсионной средой являются органические масла, разжижители или пластификаторы Она может использоваться как добавка – пластификатор в битум на этапе обработки щебня фракции 5-15 (10) мм из сфрезерованного асфальтобетона (приготовление черного щебня из РАП-щебня) и/или играть роль восстанавливающей добавки в сфрезерованную асфальтобетонную смесь (РАП).

[15]

Возможны два варианта внесения вяжущего – одно- и двухэтапный.

[16]

Двухэтапный способ приготовления состоит в том, что РАП-щебень обрабатывают вяжущим заранее (готовят, так называемый, «черный щебень»), который может храниться на складе более полугода. Затем его смешивают с остальными компонентами.

[17]

Однокомпонентный способ состоит в смешении всех компонентов по технологии холодного рисайклинга.

[18]

Смесь в обоих случаях приготавливается без нагрева компонентов и может храниться на складе в закрытой таре длительное время.

[19]

Компонентный состав смесей приведен в Таблице 1.

[20]

Состав смесей, %%1234
Сфрезерованный
асфальтобетон, фракция 5-15мм
60606060
Сфрезерованный
асфальтобетон, фракция 0-5мм
16161616
Отсев дробления фракция 0 – 5 мм21212121
Минеральный порошок3333
Цемент: вода3 : 1,5
Известь: вода3 : 1,5
Доломитовая мука3 : 1,5
Битум нефтяной дорожный БНД 70/100 с 5% эмульсии FF2,0
Органо- битумная эмульсия FF2,02,02,0

[21]

Результаты испытаний смеси на 3-е сутки показаны в таблице 2

[22]

Показатели свойствОдноэтапный методДвухэтапный методСостав 4 - Смесь с компаундированным битумом
(битум с добавкой
эмульсии FF)
Состав 1Состав 2Состав 3Состав 1Состав 2Состав 3
Средняя плотность2,352,382,372,382,432,372,40
Водонасыщение по объёму4,63,34,44,44,54,85,5
Пределы прочности, МПа
при 50°С
0,951,320,501,220,822,01,92
- « - при 20°С1,602,701,802,702,76
- « -
при непрямом растяжении
(при 0°С)
0,520,500,900,500,581,932,60
Сдвигоустойчивость tgϕ0,8350,7430,8350,8430,7670,8400,737
- « - С0,2230,820,180,960,640,480,54
Коэффициент водостойкости0,930,910,840,960,880,871,0
Коэф. длительн.
водостойкости
0,940,800,780,950,750,800,89

[23]

Смесь состава 3, приготовленная по двухэтапному методу была уложена на опытном участке на дороге Москва – Минск при температуре воздуха плюс 3°С и влажном покрытии.

[24]

Визуальное наблюдение не выявило дефектов покрытия после 30 суток эксплуатации, несмотря на грузонапряженное движение, низкие температуры воздуха (до минус 10 С), мокрое покрытие, применение шипованных шин и противогололедных материалов.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты