патент
№ RU 2715447
МПК F02K9/34

ОТРАЖАТЕЛЬ ГАЗОВОГО ПОТОКА ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Авторы:
Вериженко Артем Вадимович Грибов Михаил Анатольевич Исаев Алексей Олегович
Все (5)
Номер заявки
2017142948
Дата подачи заявки
08.12.2017
Опубликовано
28.02.2020
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива, в которых необходимо развернуть газовый поток внутри камеры сгорания на угол более 90°, в том числе в ракетном двигателе разделения двигательной установки системы аварийного спасения космонавтов. Ракетный двигатель твердого топлива состоит из корпуса, имеющего цилиндрическую форму и выполненного заодно с задним полусферическим днищем, переднего днища, совмещенного с сопловым блоком и скрепленного с цилиндрическим корпусом с помощью шпоночного соединения. В заднем днище закреплена крышка с узлом воспламенения. Сопловой блок, совмещенный с передним днищем, выполнен в виде полусферы с расположенными под углом к оси двигателя и симметрично друг относительно друга соплами. Внутренние поверхности заднего днища, переднего днища и соплового блока имеют теплозащитное покрытие. В переднее днище внедрен отражатель газового потока, который изготавливается из теплостойкого материала. Внедрение в конструкцию отражателя, в месте образования застойной зоны продуктов сгорания пороховых газов, по причине их разворота на угол более 90°, позволяет направить в сторону сопел газовый поток и, таким образом, не допустить его торможение в районе переднего днища. Как следствие, настоящее техническое решение позволяет устранить застойную зону газового потока, снизить тепловую нагрузку на конструктивные элементы ракетного двигателя и повысить технологичность его изготовления. 2 ил.

Формула изобретения

Ракетный двигатель твердого топлива, состоящий из корпуса и соплового блока, соединенных между собой шпоночным соединением, корпус состоит из обечайки и заднего днища, в котором закреплена крышка с узлом воспламенения, сопловой блок, выполнен в виде полусферы радиусом R1 с расположенными под углом к оси двигателя и симметрично друг относительно друга соплами и имеет на внутренней поверхности теплозащитное покрытие, отличающееся тем, что в центральную часть переднего днища соплового блока, в качестве теплозащитного покрытия, вклеен выполненный из теплостойкого материала отражатель, имеющий разворотное скругление радиусом R2 для разворота газового потока, проходящее от внешнего края отражателя к его центральной части, сопряженное в центральной части по радиусу R3, при этом: R2=D-0,2R1 и R3=0,1R2.

Описание

[1]

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива (РДТТ), в которых необходимо развернуть газовый поток внутри камеры сгорания на угол более 90°, в том числе в ракетном двигателе разделения (РДР) двигательной установки системы аварийного спасения (ДУ САС) космонавтов. Ракетный двигатель твердого топлива состоит из цилиндрического корпуса, выполненного заодно с задним полусферическим днищем, переднего днища, совмещенного с сопловым блоком и скрепленного с цилиндрическим корпусом с помощью шпоночного соединения. В заднем днище закреплена крышка с узлом воспламенения. Сопловой блок, совмещенный с переднем днищем, выполнен в виде полусферы с расположенными под углом к оси двигателя и симметрично друг относительно друга соплами. Внутренние поверхности заднего днища, переднего днища и соплового блока имеют теплозащитное покрытие.

[2]

Известна двигательная установка, приведенная в книге [Фахрутдинов И.Х., Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива: Учебник для машиностроительных вузов, М: Машиностроение, 1987, 328 с: ил., страница 28, рис. 1.15, схема (м)]. Двигательная установка имеет переднее (верхнее) расположение сопел. Ресивер (секция), соединенный с корпусом РДТТ, является продолжением камеры сгорания. Переднее днище рассматриваемого корпуса имеет большую массу, так как должно иметь большую толщину стенки либо многослойное теплозащитное покрытие (ТЗП), так как, работая в сложных газодинамических условиях при развороте реактивного потока на угол больше 90°, в ресивере образуется застойная зона продуктов сгорания, открытая для воздействия пороховых газов с самого начала работы двигательной установки.

[3]

Существует двигательная установка системы аварийного спасения (патент РФ №2473819), содержащая основной и разделительный двигатели, расположенные соосно один над другим и соединенные на переднем днище основного двигателя, который имеет сопла, размещенные симметрично под углом к его продольной оси, установленные в сопловые колпаки с образованием соплового блока, отличающаяся тем, что сопловые колпаки (сопловой блок) размещены на переднем днище основного двигателя, днище основного двигателя выполнено в виде полусферы, а на сопловых колпаках предусмотрено место для стыковки с разделительным двигателем, например, в виде болтового соединения.

[4]

Недостатком данного изобретения также является высокая тепловая нагруженность переднего днища ввиду образования застойной зоны газового потока.

[5]

Для достижения требуемой надежности работы такого РДТТ необходимо увеличивать толщину переднего днища и его теплозащитного покрытия, что, в свою очередь, увеличивает сложность и трудоемкость его изготовления.

[6]

Технической задачей данного изобретения является устранение застойной зоны газового потока, снижение тепловой нагрузки на конструктивные элементы РДТТ, повышение технологичности и снижение себестоимости его изготовления.

[7]

Решением данной задачи является установка в переднем днище отражателя газового потока, изготовленного из теплостойкого материала, в том месте, где образуется застойная зона продуктов сгорания пороховых газов, из-за их разворота на угол более 90°. Отражатель направляет в сторону сопел газовый поток и препятствует его торможению в районе переднего днища.

[8]

На фиг. 1 представлена конструкция РДТТ, состоящая из корпуса двигателя (1) и соплового блока (2), соединенных между собой шпоночным соединением (3). Корпус состоит из обечайки и заднего днища, в котором закреплена крышка (4) с узлом воспламенения. Сопловой блок, совмещенный с переднем днищем, выполненный в виде полусферы радиусом R1 с расположенными под углом к оси двигателя и симметрично друг относительно друга соплами (5). Внутренние поверхности корпуса и соплового блока имеют теплозащитное покрытие (6), при этом в центральную часть полусферы переднего днища соплового блока в качестве теплозащитного покрытия вклеен отражатель (7) из теплостойкого материала. Внутри корпуса устанавливается заряд твердого топлива (8).

[9]

Отражатель (7), выполненный из ТЗП и имеющий диаметр D, (фиг. 2) устанавливается в переднее днище соплового блока двигателя одновременно с основным ТЗП (6) на клеевое соединение, таким образом, что манжеты (9), выполненные по внешнему его краю накладываются поверх основного ТЗП для исключения возможного отслаивания и прорыва газов к незащищенному ТЗП переднему днищу. Сопрягаемые поверхности, образованные при накладке отражателя на ТЗП, заполняются теплозащитной обмазкой.

[10]

Поверхность отражателя, направленная навстречу газового потока и проходящая от внешнего края к центральной части, имеет разворотное скругление радиусом R2, а его сопряжение в центре имеет скругление радиусом R3, при этом:

[11]

R2=D-0,2R1 R3=0,1R2.

[12]

При работе РДТТ, газовый поток продуктов сгорания, поступающий в переднюю часть соплового блока двигателя, соударяясь об отражатель разворачивается и выходит через сопла РДТТ, образуя реактивную тягу.

[13]

Использование данного технического решения позволяет устранить застойную зону газового потока, снизить тепловую нагрузку на конструктивные элементы РДТТ, повысить технологичность и снизить себестоимость его изготовления.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты