патент
№ RU 2701399
МПК A61B5/00

Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях

Авторы:
Гогберашвили Тинатин Юзовна Константиниди Татьяна Анатольевна Каркашадзе Георгий Арчилович
Все (6)
Номер заявки
2019112551
Дата подачи заявки
24.04.2019
Опубликовано
26.09.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к нейрофизиологии, а именно к медицинской и клинико-психологической диагностике, и может использоваться для оценки степени нарушения когнитивных функций у детей. Способ включает оценку: произвольного внимания по скорости и точности поиска чисел, зрительно-пространственной памяти, краткосрочной слухоречевой памяти и отсроченной слухоречевой памяти, вербально-логического мышления, конструктивного праксиса и наглядно-образного мышления. При этом произвольное внимание по скорости и точности поиска чисел, а также зрительно-пространственную память оценивают с помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат». Тесты, отражающие процессы мышления, речевой памяти и конструктивного праксиса, оценивают с помощью субтестов: диагностики интеллекта по Векслеру (WISC) и нейропсихологической диагностики по Лурия. Испытуемым предлагают следующие тесты: «Внимание по расстановке чисел», «Мнемотест», «Запоминание 10 слов», «Сложные аналогии», «Кубики Кооса», «Понимание сюжетных картинок». Выполнение тестов оцениваю в процентах и сравнивают с тестовыми критериями, которые соответствуют группе риска по умственной отсталости и легким когнитивным нарушениям по шкале оценки результатов экспресс-диагностики когнитивных функций. Затем оценивают количество выполненных заданий, в соответствии с которыми ребенка относят к группе риска по определенной патологии или исключают эту патологию. Способ позволяет объективно и индивидуально оценить когнитивные функции у детей за счет оценки комплекса наиболее значимых тестов. 9 табл., 2 пр.

Формула изобретения

Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях, включающий использование компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат», отличающийся тем, что оценивают произвольное внимание по скорости и точности поиска чисел, зрительно-пространственную память, краткосрочную и отсроченную слухоречевую память, вербально-логическое мышление, конструктивный праксис и наглядно-образное мышление, для чего испытуемому предлагают шесть тестов: тест первый - произвольное внимание по скорости и точности поиска чисел оценивают с помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат», для чего испытуемому предлагают тест «Внимание по расстановке чисел», в котором из таблицы чисел, заполненной 16-тью двузначными числами в произвольном порядке, необходимо выбрать числа в порядке возрастания, в случае ошибки необходимо отыскивать число, следующее в порядке возрастания за введенным, оценивают количество ответов и количество ошибок, а процент правильных ответов определяют, умножая количество ошибок на 100% и деля на количество ответов; второй тест - зрительно-пространственную память также оценивают с помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат», для этого испытуемому предлагают пройти «Мнемотест», в котором ему предъявляют первый световой образ (СО) в виде квадратной матрицы из 8×8 ячеек, часть из которых закрашена в зеленый цвет, в течение времени экспозиции испытуемый должен запомнить предъявленный СО, после окончания экспозиции СО, через «время постэкспозиции» на экране выводится незаполненная таблица, в которой необходимо найти то место, где был предъявленный ранее СО, после чего через промежуток времени, заданный в параметре как «время преэкспозиции», на экране будет предъявлен следующий СО, при этом в тесте оценивают среднее число правильных ответов, среднее число ошибок, среднее число ответов на СО, а для расчета процента правильных ответов среднее число правильных ответов умножают на 100% и делят на среднее число ответов; третий тест - краткосрочную и отсроченную слухоречевую память оценивают с помощью субтестов международной методики нейропсихологической диагностики по Лурия, для чего испытуемому предлагают пройти тест «Запоминание 10 слов», где в качестве стимула используют 10 простых, не связанных по смыслу слов в единственном числе и в именительном падеже, которые медленно зачитывают, после первого предъявления в протоколе отмечают воспроизведенные испытуемым слова как показатель кратковременной памяти, через 10 минут испытуемого просят повторить слова, которые он запомнил для оценки отсроченной слухоречевой памяти, результат оценивают в процентах от общего количества предъявляемых слов; четвертый тест - вербально-логическое мышление оценивают также с помощью субтестов международной методики нейропсихологической диагностики по Лурия, для этого испытуемому предлагают пройти тест «Сложные аналогии», для чего предлагают стимульный материал в виде трех простых вербальных аналогий: в левой части задания приведены пары связанных смыслом слов, в правой части предлагают варианты для подбора слова по подобию связи слов в левой части, из этих слов надо выбрать только одно слово, для чего вначале нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь слов справа, после выполнения вербальных аналогий исследователь предлагает ребенку решить 2 простые логические задачи устно, после чего подсчитывают количество правильных ответов и оценивают процентное соотношение правильно выполненных заданий из общего количества предъявляемых заданий: 5 правильно выполненных заданий оценивают 100%; 4 правильно выполненные задания - 80%; 3 правильно выполненные задания - 60%; 2 правильно выполненные задания - 40%; 1 правильно выполненное задание - 20%; пятый тест - конструктивный праксис, оценивают с помощью субтестов диагностики интеллекта по Векслеру (WISC): испытуемому предлагают пройти тест «Кубики Кооса», для чего ему предъявляют набор из 9-ти одинаковых кубиков с длиной ребра 25 мм, стороны которых окрашены в белые и красные цвета, две стороны кубика - белые, две другие - красные, и оставшиеся две стороны окрашены в красно-белый цвет по диагонали, затем дают 6 карточек с изображениями фигур, которые испытуемый должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков, и предлагают 3 задания, возрастающие по степени сложности, затем исследователь демонстрирует одну из карточек с картинкой, которую необходимо собрать из кубиков, подбирая нужный узор, после выполнения первого задания или по истечении лимита времени исследователь переходит к следующему заданию, для выполнения которого дает испытуемому еще 5 кубиков, так как фигуры, изображенные на карточке, складываются из 9-ти кубиков, в этом тесте оценивают: точность выполнения заданий в процентах (%), причем процент правильного выполнения задания определяют исходя из общего количества правильно выполненных заданий: 3 правильно выполненные задания из 3-х оценивают как 100%, 2 правильно выполненные задания из 3-х - 67%, 1 правильно выполненное задание из 3-х - 33%; шестой тест - наглядно-образного мышление также оценивают с помощью субтестов диагностики интеллекта по Векслеру (WISC), для этого испытуемому предлагают пройти тест «Понимание сюжетных картинок»: исследователь раскладывает набор из 4-х картинок в произвольном порядке и предлагает рассмотреть их в течение 20-30 секунд, разложить их по порядку так, чтобы получился рассказ, что было сначала, что в середине, что в конце, ребенку предлагают выполнить три задания на разные сюжеты, каждая картинка имеет литерацию заглавными латинскими буквами в правом верхнем углу, исследователь вносит в протокол последовательность выложенных картинок, указывая литерацию, точность выполнения заданий оценивают в процентах (%): 3 правильно выполненные задания из 3-х - 100%, 2 правильно выполненные задания - 67%, 1 правильно выполненное задание - 33%; оценку когнитивных функций осуществляют, сравнивая результаты выполненных тестовых заданий со шкалой оценки результатов диагностики когнитивных функций (Табл. 8): если внимание по расстановке чисел составляло ≤54,25%, мнемотест ≤53,29%, запоминание 10 слов ≤30%, сложные аналогии ≤33%, Кубики Косса - 0%, понимание сюжетных картинок ≤20%, то диагностируют риск умственной отсталости; если внимание по расстановке чисел ≤68,26%, мнемотест ≤64%, запоминание 10 слов ≤40%, сложные аналогии ≤67%, Кубики Косса ≤67%, понимание сюжетных картинок ≤40%, то диагностируют риск легких когнитивных нарушений; а рекомендации по дальнейшему ведению ребенка дают исходя из количества выполненных им тестов при риске легких когнитивных нарушений: если ребенок не выполнил только один тест, что соответствует 4,54% риска, то, это означает, что на момент тестирования он не нуждается в углубленной специализированной диагностике; если ребенок не выполнил 2 теста, что соответствует 31,83% риска, ему требуется дополнительное обследование у нейропсихолога в случае наличия трудностей в учебе; если ребенок не выполнил 3 теста, что соответствует 54,56% риска, то ему требуется дополнительное обследование у нейропсихолога; если ребенок не выполнил 4 теста, что соответствует 77,28% риска, или 5 тестов, что соответствует 90,92% риска, или 6 тестов, что соответствует 95,46% риска, то ему требуется дополнительное обследование у нейропсихолога и невролога; при риске умственной отсталости: если ребенок не выполнил только один тест, что соответствует 0% риска, то на момент тестирования он не нуждается в углубленной специализированной диагностике; если ребенок не выполнил 2 теста, что соответствует 6,75% риска, ему требуется дополнительное обследование у нейропсихолога; если ребенок не выполнил 3 теста, что соответствует 25,25% риска, или 4 теста, что соответствует 50% риска, или 5 тестов, что соответствует 56,25% риска, или 6 тесов, что соответствует 93,75% риска, ему требуется дополнительное обследование у нейропсихолога и психиатра.

Описание

[1]

Изобретение относится к медицине, а именно к нейрофизиологии, точнее к медицинской и клинико-психологической диагностике, и может использоваться для оценки степени нарушения когнитивных функций у детей.

[2]

Известен способ оценки когнитивных функций при старении (Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при старении [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. N 3(5). Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия. Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук. Разработана экспресс оценка мнестико-интеллектуальных процессов в позднем возрасте. Способ направлен на выявление изменений в когнитивной сфере, определяют не только нарушенные, но и сохранные звенья психических функций - с возможностью и количественной оценки, и качественного анализа изменений психической деятельности с позиций структурно-функциональной модели мозга по А.Р. Лурии. Способ включает 12 заданий, часто применяемых в отечественной и зарубежной нейропсихологической и патопсихологической диагностике и направленных на исследование разных аспектов мнестической и интеллектуальной деятельности.

[3]

Недостатком способа является то, что он разработан для лиц пожилого возраста, а принципы и методология исследования когнитивных функций у детей и взрослых существенно разнятся.

[4]

Известен способ оценки когнитивных функций детей якутов в возрасте 7-9 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы "Психомат" (Модель оценки когнитивных функций детей якутов в возрасте 7-9 лет, обследованных с помощью тестовой компьютерной системы «Психомат» [Электронный ресурс] / Н.В. Саввина, С.П. Винокурова // Экология и здоровье человека на Севере: сб. материалов IV конгр. с междунар. участием (Якутск, 4-7 дек. 2013 г. ). - Киров, 2013. - С. 537-547). Саввина Н.В., Винокурова С.П. Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, Медицинский институт). Способ позволяет проводить исследования когнитивных функций, их возрастную динамику и тендерные различия. В ее основе применение компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 «Психомат», который позволяет определить ряд когнитивных познавательных функций: восприятие, внимание, память, зрительно-моторную координацию в математическом выражении функции: миллисекундах и проценте ошибок. Разработана модель оценки когнитивных функций по параметрам компьютерного психо-физиологического комплекса. Показано равномерное повышение результативности выполнения заданий по мере взросления детей, что свидетельствует о плавном совершенствовании когнитивных функций ребенка. Способ оценивает лишь ряд когнитивных функций: вербально-логическое и наглядно-образное мышление, речевая память конструктивные способности и оставляет неоцененным важные когнитивные функции, связанные с мышлением, речью и конструированием.

[5]

Известен способ оценки когнитивных функций у детей, включающий интерпретацию результатов тестирования, согласно которому с помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат» ребенку предъявляют 8 тестовых заданий в виде визуальных стимулов различной модальности в компьютеризованной форме, ответы ребенка фиксируют при нажатии им щупом на электросенсорные кнопки пульта, при этом снимают 16 независимых параметров по 4 топическим блокам: психомоторная деятельность, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие, зрительно - пространственная память, состоящие из заданий, предъявляя следующие тесты: простая сен-сомоторная реакция: среднее моторное время в мс, среднее латентное время в мс; сложная сенсомоторная реакция: среднее моторное время в мс, среднее латентное время в мс; статическая координация: частота касаний в Гц, среднее время касаний в мс, интегральное значение в %; динамическая координация: время выполнения в мс, среднее время касаний в мс, интегральное значение в %; ритмотест: средний интервал реакций этапа «Ритм» в мс, корректурная проба: средний темп ответов в мс, успешность ответов в %; бинатест: общий уровень ошибок в %; мнемотест: среднее число правильных ответов на один световой образ в %, среднее время воспроизведения светового образа в мс; расчет баллов, набранных ребенком в каждом задании, осуществляют по следующей формуле:

[6]

где: Xizm - значение измеренного параметра у пациента в соответствующем тесте, Xsr - среднее значение нормы для соответствующего теста и возраста, ΔX - доверительный интервал нормы для соответствующего теста и возраста, степень нарушения когнитивных функций у пациента определяют суммарным коэффициентом выраженности когнитивных изменений Yсум=ΣYб каждого параметра каждого теста, при этом если ребенок по совокупности тестов набрал Ycyм < -16 баллов, считают, что у него имеются нарушения когнитивных функций (Патент РФ №2502475).

[7]

Недостатком способа является то, что способ оценивает лишь ряд когнитивных функций: психомоторная деятельность, произвольное внимание, зрительно - пространственное восприятие, зрительно - пространственная память.

[8]

Способ выбран нами в качестве прототипа.

[9]

Для того, чтобы способ оценки когнитивных функций детей мог быть использован при популяционных исследованиях, нами сформулированы требования, которым должен соответствовать такой способ: способ должен быть индивидуализированным, т.е. каждый обследуемый должен получать и выполнять задание персонально, один на один с исследователем. Это обеспечивает максимальную индивидуальность результатов и их независимость от внешних и отвлекающих факторов; способ должен быть краткосрочным, чего требует специфика популяционного исследования, длительность исследования составляет 15-20 минут на одного испытуемого; способ должен охватывать максимально широкий спектр отдельных когнитивных процессов, что обеспечивает фундаментальный характер исследования. Обобщающая результирующая оценка состояния интеллекта в этом отношении менее предпочтительна, так как в большей степени отражает клинико-практический аспект; способ должен быть объективным, как по содержательной, так и по исполнительной части, и включать количественное выражение результата. Это предполагает использование общепризнанных стандартизированных методик с количественными оценками результатов, выполняемых по возможности максимально компьютеризированным путем.

[10]

Задачей изобретения является разработка способа оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях.

[11]

Технический результат, достигнутый при реализации поставленной задачи, заключается в разработке объективного, индивидуализированного способа оценки когнитивных функций детей школьного возраста с возможностью количественного выражения результата.

[12]

Сущность способа заключается в оценке результатов тестирования детей школьного возраста, причем часть тестов выполняется компьютеризировано и используется в нейропсихологической практике в качестве самостоятельных тестов, а часть используется в качестве субтестов, взятых из международно признанных методик.

[13]

Способ оценки когнитивных функций включает оценку: произвольного внимания по скорости и точности поиска чисел, зрительно-пространственной памяти, краткосрочной слухоречевой памяти и отсроченной слухоречевой памяти, вербально-логического мышления, конструктивного праксиса и наглядно-образного мышления. При этом, произвольное внимание по скорости и точности поиска чисел, а также зрительно - пространственную память и оценивают с помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат». Тесты, отражающие процессы мышления, речевой памяти и конструктивного праксиса, оценивают с помощиь субтестов международно признанных методик: диагностики интеллекта по Векслеру (WISC) и нейропсихологической диагностики по Лурия. Предлагаемые тесты для оценки когнитивной деятельности представлены в таблице 1.

[14]

[15]

В целях оптимизации логистики исследования было признано целесообразным выделить на проведение одного обследования ребенка двух специалистов: один должен выполнять функции оператора компьютеризированного комплекса, второй предъявлять задания и контролировать выполнение тестов. Суммарное время обследования одного ребенка: 15-20 минут. Необходимые условия процедуры обследования: первая половина светового дня; отсутствие состояния голода; спокойная обстановка, исключающая отвлекающее звуковое и световое воздействие, в т ч. присутствие в помещении других детей; ожидание процедуры обследования не более 20 минут. Поэтому способ по своей сути является экспресс - диагностикой. Принятые условные обозначения и сокращения: ВМ - видеомонитор; ПИ - пульт испытуемого; ПК - персональный компьютер; ПО - процедура обследования; ЦНС - центральная нервная система; ЩКС - щуп контактный стимульный; СКО - среднеквадратическое отклонение (показатель разброса временных интервалов в процессе обследования; СО - световые образы.

[16]

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

[17]

Первый тест на «Внимание по расстановке чисел» для оценки произвольного внимания по скорости и точности поиска чисел испытуемому школьнику предлагают пройти тест с помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат». Для чего испытуемому предлагают из таблицы чисел, заполненной в произвольном порядке 16-ю двузначными числами, выбрать числа в порядке возрастания. Ребенок должен отыскать в таблице наименьшее число, подвести курсор к выбранному числу и нажать на центральную кнопку ПИ, затем отыскать и ввести следующее в порядке возрастания число. В случае ошибки необходимо отыскивать число, следующее в порядке возрастания за введенным числом. В этом тесте оценивают: количество ответов (шт.) и количество ошибок (шт.). Процент правильных ответов определяют, умножая количество ошибок на 100% и деля на количество ответов.

[18]

Второй тест - «Мнемотест» для оценки зрительно-пространственной памяти

[19]

тоже проводят с помощью компьютерного психофизиологического комплекса «Психомат». Задание заключается в запоминании и воспроизведении предъявляемых на экране компьютера световых образов (СО). Световой образ - это квадратная матрица из 8×8 ячеек, часть из которых закрашена в зеленый цвет. араметры проведения обследования с использованием методики «Мнемотест» представлены в таблице 2.

[20]

[21]

Порядок проведения обследования следующий: испытуемому предъявляется первый СО в течение времени, заданного в параметре «время экспозиции», испытуемый должен запомнить предъявленный СО, после окончания экспозиции СО через время, заданное в параметре «время постэкспозиции» на экране выводится незаполненная таблица, в которой необходимо найти то место, где был предъявленный ранее СО, перемещением курсора верх - вниз-вправо-влево. Через промежуток времени, заданный в параметре как «время преэкспозиции» на экране ВМ будет предъявлен следующий СО, дальнейший порядок выполнения задания аналогичен описанному выше. В этом тесте оценивают среднее число правильных ответов на СО (шт.) и среднее число ответов на СО (шт.), Для расчета процента правильных ответов среднее число правильных ответов на СО умножали на 100% и делили на среднее число ответов на СО.

[22]

Третий тест - «Запоминание 10 слов», направлен на оценку краткосрочной и отсроченной слухоречевой памяти по методике Лурия А.Р. В качестве стимула используют 10 простых, не связанных по смыслу слов в единственном числе и именительном падеже, которые медленно зачитывают. После первого предъявления в протоколе отмечают воспроизведенные испытуемым слова - это показатель кратковременной памяти. Через 10 минут испытуемого просят повторить слова, которые он запомнил, таким образом, оценивают отсроченную слухоречевую память. Испытуемому дают инструкцию: «Сейчас я назову тебе слова, которые ты должен будешь запомнить, а потом повторить, в любом порядке». При отсроченном воспроизведении дают следующая инструкция: «Повтори все слова, которые ты запомнил». Результат оценивают в процентах слов, которые запомнил испытуемый от общего количества предъявляемых слов.

[23]

Четвертый тест «Сложные аналогии» направлен на оценку вербально-логического мышления. Испытуемому дают три задания из разряда простых аналогий в порядке возрастания сложности. Пример стимульного материала: в левой части задания приведены пары связанных смыслом слов, например, лошадь - жеребенок, в правой части предлагаются варианты для подбора слова по подобию связи слов в левой части: корова - пастбище, рога, молоко, теленок, бык. Инструкция для простых аналогий: посмотри, здесь написано два слова - сверху «лошадь», снизу - «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А справа тоже - сверху одно слово – «корова», а внизу - 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа». После выполнения вербальных аналогий исследователь предлагал ребенку решить 2 простые логические задачи устно, с целью определения способности к установлению причинно-следственных связей, смысловых логических связей и отношений между понятиями. Пример стимульного материала, т.е. логической задачи: «Жили-были три девочки: Таня, Лена, Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Вопрос. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?» «Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит?». Оценку вербально-логическое мышления проводили путем предъявления трех простых вербальных аналогий и двух простых логических задач. Подсчитывали количество правильных ответов и оценивали процентное отношение правильно выполненных заданий от общего количества предъявляемых заданий: 5 правильно выполненных заданий оценивают 100%; 4 правильно выполненные задания - 80%; 3 правильно выполненные задания - 60%; 2 правильно выполненные задания - 40%; 1 правильно выполненное задание - 20%.

[24]

Пятый тест «Кубики Кооса» направлен на оценку конструктивного праксиса, т.е. зрительно-пространственного анализа и синтеза, что является одной из составляющих невербального интеллекта. Испытуемому дают набор из 9-ти одинаковых кубиков с длиной ребра 25 мм, стороны которых окрашены в белые и красные цвета, две стороны кубика - белые, две другие - красные, и оставшиеся две - красно-белые по диагонали. Кроме этого, дают 6 карточек с изображениями фигур, которые испытуемый должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков. Испытуемым предлагают 3 задания сложить из кубиков картинки, увеличивающихся по сложности. Отсчет времени начинается после произнесения последнего слова инструкции. Исследователь демонстрирует одну из карточек с картинкой, которую в точности необходимо собрать из кубиков, подбирая нужный узор. Оценивают время, за которое испытуемый справляется с заданием. Давали инструкцию: «Перед тобой кубики. Они все одинаковые. Некоторые стороны у них -красные, некоторые - белые, некоторые - наполовину белые и наполовину красные. Исследователь предлагает испытуемому сложить из 4-х кубиков изображенную на карточке фигуру. После выполнения первого задания или по истечении лимита времени исследователь переходит к следующему заданию, для выполнения которого дает испытуемому еще 5 кубиков, так как фигуры, изображенные на карточке, складываются из 9-ти кубиков. Затем следует третье задание. В этом тесте оценивают: точность выполнения заданий в процентах (%), причем процент правильного выполнения задания определяют, исходя общего количества правильно выполненных заданий: 3 правильно выполненные задания из 3-х -100%, 2 правильно выполненные задания из 3-х - 67%, 1 правильно выполненное задание и 3-х - 33%.

[25]

Шестой тест «Понимание сюжетных картинок» используют для оценки наглядно-образного мышления, при этом исследуются способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, произвести процесс анализа сюжета, выделить его основные существенные элементы. Стимульный материал представлен субтестом из теста Векслера для диагностики структуры интеллекта - детский вариант. Пример стимульного материала для детей 11 лет: набор из 4 картинок «Пожар», набор из 4 картинок «Фермер», набор из 5 картинок «Сон». Перед ребенком в произвольном порядке исследователь раскладывает набор из 4 картинок «Пожар» и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 секунд. Дают инструкцию: «Посмотри на эти картинки и разложи их по порядку, так чтобы получился рассказ, что было сначала, что в середине, что в конце». После выполнения первого задания, исследователь раскладывает перед ребенком набор из 4 картинок на тему «Фермер» и предлагает рассмотреть их в течение 20-30 секунд и разложить их по порядку, что было сначала, в середине и в конце». Затем предлагают картинку «Сон». В этом тесте оцениваются следующие результаты: Каждая картинка имеет литерацию заглавными латинскими буквами в правом верхнем углу. Исследователь вносит в протокол последовательность выложенных картинок, указывая литерацию. Варианты правильного выполнения заданий: Пожар - FIRE. Фермер - QRST, SQRT. Сон - PERCY, EPRCY. Садовник - FISHER, FSIHER. Дождь - MASTER, MSTEAR, ASTEMR. Точность выполнения заданий оценивалась в процентах(%): 3 правильно выполненные задания из 3-х - 100%, 2 правильно выполненные задания из 3-х - 67%, 1 правильно выполненное задание из 3-х - 33%.

[26]

Для разработки шкалы оценки результата диагностики когнитивных функций было обследовано две группы, проживающих в Московском регионе. В первую группу было включено 32 ребенка с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Умственная отсталость не позволяет осваивать таким детям среднеобразовательную школьную программу. Во вторую группу было включено 44 ребенка со смешанным специфическим расстройством психологического развития, к которым относятся дети с легким когнитивным расстройством, сочетающие нарушения речи, праксиса, дефицит внимания с гиперактивностью. Такие дети способны осваивать среднеобразовательную программу, но испытывают при этом определенные трудности и требуют специального медико-психологического сопровождения. Все диагнозы были психиатрически и неврологически верифицированы, всем была проведена нейропсихологическая диагностика. С целью сравнения результатов были обследованы 32 когнитивно и неврологически здоровых ребенка. В таблице 3 представлены средние значения выполненных тестов у детей с умственной отсталостью и легким когнитивным расстройством.

[27]

[28]

[29]

Таким образом, экспресс-диагностика когнитивных функций демонстрирует достоверные различия между детьми с различным состоянием когнитивных функций и может применяться для скрининговой диагностики.

[30]

С учетом того, что большая часть тестов, кроме внимания по расстановке чисел и мнемотеста, имеют строго фиксированные варианты результатов, например кубики Косса: 0%, 33%, 67%, 100%, на втором этапе мы переложили вышеприведенные результаты на индивидуальный вариант выполнения теста. Например, средний показатель теста кубики Косса у умственно отсталых детей составил 31%. На практике, в случае выполнения единичного теста ребенок, который выполнил тест с результатом 33%, показывает результат выше среднего для умственно отсталых, поэтому не может соответствовать данной группе детей. К группе умственно отсталых детей может быть отнесен ребенок, который показывает результат данного теста 0%. Именно этот принцип учитывался при составлении следующей таблицы данных. Это важно, так как к критериям соотнесения результатов теста по конструктивному праксису - кубики Косса, к группе риска по тому или иному состоянию должен соотноситься конкретный результат: 0%, 33%, 67% или 100%. Это относится и к тестам на наглядно-образное мышление, вербальную память, вербально-логическое мышление. Средние результаты тестов в индивидуальном варианте выполнения приведены в таблице 4.

[31]

[32]

Полученные показатели можно использовать в качестве тестовых критериев отнесения детей в группу риска по данным заболеваниям. На третьем этапе мы определили эти показатели. Тестовые критерии, которые соответствуют группе риска по умственной отсталости и легким когнитивным нарушениям приведены в таблице 5.

[33]

[34]

На четвертом этапе мы определили в каждой из групп процент детей, которые имели результаты, соответствующие тестовым критериям: по всем 6 тестам, только по 5 тестам, только по 4 тестам, только по 3-м тестам, только по 2-м тестам, только по 1 тесту, ни по одному тесту. В таблице 6 представлены дети с различным количеством тестовых критериев, соответствующих заболеваниям в процентном отношении.

[35]

[36]

На пятом этапе, исходя из данных таблицы 6, рассчитывали вероятность отнесения ребенка в группе умственно-отсталых детей или к группе детей с легкими когнитивными нарушений при различном количестве выполненных тестовых заданий. Вероятность умственной отсталости или легких когнитивных нарушений в зависимости от количества тестовых критериев представлена в таблице 7.

[37]

[38]

На основании полученных данных сформирована шкала оценки результатов экспресс - диагностики когнитивных функций, которая приведена в таблице 8.

[39]

[40]

[41]

Затем оценивают количество выполненных заданий, в соответствии с которыми ребенка относят к группе риска по определенной патологии или исключают эту патологию.

[42]

Рекомендации по результатам оценки вероятности риска когнитивных нарушений приведены в таблице 9.

[43]

[44]

По результатам экспресс-диагностики диагнозы не выставлялись. Не рекомендуется также обозначать патологическое состояние, риск которого подозревается. Это связано с высокой вероятностью негативной реакции родителей в виду особенностей восприятия психиатрических и неврологических диагнозов.

[45]

Клинические примеры осуществления способа.

[46]

Пример 1. Мальчик Дима, С. 11 лет, ученик 4 класса. Сначала мальчику предъявляли первый тест на «Внимание по расстановке чисел», которое обеспечивает возможность оценки произвольного внимания по скорости и точности поиска чисел. Инструкция: «Выбери из таблицы, заполненной в произвольном порядке двузначными числами - числа в порядке возрастания». Получены следующие результаты теста: среднее время поиска - 121195 м/с, среднее время ответа - 1099 м/с; количество ответов -12 шт., количество ошибок - 3 шт. Процент ошибок 25%. Процент правильных ответов - 75%. Затем проводили второй тест - «Мнемотест». Время экспозиции - 1000 м/с, время преэкспозиции - 1000 м/с, время постэкспозиции - 1000 м/с, набор СО-1/16, последовательность СО - случайная, режим воспроизведения СО - прямой, угол поворота - 0, размер СО-5*5, количество СО в тесте - 10, количество повторений теста - 1 шт, возможность исправления ответа есть. Среднее число правильных ответов на один световой образ - 1,1 шт., среднее число ошибок на СО - 0,2; среднее число ответов на СО - 1,3 шт. Процент правильных ответов - 84,61%. Третий тест: мальчику Диме С, 11 лет предлагали запомнить 10 слов: дом, лес, кот, ночь, игла, пирог, круг, зонт, крест, дрова, не связанных по смыслу, в единственном числе и именительном падеже. Слова зачитывали медленно. После первого предъявления в протоколе отмечали воспроизведенные испытуемым слова - это показатель кратковременной памяти. Через 10 минут испытуемого просили повторить слова, которые он запомнил - таким образом, оценивается отсроченное воспроизведение. Оценка результатов: число правильно воспроизведенных слов - 6 слов, отсроченное воспроизведение слов составило 60%. Четвертый тест: мальчику Диме С., 11 лет демонстрировали сначала одну карточку с картинкой под номером 2, которую в точности необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, а подбирая нужный узор. Инструкция: «Перед тобой 4 кубика. Они все одинаковые. Некоторые стороны у них - красные, некоторые - белые, некоторые - наполовину белые и наполовину красные. Эту картинку необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, а подбирая нужный узор». Оценивали время, за которое Дима справлялся с заданием. Затем демонстрировали карточки с картинкой под номером 5. «Перед тобой 9 кубиков. Они все одинаковые. Собери картинку, подбирая нужный узор». Оценивали время, за которое мальчик справлялся с заданием. После этого мальчику предлагали собрать картинку под номером 6. Мальчик Дима правильно выполнил 2 из трех предъявленных заданий, точность выполнения - 67%. Пятый тест: мальчику Диме С., 11 лет демонстрировали задание, в левой части которого, приведена пара связанных смыслом слов: лошадь - жеребенок, в правой части предлагались варианты для подбора слова по подобию связи слов в левой части. Инструкция: Посмотри, здесь написано два слова - сверху «лошадь», снизу - «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок-детеныш лошади. А справа тоже: сверху одно слово – «корова», а снизу - 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа». 1. Тонкий - толстый. Безобразный - красивый, жирный, грязный, урод, веселый. Ответ - красивый. Это - верно. 2. Свинец - тяжелый. Пух - трудный, перина, перья, легкий, куриный. Ответ - перья. Это - не верно. Правильно - легкий. 3. Ложка - каша. Вилка - масло, нож, тарелка, мясо. Ответ - мясо. Это - верно. После выполнения заданий на простые аналогии, мальчику Диме С., 11 лет предлагали решить две простые логические задачи. Инструкция: «Перед тобой задача. Тебе нужно прочитать задачу и ответить на вопрос. Чем быстрее справишься с заданием, тем лучше». Задача №1. Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены. Лена выше Даши. Вопрос: Кто из девочек самая высокая. А кто - самая низкая? Ответ на задачу №1, мальчик дал следующий: самая высокая - Таня, самая низкая - Даша. Это верно. Задача №2. «Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домах. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? Ответ на задачу №2, мальчик дал: «Жираф жил в синем домике, крокодил в оранжевом домике, бегемот - в красном домике. Это - не верно. Правильный ответ: Жираф жил в оранжевом домике, крокодил в синем домике, а бегемот в красном домике. Оценку вербально-логическое мышления проводили путем предъявления трех простых вербальных аналогий и двух простых логических задач. Оценивая вербально-логическое мышление мальчика Димы, мы подсчитывали количество правильно выполненных заданий из 5 предложенных: 3 простых аналогии и 2 простые логические задачи. Мальчик выполнил правильно 3 задания из 5, что соответствует - 60%.

[47]

Шестой тест. Мальчику Диме С., 11 лет демонстрировали сначала набор из 4 картинок «Пожар». Инструкция: «Посмотри на эти картинки и разложи их по порядку, так чтобы получился рассказ, что было сначала, в середине и в конце». Затем исследователь раскладывал набор из 4 картинок «Фермер», предлагал рассмотреть их в течение 20-30 секунд: «Разложи их по порядку, что было сначала, в середине и в конце». Затем перед ребенком в произвольном порядке исследователь раскладывал набор из 5 картинок «Сон», предлагал рассмотреть их в течение 20-30 секунд. Инструкция: «Разложи их по порядку, что было сначала, в середине и в конце». Результаты по каждому выполненному заданию записывали в протокол. Результаты выполненных заданий мальчиком Дмитрием С.:

[48]

1. Пожар - FIRE, 2. - Фермер - SQRT, 3 - Сон - PERCY. Мальчик Дима правильно выполнил 3 из 3-х предъявляемых заданий, что соответствует 100%.

[49]

Результаты скринингового тестирования мальчика Димы С., 11 лет (см. таб. 8)

[50]

1. Внимание по расстановке чисел - 75%, этот показатель больше 68,26%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений;

[51]

2. Мнемотест - 84,61%), этот показатель больше 64,0%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений;

[52]

3.Запоминание 10 слов - 60%, этот показатель больше 40,0%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений

[53]

4. Сложные аналогии - 60%, этот показатель больше 40,0%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений

[54]

5. Кубики Кооса - 68%, этот показатель больше 67,0%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений

[55]

6. Понимание сюжетных картинок - 100%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений. Мальчик Дима С., 11 лет выполнил 6 из 6 предложенных заданий. Заключение: В результате скрининговой оценки когнитивных функций у мальчика Димы С., 11 лет, не выявлено ни одного критерия высокого риска когнитивных нарушений. Ребенок на момент тестирования не нуждается в углубленной специализированной диагностике.

[56]

Пример 2. Девочка Ева Б., 11 лет, ученица 4 класса. Аналогичным образом девочке Еве Б. предъявляли шесть тестовых заданий. В первом тесте на «Внимание по расстановке чисел» были заданы следующие параметры теста: вариант таблицы - 1; размерность таблицы - 5×5, порядок ответа - возрастание, обратная связь - есть. Среднее время поиска - 119920 м/с, среднее время ответа-4136 м/с; количество ответов - 18 шт., количество ошибок - 6 шт. Ева Б. получила 67,77% процентов правильных ответов. Второй тест - «Мнемотест» Время экспозиции - 1000 м/с, время преэкспозиции - 1000 м/с, время постэкспозиции - 1000 м/с, набор СО-1/16, последовательность СО - случайная. Режим воспроизведения СО-прямой, угол поворота - 0, размер СО-6*6, количество СО в тесте - 10, количество повторений теста - 1 шт, возможность исправления ответа есть. Девочка Ева выполнила этот тест со следующими показателями: среднее число правильных ответов на один световой образ - 1,5 шт., среднее число ошибок на СО-0,5; среднее число ответов на СО (шт.) - 2 шт. Ева Б. получила 75,0% правильных ответов в задании. Третий тест: девочке Еве Б., предлагали запомнить 10 слов: мяч, крик, сон, тень, флаг, свет, игра, топор, мост, сосна, не связанных по смыслу, в единственном числе и именительном падеже. Слова зачитывали медленно. После первого предъявления в протоколе отмечали воспроизведенные испытуемым слова - это показатель кратковременной памяти. Через 10 минут испытуемого просили повторить слова, которые он запомнил - таким образом, оценивали отсроченное воспроизведение. Число правильно воспроизведенных слов - 6. Процент правильно воспроизведенных слов составил 60,0%. Четвертый тест: Девочке Еве Б. демонстрировали задание, в левой части которого, приведены пары связанных смыслом слов, в правой части предлагаются варианты для подбора слова по подобию связи слов в левой части. Инструкция: посмотри, здесь написано два слова - сверху лошадь, снизу - жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок-детеныш лошади. А справа тоже: сверху одно слово - корова, а снизу - 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это слово будет - теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа.

[57]

1. Нога - костыль. Глаза - зрение, очки, слезы, голова, веки. Ответ: очки. Это - верно.

[58]

2. Музыка - оркестр. Пение - хор, театр, солист, сцена, певец. Ответ: хор. Это - верно.

[59]

3. Корова - стадо. Волки - звери, лес, охота, стая, хищники. Ответ: стая. Это - верно.

[60]

Затем девочке Еве Б., предлагали решить 2 простые логические задачи. Инструкция: «Перед тобой задача. Тебе нужно прочитать задачу и ответить на вопрос. Чем быстрее справишься с заданием, тем лучше. Можно начинать». Задача №1.Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте Вопрос: Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и спорте, а Ваня не читал о спорте? Ответ: Коля читал о путешествиях, Ваня - о войне, а Сережа о спорте. Это - верно. Задача №2. Две девочки играли в куклы, а две в мяч. Во что играла Катя, если Алена с Машей и Маша со Светой играли в разные игры, а Маша играла в мяч? Ответ: Катя и Маша играли в куклы, Алена и Света - Мяч. Это - не верно. Правильный ответ: Катя и Маша - мяч, Алена и Света - куклы. Количество правильно выполненных заданий: 4 задания их 5, что соответствует -80%. Пятый тест: девочке Еве демонстрировали сначала одну карточки с картинкой под номером 5. Инструкция: «Перед тобой 9 кубиков. Они все одинаковые. Некоторые стороны у них - красные, некоторые - белые, некоторые - наполовину белые и наполовину красные». Эту картинку необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, тем самым подбирая нужный узор». В процессе тестирования, оценивали время, за которое Ева справлялась с заданием. Затем девочке демонстрировали карточки с картинкой под номером 6. «Перед тобой 9 кубиков». Они все одинаковые. Эту картинку необходимо собрать, не пытаясь прикладывать кубики к схеме, тем самым подбирая нужный узор». В процессе тестирования, оценивали время, за которое Ева справлялась с заданием. Затем предлагали третью картинку под номером 7. Результаты записывали в протокол. Точность выполнения заданий определяли в процентах(%). Девочка Ева Б. не выполнила ни одного предъявленного задания, что соответствует 0%. Так как, девочка не выполнила ни одного задания, то и скорость выполнения составила 0.

[61]

Шестой тест: Девочке Еве Б. демонстрировали набор из 4 картинок «Сон» и предлагали проанализировать сюжет, выделить его основные существенные элементы. Инструкция: «Посмотри на эти картинки и разложи их по порядку, так чтобы получился рассказ, что было сначала, в середине и в конце». Затем перед девочкой в произвольном порядке исследователь раскладывал набор из 4 картинок «Садовник». Инструкция: «Разложи их по порядку, что было сначала, в середине и в конце». После выполнения этого исследователь раскладывал набор из 5 картинок «Дождь». Инструкция: «Разложи их по порядку, что было сначала, в середине и в конце». Результаты по каждому выполненному заданию записывали в протокол. Девочка Ева правильно выполнил 1 задание из 3-х предъявляемых заданий, что соответствует 33%.

[62]

Результаты скринингового тестирования девочки Евы Б., 11 лет: (см. таб. 8): 1. Внимание по расстановке чисел - 67,77%, - ≤68,26%, - имеется риск по легким когнитивным нарушениям; 2. Мнемотест - процент правильных ответов 75%, что больше 64%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений; 3. Запоминание 10 слов - 60%, - больше 40%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений. 4. Сложные аналогии - 80% - больше 40%, что говорит об отсутствии когнитивных нарушений; 5. Кубики Кооса - 0% - риск по легким когнитивным нарушениям/ умственной отсталости; 6. Понимание сюжетных картинок - 33% - этот показатель меньше 67%, т.е. имеется риск по легким когнитивным нарушениям. Девочка Ева Б. не выполнила 3 из 6 предложенных заданий.

[63]

Заключение: у девочки Евы Б., 11 лет выявлено 3 критерия риска легких когнитивных нарушений, вероятность данной патологии составляет 54,56%. Ребенок, на момент тестирования, нуждается в специализированной углубленной диагностике у нейропсихолога.

[64]

Способ предназначен для клинических психологов, врачей - неврологов, психиатров, научных сотрудников и других специалистов, участвующих в популяционных исследованиях и массовой диагностике при популяционных исследованиях.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты