патент
№ RU 2777128
МПК B61L3/12

Система интервального регулирования движения поездов

Авторы:
Строков Евгений Андреевич Масалов Геннадий Дмитриевич Раков Виктор Викторович
Все (7)
Номер заявки
2021139885
Дата подачи заявки
30.12.2021
Опубликовано
01.08.2022
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

[19]

Изобретение относится к средствам интервального регулирования движения, в частности к мобильным средствам резервирования комплекта аппаратуры радиоблокировки. Система содержит размещенные на посту электрической централизации каждой станции интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки со станционными и перегонными бесстыковыми рельсовыми цепями тональной частоты, а на локомотивах поездов - бортовые устройства автоматического управления движением поездов с приемником спутниковой навигации и приемопередатчиком мобильной радиосвязи, причем бортовые устройства автоматического управления движением поездов связанны с интегрированными устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки через телемеханические каналы передачи информации по бесстыковым рельсовым цепям тональной частоты и через цифровые радиоканалы мобильной радиосвязи, при этом базовые станции мобильной радиосвязи подключены к железнодорожной сети передачи данных для диспетчерского контроля и управления движением поездов, к которой подсоединены интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки, радиоблок-центры зонального управления движением поездов и серверы мобильной радиосвязи, при этом блоки контроля и управления соответствующими рельсовыми цепями конструктивно объединены с соответствующими устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки и соединены первыми локальными проводными сетями с группами ближайших к этим устройствам соответствующих рельсовых цепей. Система так же снабжена блоком мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, который размещен на мотодрезине с автономным блоком электропитания, подключенным к цепям электропитания блока мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, включающего радиостанцию руководителя ремонтных работ, приемник спутниковой навигации и блок резервного радиоблок-центра зонального управления движением поездов, порт данных которого через блок защитного узла межсетевого взаимодействия соединен с блоком интерфейсов подключения к различным типам точек проводного и беспроводного доступа к железнодорожной сети передачи данных. Достигается повышение надежности работы и снижении задержек поездов при отказах устройств радиоблокировки. 1 ил.

Формула изобретения

Система интервального регулирования движения поездов, содержащая размещенные на посту электрической централизации каждой станции интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки со станционными и перегонными бесстыковыми рельсовыми цепями тональной частоты, а на локомотивах поездов - бортовые устройства автоматического управления движением поездов с приемником спутниковой навигации и приемопередатчиком мобильной радиосвязи, причем бортовые устройства автоматического управления движением поездов связанны с интегрированными устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки через телемеханические каналы передачи информации по бесстыковым рельсовым цепям тональной частоты и через цифровые радиоканалы мобильной радиосвязи, при этом базовые станции мобильной радиосвязи подключены к железнодорожной сети передачи данных для диспетчерского контроля и управления движением поездов, к которой подсоединены интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки, радиоблок-центры зонального управления движением поездов и серверы мобильной радиосвязи, при этом блоки контроля и управления соответствующими рельсовыми цепями конструктивно объединены с соответствующими устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки и соединены первыми локальными проводными сетями с группами ближайших к этим устройствам соответствующих рельсовых цепей, отличающаяся тем, что она снабжена блоком мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, который размещен на мотодрезине с автономным блоком электропитания, подключенным к цепям электропитания блока мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, включающего радиостанцию руководителя ремонтных работ, приемник спутниковой навигации и блок резервного радиоблок-центра зонального управления движением поездов, порт данных которого через блок защитного узла межсетевого взаимодействия соединен с блоком интерфейсов подключения к различным типам точек проводного и беспроводного доступа к железнодорожной сети передачи данных.

Описание

[1]

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, может применяться на локомотивах моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемых в пассажирском скоростном, высокоскоростном и грузовом движении поездов, как отдельно, так и в составе многоуровневых систем интервального регулирования.

[2]

Известна система интервального регулирования движения поездов, содержащая размещенные на посту электрической централизации каждой станции интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки со станционными и перегонными бесстыковыми рельсовыми цепями тональной частоты, а на локомотивах поездов бортовые устройства автоматического управления движением поездов с приемником спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и приемопередатчиком мобильной радиосвязи GSM-R или аналогичной, причем бортовые устройства автоматического управления движением поездов связанны с интегрированными устройствами микропроцессорных устройств электрической централизации и автоблокировки, как через телемеханические каналы передачи информации по бесстыковым рельсовым цепям тональной частоты, так и через цифровые радиоканалы мобильной радиосвязи GSM-R или аналогичной, при этом базовые станции мобильной радиосвязи GSM-R подключены к магистральной линии передачи цифровых данных для диспетчерского контроля и управления движением поездов, также к этой линии подсоединены интегрированные устройства микропроцессорных блоков (устройств) электрической централизации и автоблокировки и радио - блок центры зонального управления движением поездов и серверы мобильной радиосвязи GSM-R, при этом блоки контроля и управления, соответствующими рельсовыми цепями конструктивно объединены с соответствующими устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки и соединены с группами соответствующих ближайших к этим устройствам рельсовых цепей первыми локальными проводными сетями («Микропроцессорная автоблокировка с рельсовыми цепями тональной частоты АБТЦ-Е на базе компонентов системы EBILock 950 интегрированная в МПЦ EBILock 950»).

[3]

(https://1520.ru/static/pdf/Products_and_Solutions_of_the_Signaling_Division_ru.pdf)

[4]

Недостатком известной системы является низкая надежность при отказах элементов системы и ее живучесть в целом.

[5]

В качестве прототипа принята система интервального регулирования движения поездов, содержащая размещенные на посту электрической централизации каждой станции интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки со станционными и перегонными бесстыковыми рельсовыми цепями тональной частоты, а на локомотивах поездов бортовые устройства автоматического управления движением поездов с приемником спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и приемопередатчиком мобильной радиосвязи GSM-R или аналогичной, причем бортовые устройства автоматического управления движением поездов связанны с интегрированными устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки, как через телемеханические каналы передачи информации по бесстыковым рельсовым цепям тональной частоты, так и через цифровые радиоканалы мобильной радиосвязи GSM-R или аналогичной, при этом базовые станции мобильной радиосвязи GSM-R или аналогичной подключены к магистральной линии передачи цифровых данных для диспетчерского контроля и управления движением поездов, а также к этой линии подсоединены интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки и радиоблок-центры зонального управления движением поездов и серверы мобильной радиосвязи GSM-R или аналогичной, при этом блоки контроля и управления соответствующими рельсовыми цепями конструктивно объединены с соответствующими устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки и соединены с группами соответствующих ближайших к этим устройствам рельсовых цепей локальными проводными сетями. (А.С. Ададуров, П.А. Попов. «Общие принципы работы системы ITARUS-ATC», Журнал "Автоматика, Связь и Информатика", №7, 2010, с. 9-10).

[6]

Недостатком известной системы является низкая надежность при отказах устройств радиоблокировки системы и ее живучесть в целом.

[7]

Технический результат изобретения заключается в повышении надежности работы и снижении задержек поездов при отказах устройств радиоблокировки.

[8]

Технический результат достигается тем, что система интервального регулирования движения поездов, содержащая размещенные на посту электрической централизации каждой станции интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки со станционными и перегонными бесстыковыми рельсовыми цепями тональной частоты, а на локомотивах поездов бортовые устройства автоматического управления движением поездов с приемником спутниковой навигации и приемопередатчиком мобильной радиосвязи, причем бортовые устройства автоматического управления движением поездов связанны с интегрированными устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки через телемеханические каналы передачи информации по бесстыковым рельсовым цепям тональной частоты и через цифровые радиоканалы мобильной радиосвязи, при этом базовые станции мобильной радиосвязи подключены к железнодорожной сети передачи данных для диспетчерского контроля и управления движением поездов, к которой подсоединены интегрированные устройства микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки, радиоблок-центры зонального управления движением поездов и серверы мобильной радиосвязи, при этом блоки контроля и управления соответствующими рельсовыми цепями конструктивно объединены с соответствующими устройствами микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки и соединены первыми локальными проводными сетями с группами ближайших к этим устройствам соответствующих рельсовых цепей, согласно изобретению снабжена блоком мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, который размещен на мотодрезине с автономным блоком электропитания, подключенным к цепям электропитания блока мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, включающего радиостанцию руководителя ремонтных работ, приемник спутниковой навигации и блок резервного радиоблок-центра зонального управления движением поездов, порт данных которого через блок защитного узла межсетевого взаимодействия соединен с блоком интерфейсов подключения к различным типам точек проводного и беспроводного доступа к железнодорожной сети передачи данных.

[9]

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведена структурная схема системы интервального регулирования движения поездов.

[10]

Система интервального регулирования движения поездов содержит размещенные на посту электрической централизации каждой станции А и Б интегрированные устройства 1 микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки со станционными и перегонными бесстыковыми рельсовыми цепями 2 тональной частоты, а на локомотивах поездов бортовые устройства 3 автоматического управления движением поездов с приемником 4 спутниковой навигации (СН) и приемопередатчиком 5 мобильной радиосвязи, причем бортовые устройства 3 автоматического управления движением поездов связанны с интегрированными устройствами 1 микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки через телемеханические каналы передачи информации по бесстыковым рельсовым цепям 2 тональной частоты и через цифровые радиоканалы мобильной радиосвязи, при этом базовые станции 6 мобильной радиосвязи подключены к железнодорожной сети 7 передачи данных для диспетчерского контроля и управления движением поездов, к которой подсоединены интегрированные устройства 1 микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки, радиоблок-центры 8 зонального управления движением поездов и серверы 9 мобильной радиосвязи, при этом блоки 10 контроля и управления соответствующими рельсовыми цепями конструктивно объединены с соответствующими устройствами 1 микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки и соединены первыми локальными проводными сетями с группами ближайших к этим устройствам соответствующих рельсовых цепей 2, блок 11 мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки размещен на мотодрезине 12 с автономным блоком 13 электропитания, подключенным к цепям электропитания блока 11 мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, включающего радиостанцию 14 руководителя ремонтных работ, приемник 15 спутниковой навигации и блок 16 резервного радиоблок-центра зонального управления движением поездов, порт данных которого через блок 17 защитного узла межсетевого взаимодействия соединен с блоком 18 интерфейсов подключения к различным типам точек проводного и беспроводного доступа к железнодорожной сети передачи данных.

[11]

Система интервального регулирования движения поездов функционирует следующим образом.

[12]

Каждый радиоблок-центр 8 зонального управления движением поездов в своей зоне ответственности передает на локомотивы информацию о состоянии устройств систем управления движением и обеспечения безопасности, например, свободности и занятости приемоотправочных путей и стрелочных участков, а также данные, поступающие от систем электрической централизации и автоблокировки. Радиоблок-центр 8 является дополнительным каналом получения информации для работы систем безопасности движения поездов и обеспечивает повышение пропускной способности и надежности системы интервального регулирования движения поездов.

[13]

Стрелками и светофорами на станциях управляет электрическая централизация, имеющая повышенную степень защиты от ошибок системы и операторов. Свободность и занятость участков пути на станции и перегоне контролируется в первую очередь рельсовыми цепями 2 тональной частоты. Кроме того, по рельсовым цепям 2 подаются на локомотивы сигналы автоматической локомотивной сигнализации. Система с помощью цифровых радиоканалов мобильной радиосвязи GSM-R или аналогичной взаимодействует с бортовыми устройствами 3 автоматического управления движением поездов, получая от них информацию, о местоположении локомотивов и передавая на локомотивы информацию о показаниях путевых светофоров, временных ограничениях скорости.

[14]

Управление движением поездов осуществляется командами, передаваемыми от поездного диспетчера или автодиспетчера по магистральной линии 7 передачи данных диспетчерского контроля и управления движением поездов, соединенной с радиоблок-центрами 8 зонального управления движением поездов. Зона ответственности каждого из радиоблок-центров 8 зонального управления движением поездов ограничена его вычислительными ресурсами и зоной радио покрытия связей GSM-R или аналогичной.

[15]

Бортовое устройство 3 управления на локомотивах получает информацию о свободности впереди лежащих блок - участков по рельсовым цепям 2, а информацию по ограничениям скорости - из электронной карты участка, хранящейся в его памяти. Бортовое устройство 3 управления также выполняет команды, поступающие по связи GSM-R или аналогичной из радиоблок-центров 8 зонального управления движением поездов, и реализует разрешение на движение только в заданной зоне до следующей контрольной точки.

[16]

Система обладает повышенной отказоустойчивостью, так как отказ канала GSM-R системы или отказы в работе некоторых из рельсовых цепей 2 на перегоне не приводят к катастрофической ситуации из-за значительного дублирования поступающей в центры управления и на локомотивы информации, необходимой для управления движением поездов. Различие полученной информации по каналам GSM-R и рельсовым цепям 2 анализируется бортовым устройством 3 и для реализации принимается информация, обеспечивающая более высокий уровень безопасности. Такой же принцип используется при определении допустимой скорости движения, информация о которой задается различными источниками: из радиоблок-центра 8 зонального управления движением поездов, электронной картой участка и системой автоматической локомотивной сигнализации. Возможность кодирования рельсовой цепи 2 с конкретным номером, привязанным к инфраструктуре с известными координатами, позволяет реализовать безопасную и адресную передачу информации на поезда. Непрерывно координата местоположения локомотива отслеживается приемником 4 спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS с периодической дополнительной проверкой по электронной карте маршрута при проследовании локомотивом границ рельсовых цепей 2. В предлагаемой системе чтобы избежать при техническом обслуживании и ремонте входящих в нее устройств радиоблокировки снижение пропускной способности и живучести системы в целом используется вместо временно отключенного радиоблок-центра 8 зонального управления и/или связанной с ним части железнодорожной сети 7 передачи данных блок 11 мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радиоблокировки, размещенный на мотодрезине 12 с автономным источником 13 электропитания, подключенным к цепям электропитания блока 11 мобильного комплекса резервного комплекта аппаратуры радио блокировки. Резервный комплект аппаратуры радиоблокировки включает блок 16 резервного радиоблок-центра зонального управления движением поездов, порт данных которого через блок 17 защитного узла межсетевого взаимодействия соединен с блоком 18 интерфейсов подключения к различным типам точек проводного и беспроводного доступа к железнодорожной сети 7 передачи данных, а также радиостанцию 14 руководителя ремонтных работ и приемник 15 спутниковой навигации.

[17]

Блок 16 резервного радиоблок-центра зонального управления движением поездов на время технического обслуживания и ремонта части аппаратуры радиоблокировки заменяет ее с полным сохранением ее функций. Блок 17 защитного узла межсетевого взаимодействия обеспечивает защиту системы от несанкционированного доступа, в том числе от злоумышленников и вандалов. Блок 18 интерфейсов подключения к различным типам точек проводного и беспроводного доступа к железнодорожной сети 8 передачи данных позволяет подключить блок 16 резервного радиоблок-центра к железнодорожной сети 8 через все типы точек проводного и беспроводного доступа, используемые в системе, например, такие точки беспроводного доступа, как WI-FI, GSM, GSM-R, LTE-R, DMR широкополосного радио доступа и/или такие точки проводного доступа как оптические и электрические точки доступа для проводного подключения к Ethernet. При этом если имеется проблема обхода протяженного поврежденного участка кабельных соединений, то для обхода может быть использован еще один блок 11 мобильного комплекса резервных комплектов аппаратуры радиоблокировки. Для фиксации в системе координат размещения аппаратуры блока 11 мобильного комплекса используется приемник 15 спутниковой навигации. Руководство процессом технического обслуживания и ремонта осуществляется через имеющуюся в блоке 11 мобильного комплекса радиостанцию 14 руководителя ремонтных работ.

[18]

Таким образом, предлагаемая система обеспечивает повышение надежности работы и снижение задержек поездов при отказах устройств радиоблокировки.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты