патент
№ RU 2683984
МПК B60K17/356

Гидрообъемная трансмиссия с объемным делителем для многоприводного транспортного средства

Авторы:
Белоусов Алексей Михайлович
Номер заявки
2018104168
Дата подачи заявки
02.02.2018
Опубликовано
03.04.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Изобретение относится к гидравлическим объемным трансмиссиям. Гидрообъемная трансмиссия содержит насосную станцию, состоящую из двух групп аксиально-плунжерных насосов высокого давления с регулируемым рабочим объемом и подпиточного насоса, предохранительных клапанов, сливного и напорного фильтров, теплообменного аппарата. Регулируемые плунжерные радиальные гидромоторы со встроенными регуляторами направления вращения связаны с группами регулируемых насосов высокого давления подающими гидролиниями, для подвода к моторам жидкости, а также сливными гидролиниями, для отвода от гидромоторов жидкости. В каждый гидравлический контур групп насосов высокого давления установлен соответственно аксиальный делитель потока. Каждый аксиальный делитель потока имеет дополнительно секции, содержащие пилотные клапаны с электрическим управлением. Между сливными магистральными гидролиниями расположены соответственно гидравлические краны торможения с электрическим управлением. Каждый гидравлический контур привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес содержит предохранительный клапан. К напорным гидролиниям подключены гидроаккумуляторы. В соединенных с гидромоторами механизмах привода колес расположены дисковые стояночные тормоза, замыкаемые пружинами и размыкаемые пневмокамерами. Воздушные полости указанных пневмокамер сообщены с двухпозиционным пневмоклапаном пневматической магистралью для их сообщения поочередно с источником сжатого воздуха и с атмосферой. Достигается повышение проходимости. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения

1. Гидрообъемная трансмиссия для многоприводного транспортного средства, оборудованного стояночными тормозами, включаемыми пружинами и выключаемыми пневмокамерами, содержащая насосную станцию, состоящую из групп регулируемых насосов высокого давления и подпиточного насоса, имеющих привод от теплового двигателя, предохранительные клапаны, фильтры и теплообменный аппарат, реверсивные плунжерные радиальные гидравлические мотор-колеса с регуляторами направления вращения, связанные с регулируемыми насосами высокого давления магистральными гидролиниями для подвода и отвода рабочей жидкости и образующие несколько циркуляционных гидравлических контуров, отличающаяся тем, что в каждый гидравлический контур, содержащий одну группу насосов высокого давления, установлен аксиальный делитель потока, объединяющий дифференциально и гидравлически в отдельный контур несколько гидравлических контуров привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес, каждый аксиальный делитель имеет дополнительно секции, содержащие пилотные клапаны с электрическим управлением, при этом одна секция через пилотный клапан соединяет между собой общие полости для подвода жидкости каждого аксиального делителя в одну сообщающуюся линию, а другая секция соединяет через пилотный клапан перепускными гидролиниями эти же полости со сливными магистральными гидролиниями, в конце которых расположены гидравлические краны торможения с электрическим управлением, каждый гидравлический контур привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес содержит предохранительный клапан, вмонтированный в подающую гидролинию между аксиальным делителем и радиальным мотор-колесом, переливная линия которого соединена с подающей магистральной гидролинией для подвода жидкости к аксиальному делителю, и клапан перепада давлений, расположенный в сливной гидролинии каждого плунжерного радиального мотор-колеса.

2. Гидрообъемная трансмиссия для многоприводного транспортного средства по п. 1, отличающаяся тем, что в каждом гидравлическом контуре привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес подающая и сливная гидролинии соединены между собой через запорный элемент.

Описание

[1]

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к гидравлическим объемным трансмиссиям, и может быть использовано в многоприводных транспортных средствах.

[2]

Известна гидрообъемная трансмиссия транспортной машины [1], содержащая насосную станцию, состоящую из основного и подпиточного насосов, имеющих привод от двигателя машины, гидромоторы, связанные с насосной станцией магистральными гидролиниями, образующими циркуляционный гидравлический контур, и автономный насос с электрическим приводом, полость нагнетания которого соединена с гидравлическим контуром, образованным магистральными гидролиниями, дополнительно снабженная герметичным гидробаком с устройством наполнения его воздушной полости сжатым воздухом из пневматической системы машины, содержащим запорный кран, регулятор давления сжатого воздуха в герметичном гидробаке с предохранительным клапаном и вакуумный клапан с ручным управлением для выпуска сжатого воздуха из герметичного гидробака, двухпозиционным клапаном с ручным управлением для попеременной гидравлической связи полости всасывания автономного насоса, имеющего электрический привод, с герметичным гидробаком и с устройством его заправки рабочей жидкостью, обратным клапаном, расположенным в сливной гидролинии на входе в герметичный гидробак, и запорным клапаном с ручным управлением, расположенным во всасывающей гидролинии на выходе из герметичного гидробака.

[3]

Недостатком [1] является, непосредственное параллельное подключение напрямую гидромоторов одной оси к общим магистральным гидролиниям, что из-за перетечек жидкости между ними делает невозможным блокировку колес одной оси при движении по вязким грунтам и ухудшает проходимость транспортного средства.

[4]

Регулирование момента гидромоторов производится только за счет изменения их рабочего объема, при этом величина момента ограничена максимальным давлением и максимальным объемом плунжерного насоса, что также ухудшает проходимость транспортного средства по вязким грунтам.

[5]

Наиболее близким к заявленному техническому решению, прототипом, является многоконтурная гидрообъемная трансмиссия колесной машины [2], содержащая насосную станцию, состоящую из насосов высокого давления и подпиточных насосов, гидромоторы с регулируемым рабочим объемом для привода колес машины, связанные с насосами высокого давления магистральными гидролиниями, образующими циркуляционные гидравлические контуры, клапаны с принудительным управлением для сообщения гидравлических контуров привода крайних колес машины с гидравлическим контуром привода средних колес, причем в каждом гидравлическом контуре с магистральными гидролиниями соединены перепускные гидролинии, в которых расположены разгрузочные клапаны, у которых полость перед запорным элементом сообщена с одной из магистральных гидролиний, а полость сзади запорного элемента соединена через дроссель с той же магистральной гидролинией и через обратный клапан сообщена со сточной гидролинией, в которой расположен пилотный клапан, управляемый электрическими средствами, соединенными с источником электрического тока электрической цепью, в которой расположен коммутирующий элемент реле, соединенного с электрической цепью управления пневмоклапаном, сообщающим пневмокамеры выключения стояночного тормоза с источником сжатого воздуха, и с которой через диод соединены электрические средства изменения рабочего объема гидромоторов всех гидравлических контуров.

[6]

Недостатками прототипа [2], как и в случае аналога [1], являются параллельное подключение гидромоторов непосредственно к магистральным гидролиниям и возможность регулирования момента гидромоторов только за счет изменения их рабочего объема, что в совокупности ухудшает проходимость транспортного средства по вязким грунтам.

[7]

Осуществление процесса «гидравлического» торможения за счет полнопоточного дросселирования жидкости через предохранительные клапаны, настроенные на открытие при максимальном давлении, ведет к практически мгновенному возрастанию момента торможения до максимума при максимальном рабочем объеме гидромоторов, а при минимальном рабочем объеме гидромоторов невозможно получение больших тормозных моментов, что в совокупности не позволяет осуществлять процесс торможения плавно с разной интенсивностью тормозного момента.

[8]

Возможное нарушение целостности магистральных гидролиний контура привода реверсивных плунжерных радиальных гидравлических мотор-колес вследствие внешнего воздействия полностью выводит из строя гидрообъемную трансмиссию по причине утечки рабочей жидкости, что ограничивает области эксплуатации многоприводного транспортного средства.

[9]

Осуществление аварийной буксировки при отсутствии электрического питания двухпозиционного пилотного клапана, возможно только при нулевой подаче гидромоторов, а это за счет механических потерь приведет к перегреву гидромоторов, снижению их надежности, либо полному выходу из строя.

[10]

Целью заявляемого изобретения является разработка гидрообъемной трансмиссии, повышающая проходимость многоприводного транспортного средства по вязким грунтам, обеспечивающая плавность торможения с различной интенсивностью тормозного момента, защищенная от утечек при нарушении целостности гидравлических контуров привода реверсивных плунжерных радиальных гидравлических мотор-колес и позволяющая осуществлять аварийную буксировку многоприводного транспортного средства, исключая выход из строя гидромоторов по причине их перегрева из-за отсутствия циркуляции жидкости.

[11]

Цели достигают тем, что в гидрообъемной трансмиссии с объемным делителем для многоприводного транспортного средства, оборудованного стояночными тормозами, включаемыми пружинами и выключаемыми пневмокамерами, содержащей насосную станцию, состоящую из групп регулируемых насосов высокого давления и подпиточного насоса, имеющих привод от теплового двигателя, предохранительные клапаны, фильтры и теплообменный аппарат, реверсивные плунжерные радиальные гидравлические мотор-колеса с регуляторами направления вращения, связанные с регулируемыми насосами высокого давления магистральными гидролиниями для подвода и отвода рабочей жидкости и образующие несколько циркуляционных гидравлических контуров, согласно настоящему изобретению, в каждый гидравлический контур, содержащий одну группу насосов высокого давления, установлен аксиальный делитель потока, объединяющий дифференциально и гидравлически в отдельный контур несколько гидравлических контуров привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес, каждый аксиальный делитель имеет дополнительно секции, содержащие пилотные клапаны с электрическим управлением, при этом одна секция, через пилотный клапан соединяет между собой общие полости для подвода жидкости каждого аксиального делителя в одну сообщающуюся линию, а другая секция, соединяет через пилотный клапан перепускными гидролиниями эти же полости со сливными магистральными гидролиниями, в конце которых расположены гидравлические краны торможения с электрическим управлением, каждый гидравлический контур привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес содержит предохранительный клапан, вмонтированный в подающую гидролинию между аксиальным делителем и радиальным мотор-колесом, переливная линия которого соединена с подающей магистральной гидролинией для подвода жидкости к аксиальному делителю, и клапан перепада давлений расположенный в сливной гидролинии каждого плунжерного радиального мотор-колеса.

[12]

Для осуществления аварийной буксировки многоприводного транспортного средства в каждом гидравлическом контуре привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес подающая и сливная гидролинии соединены между собой через запорный элемент.

[13]

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенная гидрообъемная трансмиссия с объемным делителем для многоприводного транспортного средства имеет отличительные признаки, которые отсутствуют в аналогах. В совокупности, перечисленные отличительные существенные признаки позволяют получить новый технический результат: повысить проходимость многоприводного транспортного средства, обеспечить плавность торможения, защитить гидротрансмиссию от утечек при нарушении целостности подводящих и сливных гидролиний реверсивных плунжерных радиальных гидравлических мотор-колес и позволить осуществлять аварийную буксировку без снижения надежности гидромоторов вследствие их перегрева.

[14]

Сущность изобретения поясняется гидравлической принципиальной схемой гидросистемы гидрообъемной трансмиссии (фиг. 1).

[15]

Цифрами на схеме обозначены:

[16]

1 - первая группа регулируемых насосов,

[17]

2 - вторая группа регулируемых насосов,

[18]

3 - подпиточный насос,

[19]

4-6, 52 - предохранительные клапана,

[20]

7 - полнопоточный напорный фильтр,

[21]

8 - напорный фильтр,

[22]

9 - теплообменный аппарат,

[23]

10-17 - реверсивные плунжерные радиальные гидравлические мотор-колеса,

[24]

18 - регулятор направления вращения гидромоторов,

[25]

19-20 - подающие магистральные гидролинии,

[26]

21-24, 33-36 - подающие гидролинии,

[27]

25-28, 37-40 - сливные гидролинии,

[28]

29-32 - сливные магистральные гидролинии,

[29]

41 - всасывающая линия,

[30]

42-43 - аксиальные делители потока,

[31]

44, 45 - пилотные клапаны,

[32]

46 - общая полость для подвода жидкости,

[33]

47 - сообщающаяся гидролиния,

[34]

48, 49 - перепускные гидролинии,

[35]

50, 51 - гидравлические краны торможения,

[36]

53 - переливная гидролиния,

[37]

54-61 - клапаны перепада давления,

[38]

62 - запорный элемент,

[39]

63-64 - гидроаккумуляторы,

[40]

65-72 - дисковые стояночные тормоза,

[41]

73 - пружины,

[42]

74-81 - пневмокамеры,

[43]

82 - двухпозиционный пневмоклапан,

[44]

83 - пневматическая магистраль,

[45]

84 - источник сжатого воздуха.

[46]

Предлагаемая гидрообъемная трансмиссия содержит насосную станцию, состоящую из двух групп 1, 2 аксиально-плунжерных насосов высокого давления с регулируемым рабочим объемом (фигура 1), и подпиточного насоса 3, имеющих совместный привод от теплового двигателя, предохранительных клапанов 4, 5, 6, полнопоточного напорного фильтра 7 и напорного фильтра 8, теплообменного аппарата 9. Реверсивные плунжерные радиальные гидромоторы 10-17 со встроенными регуляторами направления вращения 18 связаны с группами регулируемых насосов высокого давления, подающими магистральными гидролиниями 19, 20 и подающими гидролиниями 21-24 и 33-36 для подвода к моторам жидкости, а так же сливными гидролиниями 25-28 и 37-40 и сливными магистральными гидролиниями 29-32 для отвода от гидромоторов жидкости, при этом все они в совокупности образуют несколько циркуляционных гидравлических контуров. В каждый гидравлический контур групп насосов высокого давления 1, 2 установлен соответственно аксиальный делитель потока 42 и 43, который объединяет дифференциально и гидравлически в отдельные контуры, соответственно подающую магистральную гидролинию 19 с подающими гидролиниями 21-24 и сливными гидролиниями 25-28, а также подающую магистральную гидролинию 20 с подающими гидролиниями 33-36 и сливными гидролиниями 37-40.

[47]

Каждый аксиальный делитель потока 42 и 43 имеет дополнительно секции, содержащие пилотные клапаны 44-45 с электрическим управлением. При этом одна секция через пилотный клапан 44 соединяет между собой общие полости для подвода жидкости 46 каждого аксиального делителя в одну сообщающуюся линию 47, а другая секция соединяет через пилотный клапан 45 перепускными гидролиниями 48, 49 эти же полости со сливными магистральными гидролиниями 29-30. Между сливными магистральными гидролиниями 29, 30 и 31, 32 расположены соответственно гидравлические краны торможения 50, 51 с электрическим управлением. Каждый гидравлический контур привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес содержит предохранительный клапан 52, расположенный между аксиальным делителем и радиальным мотор-колесом, переливная линия которого соединена с подающими магистральными гидролиниями 19, 20, клапан перепада давлений 54-61, расположенный в сливной гидролинии линии каждого плунжерного радиального мотор-колеса, и запорный элемент 62, предназначенный для перепуска жидкости из подающей линии в сливную. К напорным гидролиниям 19, 20 подключены гидроаккумуляторы 63, 64, предназначенные для демпфирования пульсаций давления.

[48]

Подпиточный насос 3 подает жидкость во всасывающую гидролинию 41 насосных групп 1 и 2 для компенсации утечек в гидравлических контурах гидрообъемной трансмиссии и предотвращения кавитации.

[49]

В соединенных с гидромоторами механизмах привода колес расположены дисковые стояночные тормоза 65-72, замыкаемые пружинами 73 и размыкаемые пневмокамерами 74-81 соответственно. Воздушные полости указанных пневмокамер сообщены с двухпозиционным пневмоклапаном 82 пневматической магистралью 83 для их сообщения поочередно с источником 84 сжатого воздуха и с атмосферой.

[50]

Предлагаемая гидрообъемная трансмиссия работает следующим образом.

[51]

В исходном положении при отключенном тепловом двигателе электромагнит пневмоклапана 82 отключен, и пневмокамеры 74-81 сообщены этим пневмоклапаном с атмосферой, вследствие чего стояночные тормоза 65-72 замкнуты пружинами 73, и транспортное средство не движется. Рабочий объем секций аксиальных делителей 42, 43 установлен на максимальном значении. Гидравлические краны торможения 50, 51 находятся в закрытом положении.

[52]

При пуске двигателя гидравлические краны торможения 50, 51, подачей электрического сигнала, переводятся в положение «открыто», а насосные группы 1, 2 в положение "нулевого" рабочего объема.

[53]

После пуска двигателя подпиточный насос 3 нагнетает рабочую жидкость во всасывающую магистраль 41 насосных групп 1, 2, в которых, при этом устанавливается положение регулятора, соответствующее их минимальному рабочему объему и рабочая жидкость с минимальным расходом начинает циркулировать через аксиальные делители 42, 43 по подающим магистральным гидролиниям 19 и 20 соответственно, сообщающей гидролинии 47, перепускным гидролиниям 48, 49 и сливным магистральным гидролиниям 29-32 через предварительно уже открытые гидравлические краны торможения 50, 51, создавая при этом противодавление в сливных гидролиниях 25-28, 37-40. Таким образом, обеспечивается минимальное давление на выходе насосных групп 1, 2 и осуществляется разгрузка двигателя. При этом пока не будет подан управляющий электрический сигнал на клапана 45, рабочая жидкость не будет поступать к гидромоторам 10-17 через аксиальные делители потока 42, 43.

[54]

Перед началом движения машины гидравлические краны торможения 50, 51 и пилотные клапаны 45 переключаются в положение «закрыто», при этом в системе повышается давление до максимального значения. Затем включают электромагнит пневмоклапана 82. При этом пневмоклапан 82 сообщает пневмокамеры 74-81 с источником сжатого воздуха 84, то есть с пневматической системой транспортного средства, в результате чего происходит размыкание пневмокамерами стояночных тормозов 65-72. Параллельно с размыканием пневмокамер стояночных тормозов 65-72, управляющий электрический сигнал переводит гидравлические краны торможения 50, 51 в позицию «открыто», обеспечивая, тем самым, циркуляцию жидкости через гидравлические мотор-колеса 10-17, сливные магистрали 29-32, полнопоточный напорный фильтр 7, теплообменный аппарат 9, всасывающую магистраль 41 насосных групп 1, 2.

[55]

После начала движения транспортного средства насосные группы 1, 2 подают жидкость под высоким давлением по подающим магистральным гидролиниям 19, 20 к аксиальным делителям 42, 43, которые, в свою очередь, направляют жидкость по подающим гидролиниям 21-24 и 33-36 к гидравлическим мотор-колесам, обеспечивающим привод колес транспортного средства. Управление направлением вращения гидромоторов обеспечивается переключением позиций распределителя 18. При прямолинейном движении изменение скорости вращения гидромоторов осуществляется путем регулирования рабочего объема насосных групп 1, 2, а при маневрировании - рабочих объемов аксиальных делителей 42, 43.

[56]

При движении транспортного средства по дорогам с твердым покрытием на каждое мотор-колесо приходится одинаковая нагрузка, аксиальные делители 42, 43 пропорционально разделяют потоки жидкости, поступающей по подающим гидролиниям 21-24 и 33-36 к гидравлическим мотор-колесам 10-17.

[57]

При движении транспортного средства по вязким грунтам пилотные клапаны 44 закрыты, а аксиальные делители 42, 43 независимо осуществляют блокировку привода гидравлических мотор-колес 10-13 и 14-17 соответственно, таким образом, что при изменении нагрузки на одном или нескольких мотор-колесах, суммарный крутящий момент распределяется на оставшиеся мотор-колеса.

[58]

Для буксировки транспортного средства с выключенным двигателем открывается запорный элемент 62, сообщая между собой магистрали высокого и низкого давления. Это обеспечивает возможность свободной циркуляции жидкости через гидромоторы 10-17 с малым перепадом давления на их входе и выходе.

[59]

При остановках машины для удержания ее на месте приводят в действие стояночные тормоза 65-72, прекращая поступление электрического тока к пневмоклапану 82. Тогда пневмоклапан 82 разобщает пневмокамеры 74-81 с источником сжатого воздуха 84 и сообщает их с атмосферой по пневматической магистрали 83. Происходит замыкание стояночных тормозов посредством пружин 73, расположенных в каждой пневмокамере.

[60]

Главной особенностью предлагаемой гидрообъемной трансмиссии является то, что в каждый гидравлический контур, содержащий одну группу насосов высокого давления, установлен аксиальный делитель потока 42, 43, объединяющий дифференциально и гидравлически в отдельный контур несколько гидравлических контуров привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес 10-17, каждый аксиальный делитель имеет дополнительно секции, содержащие пилотные клапаны 44, 45 с электрическим управлением, при этом одна секция, через пилотный клапан 44 соединяет между собой общие полости для подвода жидкости 46 каждого аксиального делителя в одну сообщающуюся линию 47, что при закрытом положении пилотных клапанов 44 и перераспределении аксиальными делителями приводной мощности между реверсивными плунжерными радиальными мотор-колесами, позволяет повысить проходимости многоприводного транспортного средства по вязким грунтам. В конце сливных магистральных гидролиний 29-30 расположены гидравлические краны торможения 50, 51 с электрическим управлением, обеспечивающие плавность и интенсивность торможения транспортного средства, за счет регулируемого дросселирования потока жидкости. Клапан перепада давлений 54-61, расположенный в сливной гидролинии каждого плунжерного радиального мотор-колеса, обеспечивает защиту гидрообъемной трансмиссии от утечек при нарушении целостности гидравлических контуров привода реверсивных плунжерных радиальных гидравлических мотор-колес. В каждом гидравлическом контуре привода реверсивных плунжерных радиальных мотор-колес подающая и сливная гидролинии соединены между собой через запорный элемент 62, что позволяет жидкости циркулировать через гидромотор, исключая выход его из строя по причине перегрева при аварийной буксировке многоприводного транспортного средства.

[61]

Таким образом, полностью решена техническая задача по разработке гидрообъемной трансмиссии, повышающей проходимость многоприводного транспортного средства по вязким грунтам, обеспечивающей плавность торможения с различной интенсивностью тормозного момента, защищенной от утечек при нарушении целостности гидравлических контуров привода реверсивных плунжерных радиальных гидравлических мотор-колес и позволяющей осуществлять аварийную буксировку многоприводного транспортного средства, исключая выход из строя гидромоторов по причине их перегрева из-за отсутствия циркуляции жидкости.

[62]

Предложенная гидрообъемная трансмиссия с объемным делителем для многоприводного транспортного средства соответствует условию промышленной применимости и может быть изготовлена на стандартном оборудовании с применением освоенных ранее технологий.

[63]

Использованные источники

[64]

1. Патент РФ №2256564, МПК В60K 17/10. Приоритет от 25.12.2003. Опубликовано 20.07.2005. Описание патента.

[65]

2. Патент РФ №2309056, МПК В60K 17/356. Приоритет от 06.03.2006. Опубликовано 27.10.2007. Описание патента.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты