патент
№ RU 2648200
МПК G10D7/12

Музыкальный инструмент хомус с механизмом изменения тональности

Авторы:
Прокопьев Николай Ефимович
Номер заявки
2017117260
Дата подачи заявки
18.05.2017
Опубликовано
22.03.2018
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
2
Реферат

Предложен музыкальный инструмент хомус с механизмом изменения тональности, который содержит корпус из удлиненного кольцеобразного основания 1, переходящего в щечки 2, между которыми расположен язычок 4. Узел крепления язычка 4 к корпусу выполнен в виде бороздки 5 в верхней части основания 1, закрепляемого съемными накладками 6 по обе стороны корпуса посредством разъемного соединения 7. Узел дополнительно содержит механизм регулирования тональности звучания, выполненный с возможностью перемещения вдоль продольной оси инструмента по пластине язычка 4 и внутренней поверхности 9, образованной в основании 1 корпуса. Корпус подвижного механизма имеет наружные боковые продольные направляющие бороздки 13 и внутренний сквозной канал 20 для прохода язычка, также корпус включает внутренний цилиндрический прижим-фиксатор 14 язычка 4, содержащий с внешней стороны рычаг регулировки 15 с ручкой-кнопкой 16 и возвратное устройство рычага с упругим элементом 17, упором-ограничителем поворота 18, а с внутренней стороны - фигурный канал 12 для прохода пластинки язычка 4, сопоставляемый с внутренним каналом 20 в корпусе подвижного механизма. Внутри фигурного канала 12 выполнена поверхность с поперечным углом, образованным двумя пересекающимися плоскостями 19, которая при повороте прижима-фиксатора 14 плотно прилегает одной стороной к пластине язычка 4, на тыльной стороне 11 механизма закреплено возвратное устройство 21 фиксатора, включающее упругий элемент на продольном направляющем, установленном другим концом на тыльной стороне накладки 6 основания 1 корпуса. 5 ил.

Формула изобретения

Музыкальный инструмент хомус с механизмом изменения тональности, состоящий из удлиненного кольцеобразного основания, переходящего в щечки, между которыми расположен язычок, отличающийся тем, что язычок закреплен к корпусу в бороздке в верхней части основания съемными накладками, размещаемыми по обе стороны корпуса инструмента посредством разъемного соединения, и дополнительно содержит механизм регулирования тональности звучания, выполненный с возможностью перемещения вдоль продольной оси инструмента по пластине язычка и внутренней поверхности, образованной в основании корпуса, для этого корпус подвижного механизма имеет наружные боковые продольные бороздки, служащие направляющими, и внутренний сквозной канал для прохода язычка, включает внутренний цилиндрический прижим-фиксатор язычка, содержащий с внешней стороны рычаг регулировки с ручкой-кнопкой и возвратное устройство рычага с упругим элементом и упором-ограничителем поворота, а с внутренней стороны - фигурный канал для прохода пластинки язычка, сопоставляемый с каналом в корпусе подвижного механизма, причем внутри фигурного канала выполнена поверхность с поперечным углом, образованным двумя пересекающимися плоскостями, которая при повороте прижима-фиксатора плотно прилегает одной стороной к пластине язычка, при этом на тыльной стороне механизма закреплено возвратное устройство фиксатора, включающее упругий элемент на продольном направляющем, установленном другим концом на тыльной стороне накладки основания корпуса.

Описание

[1]

Изобретение относится к изготовлению музыкальных инструментов, в частности конструированию национального якутского музыкального инструмента - хомус.

[2]

Якутский хомус является разновидностью варгана, получившего широкое распространение с древнейших времен до сегодняшнего дня. Известны два основных вида варгана – пластинчатый и дугообразный, изготовленные из различного материала (камыша, кости, дерева и железа). Хомус состоит из корпуса в виде подковообразного (кольцеобразного) железного ободка с удлиненными щечками. К подкове прикреплена стальная пластинка (язычок) в виде ножки с загнутым тонким концом. Играют на нем, прижимая слегка щечки к зубам и посредством нанесения небольших ударов по язычку пальцем руки. Регулируют звуки губами и языком, гортанью и дыханием (вдох и выдох), изменяя объем полости рта языком (см. http://rus.ilkhomus.com/?p=293).

[3]

Известно, что содержание музыки представляет собой совокупность множества впечатлений, мыслей и чувств, выраженных с помощью звуков (см. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М.: Изд-во «Музыка». 2007). При этом согласно теории музыки, эти звуки могут восприниматься человеком как музыка, только если они подчиняются определенным закономерностям соотношений своих выразительных средств. Они регламентируются правилами, которые сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.

[4]

Практически все распространенные инструменты состоят из двух основных частей: возбудителя акустических колебаний (например, язычок хомуса), фиксированного или изменяющего ступенчато свои параметры и, как правило, одного резонатора с постоянными акустическими параметрами. Таким образом, язычок имеет свою определённую ноту, и данный тип считают классическим типом музыкальных инструментов (см. https://www.oberton.pro).

[5]

Резонатором в хомусе является его корпус, а язычок (язычки) - генератором первичного звука и одновременно инструментом управления процессом звукоизвлечения из него. Изменяя частоту и амплитуду колебания язычка, пользователь заставляет возбуждаться в резонаторе инструмента стоячие волны соответствующей тональности и интенсивности, а также их обертонов. Принципиальное отличие музыкального инструмента хомус от классических типов инструментов заключается в том, что на этом инструменте процесс звукоизвлечения управляется изменением акустических свойств резонатора, а акустические параметры возбудителя изначального звука – язычка остаются неизменными.

[6]

Из якутских хомусов известны инструменты, отличающиеся конструкцией корпуса и язычка, выдающие различные качества звучания и музыкальные свойства, характерные для конкретной ноты.

[7]

Например, известен музыкальный инструмент хомус (см. SU №234849, МПК G10D, опубл. 10.01.1969), состоящий из кольцеобразного основания с ромбовидной шейкой и язычка, при этом для повышения исполнительских возможностей дополнительно содержит полукольцо с ушками и опорную пластину для удобства удерживания инструмента.

[8]

Хомус известного технического решения имеет ограниченный диапазон звучания. Кроме того, некоторая сложность конструкции не способствует надежности устройства при использовании.

[9]

Известны устройства хомуса (см. SU №1571649, МПК G10D 7/12, опубл. 05.04.1988; RU №160750, МПК G10D 17/00, опубл. 27.03.2016), характеризующиеся способами крепления язычка к корпусу и конструкцией самого корпуса инструмента.

[10]

Недостатками известных устройств также являются ограниченный диапазон звучания и сложность изготовления инструмента, обусловленная, главным образом, трудностью регулировки и подгона рабочего зазора между щечками и язычком хомуса при его установке.

[11]

При этом известны «нотированные хомусы» для получения звучания разной октавы, представленные в виде набора инструментов разной тональности, содержащие, в среднем, от 9 до 12 хомусов (см. www.ilkhomus.com, сайт «Музея и Центра хомуса народов мира» в г. Якутске), что не всегда удобно для пользователя. Кроме того, подобные наборы инструментов характерны высокой стоимостью и, зачастую, требуют особых навыков игры от музыканта.

[12]

Известен музыкальный хомус (см. RU №2100847, МПК G10D 17/00, опубл. 27.12.1997), в котором с целью регулирования зазора между щечками от кольцеобразного основания и язычком для получения различных режимов звучания крепление язычка к корпусу выполнено посредством регулировочного болта. При регулировании болтом осуществляется незначительное перемещение язычка вдоль продольной оси инструмента, что может способствовать некоторому изменению тональности звучания хомуса.

[13]

Однако, известный инструмент характеризуется минимальным изменением диапазона тональности. Кроме того, при изготовлении хомуса необходимо достигать согласованности работы симметричных частей, только при соблюдении которой возможно достижение улучшенных музыкальных качеств данного инструмента.

[14]

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание музыкального инструмента хомуса несложной конструкции с возможностью изменения тональности звучания в широком диапазоне.

[15]

Технический эффект, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в конструкции музыкального инструмента хомуса, удобного в использовании и способствующего повышению исполнительских возможностей за счет многотональности звучания.

[16]

Для решения поставленной задачи музыкальный инструмент хомус с механизмом изменения тональности, корпус которого состоит из удлиненного кольцеобразного основания, переходящего в щечки, между которыми расположен язычок, причем для удобства удерживания инструмента основание снаружи содержит ручку в виде фигурного полукольца, отличается тем, что узел крепления язычка к корпусу выполнен в виде бороздка в верхней части основания, закрепляемого съемными накладками по обе стороны корпуса посредством разъемного соединения, и дополнительно содержит механизм регулирования тональности звучания, выполненный с возможностью перемещения вдоль продольной оси инструмента по пластине язычка и внутренней поверхности, образованной в основании корпуса, для этого корпус подвижного механизма имеет наружные боковые продольные бороздки, служащие направляющими, и внутренний сквозной канал для прохода язычка, включает внутренний цилиндрический прижим-фиксатор язычка, содержащий с внешней стороны рычаг регулировки с ручкой-кнопкой и возвратное устройство рычага с упругим элементом и упором-ограничителем поворота, а с внутренней стороны - фигурный канал для прохода пластинки язычка, сопоставляемый с внутренним каналом в корпусе подвижного механизма, причем внутри фигурного канала выполнена поверхность с поперечным углом, образованным двумя пересекающимися плоскостями, которая при повороте прижима-фиксатора плотно прилегает одной стороной к пластине язычка, при этом на тыльной стороне механизма закреплено возвратное устройство фиксатора, включающее упругий элемент на продольном направляющем, установленном другим концом на тыльной стороне накладки основания корпуса.

[17]

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками аналога свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию «новизна».

[18]

Совокупность признаков изобретения обеспечивает решение заявленной технической задачи, а именно создание надежного и удобного инструмента несложной конструкции, позволяющего регулировать тональность в широком диапазоне звучания.

[19]

Заявленное устройство иллюстрируется чертежами, где на фигуре 1 схематично показан общий вид инструмента, фигуре 2 – общий вид инструмента сбоку с разрезом, фигуре 3 – схема крепления язычка в основании корпуса, фигуре 4 – вид поперечного разреза по механизму регулирования тональности, фигуре 5 – принцип работы прижима-фиксатора язычка: а – в нейтральном, б – рабочем положениях рычага фиксатора.

[20]

Музыкальный инструмент хомус с механизмом изменения тональности (см. фиг. 1, 2) содержит кольцеобразное основание 1 корпуса удлиненной формы, переходящее в щечки 2. Для удобства удерживания инструмента основание 1 может содержать снаружи ручку в виде фигурного полукольца 3.

[21]

В верхней части основания 1 выбран бороздок 5, в котором размещается язычок 4 для крепления к корпусу инструмента съемными накладками 6 по обе стороны корпуса посредством разъемного соединения 7, например при помощи винтов (см. фиг. 3). Накладки 6 изготавливаются, преимущественно, из металла. При этом для уплотнения соединения и обеспечения неподвижности, надежности крепления дополнительно используется прокладка 8 из мягкого металла (медь, алюминий и др.), устанавливаемая, например, на клею. Подобное соединение способствует технологичности при изготовлении, регулировке и ремонте инструмента либо при необходимости замены на язычок с другими параметрами.

[22]

Многотональность звучания хомуса заявленного устройства обеспечивается за счет изменения длины подвижной части язычка 4. Для этого в инструменте предусмотрен механизм регулирования тональности с прижимом-фиксатором 14, выполненный с возможностью перемещения вдоль продольной оси хомуса по пластине язычка 4 и внутренней поверхности 9, образованной в удлиненном основании 1 корпуса (см. фиг. 1, 2).

[23]

Корпус механизма регулирования тональности состоит из лицевого 10 и тыльного 11 полукорпусов, изготовленных, например, из металла. В собранном виде корпус механизма содержит внутреннюю цилиндрическую полость для свободного размещения прижима-фиксатора 14 и внутренний сквозной канал 20 для прохода язычка 4, наружные боковые продольные бороздки 13, служащие направляющими при перемещении механизма по внутренней поверхности 9 основания 1 корпуса (см. фиг. 4). Ширина канала 20 должна соответствовать ширине пластинки язычка 4, а ширина продольных бороздок 13 – толщине пластины корпуса инструмента таким образом, чтобы обеспечить точное и плотное прилегание деталей друг к другу, но и четкое и свободное движение механизма регулирования тональности по направляющим. При сборке корпуса крепление деталей осуществляется на разъемном соединении, например на винтах 22.

[24]

Прижим-фиксатор 14 имеет цилиндрическую форму, при этом с одной стороны (обращаемой при установке в сторону пластины язычка 4) посередине выбран сквозной фигурный канал 12, сопоставляемый при установке на пластину язычка 4 с внутренним каналом 20 в корпусе подвижного механизма. Со стороны поверхности цилиндрического прижима 14, обращенной наружу инструмента, установлены рычаг регулировки 15 с ручкой-кнопкой 16 и устройство с упругим элементом 17 и упором-ограничителем 18 для возврата рычага 15 в нейтральное положение. При этом для удобства пользования ручка-кнопка 16 может быть выполнена эргономичной формы, причем перемещение механизма регулирования тональности на необходимое положение в корпусе инструмента осуществляется при расклинивании фиксатора 14 в режиме нейтрального положения рычага 15 (см. фиг. 5а).

[25]

Внутренняя поверхность фигурного канала 12 в цилиндре прижима-фиксатора 14 выполнена с поперечным углом, обращенным в сторону пластины язычка 4 и образованным двумя пересекающимися плоскостями 19. При нейтральном положении рычага 15 прижим-фиксатор 14 контактирует с пластиной язычка 4 только через поперечный угол от плоскостей 19 и подвижный механизм легко перемещается по направляющим – пластине язычка 4 и внутренней поверхности 9 корпуса инструмента (см. фиг. 5а). При нажатии пальцем на рычаг 15 через ручку-кнопку 16 (рабочее положение рычага) цилиндр прижима-фиксатора 14 проворачивается вокруг своей оси до упора на ограничителе 18 (см. фиг. 5б). В рабочем положении рычага 15 происходит надавливание язычка 4 плоскостью поперечного угла в цилиндре прижима-фиксатора 14. При этом язычок 4 фиксируется в заданном уровне относительно корпуса хомуса. Расклинивание и переход рычага 15 в нейтральное положение осуществляется посредством возвратного устройства 17.

[26]

Величина угла фиксатора между плоскостями 19 подбирается таким образом, чтобы обеспечить оптимальный угол перемещения рычага 15 относительно корпуса инструмента и плотное прилегание плоскости к пластине язычка 4 при рабочем положении прижима-фиксатора 14. Автором установлено, что оптимальный угол составляет в пределах 170-175 градусов, которое формируется в процессе наладки инструмента.

[27]

На тыльной стороне 11 корпуса механизма регулирования тональности закреплено возвратное устройство 21 фиксатора на продольном направляющем с упругим элементом, установленном другим концом на тыльной стороне накладки 6 основания 1 корпуса. Таким образом, возврат механизма в исходное положение на корпусе инструмента осуществляется посредством упругого элемента устройства 21, например пружины, при нейтральном положении рычага 15 (см. фиг. 2).

[28]

Работа заявленного музыкального инструмента хомуса с устройством изменения тональности заключается в следующем.

[29]

Как правило, музыкантом хомус обхватывается за основание 1 корпуса большим и указательным пальцами левой руки, при этом средний палец ложится на ручку-кнопку 16 рычага 15 и им можно осуществить движение прижима-фиксатора 14 вдоль продольной оси инструмента по язычку 4 (рычаг 15 в нейтральном положении). Обратный ход фиксатора 14 выполняется при помощи возвратного устройства 21. По достижении определенного места на нужной длине язычка 4 пользователь нажимает с некоторым усилием на ручку-кнопку 16, при этом рычаг 15 переходит в рабочее положение, и механизм регулирования тональности останавливается в результате надавливания плоскостью поперечного угла в цилиндрическом прижиме 14 на язычок 4, который фиксируется на заданном уровне относительно корпуса хомуса. Далее играют на инструменте, прижимая слегка щечки 2 к зубам, и посредством нанесения небольших ударов по язычку 4 пальцем руки. Регулируют звуки губами и языком, гортанью и дыханием (вдох и выдох), изменяя объем полости рта языком, а также передвигая механизм регулирования тональности по направляющим инструмента.

[30]

В зависимости от мастерства музыканта заявленное решение может обеспечить работу музыкального инструмента хомуса в большом диапазоне звучания. Относительно длинный ход фиксатора по длине язычка позволяет регулировать тональность звучания в широких пределах и получать новые мелодии при помощи одного инструмента.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты