патент
№ RU 2577339
МПК E04B1/58

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ СИСТЕМЫ МАРХИ

Авторы:
Файбишенко Вячеслав Константинович
Номер заявки
2015106874/03
Дата подачи заявки
02.03.2015
Опубликовано
20.03.2016
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
6
Реферат

Изобретение относится к области строительства, в частности к пространственным каркасам зданий и сооружений, и может быть использовано в покрытиях в виде решетчатых плит, складок, оболочек. Пространственный каркас включает узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического или полусферического узлового элемента с резьбовыми отверстиями, к которым присоединены стержни каркаса. По концам стержней имеются наконечники, включающие соединительный элемент с отверстием, прикрепленный к торцу стержня, через которое пропущен болт, на который надета втулка. Для контакта на наружной поверхности болта имеется продольная лыска, а на внутренней поверхности втулки выступ. Путем вращения втулки и наличия контакта выступа с лыской создается вращательно-поступательное движение болта в сторону узлового элемента. Технический результат изобретения заключается в повышении несущей способности, в снижении металлоемкости каркаса. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.

Формула изобретения

1. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического узлового элемента с резьбовыми отверстиями, к которым присоединены стержни каркаса, по концам которых посредством сварки присоединен соединительный элемент с отверстием, через которое пропущен болт, соединенный крепежным устройством с втулкой, отличающийся тем, что на боковой поверхности болта выполнена по меньшей мере одна лыска глубиной, не превышающей высоту резьбы, а втулка имеет выступ на внутренней поверхности, который входит в зацепление с поверхностью лыски.

2. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что лыски на наружной поверхности болта и выступы на внутренней поверхности втулки выполнены с двух противоположных сторон.

3. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что узловой элемент выполнен в виде полусферического многогранника.

4. Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ по п. 1, отличающийся тем, что стержневые элементы выполнены из стальных прямоугольных труб, или двутавровых профилей, или из деревянных брусьев прямоугольного сечения.

Описание

[1]

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в пространственных каркасах зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения, в том числе в покрытиях в виде решетчатых плит, складок, цилиндрических сводов и оболочек, гипаров и сетчатых куполов.

[2]

Из уровня техники известны пространственные каркасы зданий и сооружений системы МАРХИ (см. Рекомендации по проектированию структурных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, М., Стройиздат, 1984 г, стр. 41), в основе которых лежит известное узловое соединение стержней пространственного каркаса (см. Авторское свидетельство СССР №443151, МПК E04B 1/58), осуществляемое посредством узлового элемента, имеющего отверстия с резьбой, в каждом из которых размещен болт, соединенный крепежной деталью со втулкой, другой конец которого прикреплен к стержню посредством соединительного элемента.

[3]

При этом соединение стержня и узлового элемента осуществляется созданием вращательно-поступательного движения болта из стержневого элемента в узловой элемент посредством вращения втулки, которая передает усилие на болт с помощью штифта, пропущенного через сквозное отверстие в болте и сквозную прорезь во втулке.

[4]

Недостатками данного узлового соединения стержней пространственного каркаса являются:

[5]

- пониженная несущая способность высокопрочного болта на растяжение из-за наличия круглого сквозного отверстия под штифт, в результате которого в расчетном сечении болта, проходящем по оси отверстия, возникают концентраторы напряжения, снижающие несущую способность болта на 25-30%. Эффект снижения несущей способности болта от воздействия данного фактора возрастает в случае применения малых диаметров болта, т.к. величина отверстия под штифт остается постоянной;

[6]

- пониженная несущая способность втулки на сжатие в результате ослабления поперечного сечения втулки прорезями под штифт;

[7]

- повышенная трудоемкость изготовления высокопрочного болта и втулки, требующих применения высокоточного специального оборудования;

[8]

- ослабление расчетных сечений высокопрочного болта и втулки приводит к дополнительному расходу металла, а наличие концентратора напряжений в болте повышает опасность хрупкого разрушения.

[9]

Задача заявленного изобретения заключается в устранении недостатков, выявленных при анализе наиболее близкого аналога.

[10]

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении несущей способности высокопрочного болта и втулки, а следовательно, и соединения в целом, повышении надежности соединения от хрупкого разрушения, в снижении металлоемкости соединения и снижении трудоемкости и стоимости изготовления деталей наконечника стержня - болта и втулки.

[11]

Косвенным достоинством заявленного изобретения является повышение эстетических свойств узлового соединения.

[12]

Достижение технического результата обеспечивается ликвидацией сквозного отверстия под штифт в высокопрочном болте и устройстве на боковой поверхности тела болта продольной лыски, глубина которой не превышает высоту резьбы, а следовательно, сохраняет равное по величине сечение болта в зоне резьбы и в зоне лыски, а также ликвидацией прорезей во втулке, и устройством пуклевки на боковой поверхности втулки, обеспечивающей на внутренней поверхности выступ, входящей в зацепление с лыской. При вращении втулки осуществляется вращательно-поступательное движение болта из стержневого элемента в узловой до плотного обжатия втулки между сопряженными поверхностями узлового элемента и торцевого вкладыша стержня.

[13]

Технологические операции по устройству лыски на болте и пуклевки на втулке значительно снижают трудоемкость и стоимость изготовления этих деталей по сравнению с трудоемкостью и стоимостью устройства отверстия в болте и прорези во втулке, при этом дополнительный эффект возникает при ликвидации в предлагаемом изобретении штифта.

[14]

Отсутствие штифта и прорезов во втулке повышает эстетические свойств соединения.

[15]

Согласно заявленному изобретению лыски на болте и соответствующие им выступы на втулке устраиваются с двух противоположных сторон.

[16]

Согласно заявленному изобретению узловой элемент выполнен в виде полусферического многогранника.

[17]

Согласно заявленному изобретению стержневые элементы выполнены из стальных прямоугольных труб, или двутавровых профилей, или из деревянных брусьев прямоугольного сечения.

[18]

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено следующее.

[19]

На фиг. 1 - общий вид узлового соединения стержней пространственного каркаса зданий и сооружений системы МАРХИ с трубчатыми стержнями и сферическим многогранником.

[20]

На фиг. 2 - наконечник трубчатого стержня с односторонней лыской на болте и односторонним выступом и пуклевкой на втулке.

[21]

На фиг. 3 - поперечный разрез А-А на фиг. 2.

[22]

На фиг. 4 - наконечник трубчатого стержня с двухсторонней лыской на болте и двухсторонним выступом и пуклевкой на втулке.

[23]

На фиг. 5 - поперечный разрез Б-Б на фиг. 4.

[24]

На фиг. 6 - общий вид универсального узлового соединения с сферическим многогранным узловым элементом для реализации двух и более многоярусных пространственных каркасов.

[25]

На фиг. 7 - общий вид узлового соединения с полусферическим многогранным узловым элементом для реализации одноярусных 2-поясных пространственных каркасов.

[26]

На фиг. 8 - стержневой элемент каркаса, выполненный из прямоугольных стальных труб 13.

[27]

На фиг. 9 - сечение B-В на фиг. 8.

[28]

На фиг. 10 - стержневой элемент каркаса, выполненный из двутавровых стальных профилей 14 с вырезками по торцам 15 и ребрами усиления 16.

[29]

На фиг. 11 - сечение Г-Г на фиг. 10.

[30]

На фиг. 12 - стержневой элемент каркаса, выполненный с применением деревянного бруса прямоугольного сечения 17 с торцевыми накладками в виде П-образных пластин с шипами 18.

[31]

На фиг. 13 - разрез Д-Д на фиг. 12.

[32]

На фиг. 14 - изометрический вид двухъярусного пространственного каркаса на основе октаэдра и тетраэдра.

[33]

На фиг. 15 - изометрический вид одноярусного 2-поясного пространственного каркаса на основе полуоктаэдра и тетраэдра.

[34]

На фиг. 16 - 2-поясной пространственный каркас с полной ортогональной структурой решетки.

[35]

На фиг. 17 - 2-поясной пространственный каркас с разреженной ортогональной структурой решетки.

[36]

На фиг. 18 - 2-поясной пространственный каркас с полной ортогональной структурой решетки, ориентированной в диагональном направлении квадратного плана.

[37]

На фиг. 19 - 2-поясной пространственный каркас с разреженной ортогональной структурой решетки, ориентированной в диагональном направлении квадратного плана.

[38]

На фиг. 20 - изометрический вид узлового соединения системы МАРХИ с сферическим многогранным узловым элементом.

[39]

На фиг. 21 - изометрический вид соединения системы МАРХИ с полусферическим многогранным узловым элементом.

[40]

Пространственный каркас зданий и сооружений, включающий узловое соединение стержней системы МАРХИ, осуществляемое посредством многогранного сферического узлового элемента 1 с резьбовыми отверстиями 2, к которым присоединены стержни каркаса 3, по торцам которых посредством сварки 4 присоединен соединительный элемент 5 с отверстием 6, через которое пропущен болт 7, снабженный продольной лыской 8, в зацепление с которой входит выступ 9 на внутренней поверхности втулки 10, образованный пуклевкой 11.

[41]

Работа узлового соединения стержней каркаса системы МАРХИ.

[42]

Соединение стержня 3 с узловым элементом 1 осуществляется вращением втулки 10, которая, упираясь выступом 9 в поверхность лыски 8, сообщает болту вращательно-поступательное движение, ввинчивая болт 7 в резьбовое отверстие 2 узлового элемента 1.

[43]

После того как втулка 10 будет плотно зажата между поверхностью соединительного элемента 5 и поверхностью узлового элемента 1, соединение получает необходимую прочность.

[44]

При этом усилия растяжения, возникающие под нагрузкой в стержнях каркаса 3, передаются болтом 7 и сваркой 4, а усилия сжатия - втулкой 10 через контактные площадки смятия узлового элемента 1 и соединительного элемента 5.

[45]

Прочность соединения обеспечивается созданием предварительного напряжения болта 7, величина которого контролируется величиной крутящего момента тарировочного ключа равного 15-30 кгм, достигаемого вращением втулки 10.

[46]

Эффективность предлагаемого изобретения.

[47]

Лабораторные испытания узлового соединения стержней пространственного каркаса системы МАРХИ с болтами диаметром М22 мм, изготовленными из стали 40Х«селект» с термоупрочнением до HRC 30-32 по классу прочности 10.9., выполненные по конструкции предполагаемого изобретения и по конструкции аналога (Авторское свидетельство №443151), проведенные в лаборатории испытания конструкций Московского архитектурного института, показали, что несущая способность болта по предполагаемому изобретению составила 330-335 кН, тогда как по известному авторскому свидетельству 245-255 кН.

[48]

Испытания показали, что высокопрочный болт в соединении стержней системы МАРХИ по предполагаемому изобретению обладает несущей способностью в 1,3 раза выше, чем в известном решении, а несущая способность втулки увеличена в 1,1 раза.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты