патент
№ RU 2703697
МПК A61B3/032

Способ оценки остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста и у глухонемых детей

Авторы:
Муртазалиева Патимат Камалудиновна Дибирова Саида Магомедсултановна Джонназаров Эльдар Ихтиёрович (TJ)
Все (4)
Номер заявки
2018131625
Дата подачи заявки
03.09.2018
Опубликовано
21.10.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
5
Реферат

[80]

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Для осуществления способа проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста и глухонемых детей ребенка усаживают на расстоянии 2-2,5 м от таблицы, которая состоит из 2-х листов формата А4, на которых расположены ряды оптотипов, высота и ширина каждого ряда должна быть равной на первой строке = 35 мм, на второй = 17,5 мм, на десятой = 3,5 мм, оптотипы постепенно уменьшаются в размере сверху вниз с указанием против каждого ряда соответствующей остроты зрения. Проводят проверку остроты зрения сначала правого, а затем левого глаза путем указания на оптотип и получения ответа от ребенка при помощи использования карточек, прилагающихся к таблице. На первом листе таблицы расположены в порядке убывания размера три ряда оптотипов, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3 с шагом 0,1, а на втором - семь рядов тех же оптотипов, расположенных в порядке убывания размера, соответствующих остроте зрения от 0,4 до 1,0 с шагом 0,1. Расстояние между знаками в ряду и между строками сверху вниз увеличивается, в 10 ряду количество оптотипов уменьшается до 3-х. Применение способа позволит повысить точность и достоверность при проверке остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей. 5 ил., 1 пр.

Формула изобретения

Способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста и глухонемых детей, отличающийся тем, что ребенка усаживают на расстоянии 2-2,5 м от таблицы, которая состоит из 2-х листов формата А4, на которых расположены ряды оптотипов, высота и ширина каждого ряда должна быть равной на первой строке = 35 мм, на второй = 17,5 мм, на десятой = 3,5 мм, оптотипы постепенно уменьшаются в размере сверху вниз с указанием против каждого ряда соответствующей остроты зрения, проводят проверку остроты зрения сначала правого, а затем левого глаза путем указания на оптотип и получения ответа от ребенка при помощи использования карточек, прилагающихся к таблице, на первом листе таблицы расположены в порядке убывания размера три ряда оптотипов, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3 с шагом 0,1, а на втором - семь рядов тех же оптотипов, расположенных в порядке убывания размера, соответствующих остроте зрения от 0,4 до 1,0 с шагом 0,1, расстояние между знаками в ряду и между строками сверху вниз увеличивается, в 10 ряду количество оптотипов уменьшается до 3-х.

Описание

[1]

Область применения

[2]

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и предназначено для оценки остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей.

[3]

Аналоги изобретения

[4]

На сегодняшний день известны различные способы проверки остроты зрения, но наиболее распространенным является способ проверки по печатной таблице. У детей дошкольного возраста остроту зрения в нашей стране принято проверять по таблице Орловой; Также известны различные способы проверки остроты зрения: по печатной таблице, с помощью проектора знаков, с помощью транспарантного прибора, с помощью показа знаков на экране монитора компьютера и другие. Наиболее распространенным на территории нашей страны является устройство С.С. Сивцева и Д.А. Головина с аппаратом для ее освещения (Л.С. Урмахер. Справочник по офтальмологической оптике и приборам, М, 1971, с. 48-49), которое наряду с таблицей, составленной из колец Ландольта, содержит таблицу с буквенными оптотипами. В каждом ряду размеры оптотипов одинаковы, но постепенно уменьшаются от первого ряда к последнему 12-му. Таблица Головина-Сивцева состоит из двух половин, одна из которых содержит ряды строк с печатными буквами русского алфавита (Н, К, И, Б, М, Ш, Ы), а другая - с кольцами Ландольта. Кольца Ландольта представляют собой кольца с разрывом, направленным вверх, вниз, влево или вправо. Буквы и кольца построены по принципу: соотношение между деталью знака и знаком равно 1:5. Фон таблицы - белый, а знаки - черные. Рядов в обеих половинах таблицы 12.

[5]

Против каждого ряда в таблице с первого по десятый отмечена острота зрения от 0,1 до 1,0 с интервалом 0,1; одиннадцатый и двенадцатый ряды соответствуют остроте зрения 1,5 и 2,0. Изменение величины оптотипов выполнено в арифметической прогрессии в десятичной системе так, что при исследовании с пяти метров чтение каждой последующей строки сверху вниз свидетельствует об увеличении остроты зрения на 0,1.

[6]

Критика аналога

[7]

Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения. Это связано со следующими причинами:

[8]

- непонимание многими детьми дошкольного возраста предъявляемых им тестовых объектов (оптотипов) - букв, колец, и как следствие, - отказ от обследования;

[9]

- многим из них может быть сложно восприятие оптотипов в форме букв или абстрактных фигур в различных ориентациях.

[10]

- кроме того, многие дети в возрасте 3-7 лет испытывают сложности при лево-правой ориентации, необходимой для проведения тестирования по наиболее распространенным оптотипам Ландольта и Снеллена. В связи с этим, при традиционном тестировании, создаются предпосылки для ошибок и, как следствие, получения недостаточно достоверных результатов тестирования.

[11]

- низкая заинтересованность детей в проведении обследования из-за удаленности проверочной таблицы на 5 метров и не привлекательности оптотипов для детей;

[12]

- не все знаки в одном и том же ряду одинаково узнаваемы.

[13]

- недостатком известного способа является невозможность диагностики остроты зрения глухонемым детям и не рассчитан национальный фактор (разные языки).

[14]

Аналогом является способ проверки остроты зрения по таблице Орловой (Учебник «Глазные болезни» под ред. Брошевского Т.Н., Бочкаревой А.А., 1983, с. 85), заключающийся в следующем: ребенка усаживают в затемненной комнате на расстоянии 5 метров от проверочной таблицы, закрепленной в аппарате для ее освещения (аппарат Рота), и проверяют остроту зрения сначала правого глаза, закрывая заслонкой левый глаз, затем аналогично левого глаза, закрыв заслонкой правый глаз. Таблица Орловой представляет собой один лист бумаги форматом 580×520 см, на котором изображены оптотипы (рисунки) разного размера в виде звезды, гриба, елки, круга, курицы, машины, лошади, самолета, слона, мотоцикла. Оптотипы сгруппированы в две колонки: в левой находится 5 рядов, а в правой 7. Оптотипы в рядах сверху вниз постепенно уменьшаются в размере. Против каждого ряда отмечена острота зрения: в левой колонке от 0,1 до 0,3, в правой колонке от 0,4 до 1,0. При остроте зрения 0,1-0,2 в каждом ряду находился три оптотипа, при 0,3 - четыре оптотипа, при 0,4-0,5 - пять, при 0,6-0,7 - шесть, при 0,8-0,9 семь, при 1,0 - восемь. Фон таблицы белый, а картинки черные.

[15]

Критика аналога

[16]

Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения. Это связано со следующими причинами:

[17]

- степень узнаваемости оптотипов одного и того же ряда заметно варьирует и во многом зависит от уровня развития ребенка, например, некоторые оптотипы, такие как петух и лошадь, самолет и звезда, как показала практика, похожи и часто питаются детьми;

[18]

- Зачастую оптотипы, традиционно используемые для проверки зрительных функций, бывают непонятны детям. Изображения оптотипов не всем детям одинаково знакомы (многие дети вообще не называют мотоцикл, слона и гриб). Многим из них может быть сложно восприятие оптотипов в форме букв или абстрактных фигур в различных ориентациях.

[19]

- большой размер оптотипов и малое их количество в первых строках таблицы снижают достоверность ответов ребенка при остроте зрения 0,2-0,3;

[20]

- не соблюдается положенный в основу таблиц для взрослых принцип, согласно которому соотношение между деталью оптотипа и самим оптотипом равно 1:5;

[21]

- невозможность проводить обследование вне глазного кабинета: таблица имеет относительно большие размеры; необходим специальный осветительный аппарат; требуется минимальное расстояние 5 метров в комнате, где проводится обследование. Все это затрудняет применение таблицы «на выезде», в командировке, при скрининговом обследовании детей дошкольных учреждений.

[22]

- Недостатком известного способа является невозможность диагностики остроты! зрения глухонемым детям и не рассчитан такой фактор, как языковой барьер (разные языки).

[23]

Прототип

[24]

Наиболее близким аналогом является способ проверки остроты зрения по Патенту изобретения №2281685 «Способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста» (автор Нагорский П.Г.) схожий с таблицами Ландольта и Снеллена:

[25]

По прототипу при проверке остроты зрения у детей дошкольного возраста уса: кивают ребенка напротив проверочной таблицы, представляющей собой ряды с набором оптотипов, постепенно уменьшающихся в размере сверху вниз с указанием \ против каждого ряда соответствующей остроты зрения. Проверяют остроту зрения сначала правого, а затем левого глаза путем указания на проверочный элемент оптотипа и получения ответа от ребенка. Перед обследованием ребенку показывают таблицу с расстояния 30-40 см. Затем переходят к проверке остроты зрения с расстояния 2,5 метра. Таблица состоит из двух листов форматом А4 каждый. На первом листе расположены три ряда стилизованных под автомобиль оптотипов с двумя проверочными элементами колесами в виде замкнутого или разорванного кольца с разным направлением разрыва. На втором листе расположены семь рядов тех же оптотипов. Соотношение между размером проверочного элемента и оптотипа в таблице составляет 1:5.

[26]

Критика прототипа

[27]

Недостатком данного способа является низкая точность проверки остроты зрения. Это связано со следующими причинами:

[28]

- многие дети в возрасте 3-7 лет испытывают сложности при лево-правой ориентации, необходимой для проведения тестирования по наиболее распространенным оптотипам. В связи с этим, при традиционном тестировании, создаются предпосылки для ошибок и, как следствие, получения недостаточно достоверных результатов тестирования.

[29]

- Сам оптотип в таблице по патенту на изобретение №2281685 (автор Нагорский П.Г.) имеет больший размер относительно кольца.

[30]

Цель изобретения |

[31]

Разработать способ оценки остроты зрения, обеспечивающий повышение точности и достоверность при проверке остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей.

[32]

Сущность изобретения

[33]

Для осуществления способа требуются: стул, аппарат Рота с таблицей JEI/JEI (just evident images) или проектор знаков для исследования остроты зрения, указка, пластинки из пластмассы, металла или картона (для закрывания одного глаза). Для глухонемых детей: карточки с изображением знаков испытательной таблицы (при показе того или иного знака ребенок должен поднимать карточку с соответствующим изображением)

[34]

Поставленная техническая задача «исследовать остроту зрения, у здоровых детей и детей дошкольного возраста с глухонемых детей» заключается в следующем: Перед началом проверки остроты зрения ребенку показывают таблицу с расстояния 30-40 см, чтобы ознакомить с представленным рисунком (оптотипом). Ребенка усаживают на расстоянии 2,5 м от таблицы JEI/JEI (Фиг. 1, 2). Таблица состоит из 10 рядов картинок, размер которых уменьшается сверху вниз. В левом столбце указано расстояние, с которого здоровый ребенок должен видеть ту или иную строку. Оно обозначено буквой D (дистанция) и выражено в метрах. В правой части таблицы указана острота зрения, которая обозначается буквой V (visus). Находясь на расстоянии 2,5 метров от таблицы JEI/JEI, ребенок должен хорошо различать 10 строку. В этом случае острота его зрения равна 1.0 или 100%. Если с пятиметровой дистанции ребенок различает лишь первую строку, то результат равен 0,1 или 10%. Далее по нарастающей. Таблица JEI/JEI расположена на двух листах формата А4. Зрение считается нормальным, если ребенок способен распознать каждым глазом картинки десятой строки с расстояния 2,5 метров.

[35]

Высота и ширина каждого изображения в таблице JEI/JEI должна быть равной (Фиг. 3, 4), на первой строке=35 мм, на второй=17,5 мм, на десятой=3,5 мм.

[36]

Нижний край таблицы должен находиться на расстоянии 60 см от уровня пола. Таблицу JEI/JEI располагают на уровне глаз ребенка в вертикальной плоскости, чтобы средний ряд знаков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка.

[37]

Если до обращения к врачу, ребенок уже пользовался очками или контактными линзами, то перед исследованием должен их снять. Для назначения нового рецепта на очки (контактные линзы).

[38]

Ребенок должен сидеть прямо, спокойно, не прищуриваясь и не нагибаясь вперед к таблице JEI/JEI, которая располагается на уровне его глаз в вертикальной плоскости так, чтобы средний ряд знаков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка. Глухонемым детям следует дать в руки карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI (Фиг. 5). При показе того или иного знака ребенок поднимает карточку с соответствующим изображением.

[39]

Проверка у детей вызывает усталость раньше, чем у взрослых людей, поэтому его лучше проводить следующим образом:

[40]

Не исследуемый глаз предварительно закрывают и определяют остроту зрения лучше видящего, а затем хуже видящего глаза, если он заранее известен. А если нет, то сначала определяют остроту зрения правого, затем левого глаза.

[41]

Ребенку нужно поочередно показывать картинки, начиная с верхнего ряда и постепенно спускаясь вниз, при этом не показывая их заранее.

[42]

В каждой строке показывать только по одной-две картинки.

[43]

Если на каком-либо столбце ребенок неверно назвал символ, следует дать ему второю попытку.

[44]

Если он не сможет назвать ее, при второй попытке, необходимо вернуться на строчку вверх.

[45]

Результат оценивается по тому столбцу, на котором ребенок увидел все изображения (допускается лишь одна ошибка с последующим исправлением).

[46]

При проведении проверки важно следить, чтобы ребенок не щурился и раздумывал над ответом не более 5 секунд.

[47]

Далее следует закрыть второй глаз и повторить ту же процедуру.

[48]

Если острота зрения ниже 0,01 то надо дать ребенку в руку лист бумаги с изображением и попросить называть знаки с расстояние 10 см от уровня глаз ребенка:

[49]

«Дай такую же картинку»

[50]

«Покажи где цветочек

[51]

«Назови эту картинку»

[52]

Формула JEI/JEI используется для исследования остроты зрения ниже 0,1 и выше 1.0.

[53]

[54]

V (visus) 1 - нормальная острота зрения

[55]

D (дистанция) - расстояние с которого различаются изображения при нормальной остроте зрения

[56]

d (дистанция) - расстояние с которого видит исследуемый

[57]

V (visus) 2 - острота зрения пациента

[58]

Пример конкретного выполнения способа

[59]

Пример 1.

[60]

Пациентке Н., пяти лет, проводили исследование остроты зрения по таблице Орловой по стандартной методике. Результат признан недостоверным, так как девочка не могла назвать картинки мотоцикл и чайник даже больших размеров. Результат признан недостоверным, так как девочка часто путала оптотипы с изображением самолета и звезды.

[61]

Девочке проверили остроту зрения предлагаемым в качестве изобретения способом. Таблица закреплена в осветительном аппарате Рота. Перед началом проверки ребенку показали такую же таблицу с расстояния 30-40 см, чтобы ознакомить с картинками. При правильных ответах с близкого расстояния перешли к проверке с расстояния 2,5 метра и дали в руки ребенка карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI. При показе того или иного знака девочка поднимала карточку с изображением соответствующего изображения.

[62]

Результаты проверки: острота зрения составила 0,8 каждым глазом.

[63]

Пример 2.

[64]

Пациент А. (глухонемой) одиннадцать лет, проводили исследование остроты зрения по таблице Ландольта по стандартной методике. Результат признан недостоверным, гак как мальчик испытывал сложности при лево-правой ориентации, и не мог правильно указать направление колец.

[65]

Мальчику проверили остроту зрения предлагаемым в качестве изобретения способом. Таблица закреплена в осветительном аппарате Рота. Перед началом проверки ребенку показали карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI с расстояния 30-40 см, чтобы ознакомить с картинками. Мальчик при показе того или иного знака поднимал карточку с изображением соответствующего изображения.

[66]

Признаки изобретения, отличительные от прототипа

[67]

на первом листе таблицы расположены в порядке убывания размера три ряда оптотипов, соответствующие остроте зрения от 0,1 до 0,3 с шагом 0,1, а на втором - семь рядов тех же оптотипов, расположенных в порядке убывания размера, соответствующих остроте зрения от 0,4 до 1,0 с шагом 0,1.

[68]

Высота и ширина каждого изображения в таблице JEI/JEI должна быть равной на первой строке =35 мм, на второй =17,5 мм, на десятой =3,5 мм.

[69]

в таблице JEI/JEI увеличивается расстояние между знаками в ряду и между строками сверху вниз, это создает более удобные условия для распознавания знаков и оценки остроты зрения.

[70]

Положительный эффект от использования предлагаемого способа

[71]

Проводится всем детям от 3 лет и детям дошкольного возраста и глухонемых: детей, обратившимся за офтальмологической помощью. Противопоказаний нет.

[72]

Точность проверки остроты зрения заявляемым способом на 54% выше (фиг 6), чем способом-прототипом по таблице Орловой, это значит что предлагаемый способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста точнее и достовернее, чем стандартное исследование по таблице Орловой и имеет целый ряд преимуществ.

[73]

Разработанный метод является более простым, доступным и быстрым ориентировочным способом исследования остроты зрения у здоровых детей дошкольного возраста, и у глухонемых детей. При исследовании новым методом остроты зрения у детей фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, результат развития, обучаемость.

[74]

можно проверять остроту зрения даже глухонемым детям

[75]

учитывается наличие языкового барьера (разные языки), ребенок не может назвать картинку, требуются переводчик, который не всегда может находиться рядом. Следует дать в руки ребенка карточки с изображениями из таблицы JEI/JEI. При показе того или иного знака ребенок поднимает карточку с изображением соответствующего изображения.

[76]

есть возможность проводить обследование вне кабинета окулиста, в домашних условиях, в поездке и при обследовании детей в дошкольных учреждениях.

[77]

Способ обеспечивает повышение точности и достоверности при проверке остроты} зрения у здоровых детей дошкольного возраста и глухонемых детей.

[78]

Информация, принятая во внимание:

[79]

Патент №2281685 «Способ проверки остроты зрения у детей дошкольного возраста» (автор Нагорский П.Г.) – прототип.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты