патент
№ RU 2492088
МПК B61K9/08

СПОСОБ КОНТРОЛЯ УГОНА РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Авторы:
Этинген Илья Зусевич Дымкин Григорий Яковлевич Шелухин Алексей Андреевич
Все (4)
Номер заявки
2011136797/11
Дата подачи заявки
05.09.2011
Опубликовано
10.09.2013
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Реферат

Изобретение относится к области контроля состояния железнодорожного полотна, в частности к способам для измерения и контроля перемещения участков рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути. Способ измерения угона рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути основан на определении положения «меток» на плети относительно неподвижных объектов (маячных шпал). В качестве «меток» используют сварные стыки. Определение взаимного положения выбранного сварного стыка относительно выбранной маячной шпалы осуществляют по данным магнитного канала контроля вагона-дефектоскопа, так как сигналы от объектов типа «шпальная подкладка» и «сварной стык» могут быть однозначно идентифицированы на дефектограмме, а также может быть однозначно определено их пространственное положение относительно друг друга при помощи данных, получаемых с датчика пути (измерителя координаты) вагона - дефектоскопа. Величину значения угона плети определяют путем сравнения текущих данных проезда вагона с данными, полученными ранее. В результате достигается невизульный контроль смещения рельсовых плетей относительно маячных шпал. 1 ил.

Формула изобретения

Способ измерения угона рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути, основанный на определении положения «меток» на плети относительно неподвижных объектов (маячных шпал), отличающийся тем, что в качестве «меток» используют сварные стыки, а определение взаимного положения выбранного сварного стыка относительно выбранной маячной шпалы осуществляют по данным магнитного канала контроля вагона-дефектоскопа, так как сигналы от объектов типа «шпальная подкладка» и «сварной стык» могут быть однозначно идентифицированы на дефектограмме, а также может быть однозначно определено их пространственное положение друг относительно друга при помощи данных, получаемых с датчика пути (измерителя координаты) вагона - дефектоскопа, величину значения угона плети определяют путем сравнения текущих данных проезда вагона с данными, полученными ранее.

Описание

[1]

Изобретение относится к области контроля состояния железнодорожного пути, в частности к способам для измерения и контроля перемещения участков рельсовых плетей железнодорожного пути, и может быть использовано для определения наличия смещения участков рельсовых плетей относительно неподвижных объектов (маячных шпал). В настоящее время на большой протяженности главных путей российских железных дорог используется бесстыковой путь, где рельсы соединены друг с другом в длинные плети при помощи сварки. Одним из наиболее острых вопросов для бесстыкового пути является его содержание и эксплуатация в период значительных изменений температуры воздуха, которые приводят к росту продольных напряжений в рельсах (растягивающих зимой и сжимающих летом), что при нарушении технологии производства путевых работ и содержания пути приводит к разрыву рельсовой плети или к выбросу пути.

[2]

Известен способ контроля угона рельсовых плетей по меткам, нанесенным масляной краской на перо подошвы рельса и на подкладку на маячной (неподвижной) шпале (раздел 4.2 Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути ТУ-2000, утверждены Заместителем Министра путей сообщения РФ В.Т. Семеновым 31.03.2000).

[3]

Недостатком этого способа является необходимость проведения визуального контроля смещения меток непосредственно человеком или автоматизированной системой, реализующей данный способ контроля (например, патент РФ №2174082, B61K 9/08). Визуальный контроль, выполняемый человеком, имеет очень низкую производительность и может выполняться только в светлое время суток и только при отсутствии снежного покрова. Известные автоматизированные системы, реализующие визуальный метод контроля, также имеют ряд недостатков, например, ложные срабатывания и невозможность выполнения контроля при наличии снежного покрова или в случае значительного загрязнения специальных меток.

[4]

Известен способ контроля угона рельсов по взаимному положению болтового стыка и клеммно-болтового соединения (описание изобретения к авторскому свидетельству №1786220 A1, E01B 35/00). Однако недостатком данного способа является привязка к болтовым соединениям, что, в случае использования бесстыкового пути, не имеет смысла из-за невозможности определения угона пути в средней части плети. К тому же концы плети могут быть «дышащими», и их продольные перемещения при изменении температуры являются нормой.

[5]

Техническим результатом, на достижение которого направлен заявляемый способ, является использование невизуального метода контроля смещения рельсовых плетей относительно маячных шпал, лишенного перечисленных выше недостатков.

[6]

Указанный технический результат достигается тем, что для контроля смещения рельсовых плетей относительно маячных шпал используют данные магнитного канала контроля вагона - дефектоскопа (например, Лысюк B.C., Бугаенко В.М. Повреждения рельсов и их диагностика. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2006). Известно, что магнитный канал контроля рельсов фиксирует не только сигналы от дефектов, но и сигналы шпальных подкладок, а также сигналы от сварных стыков рельсов. С использованием современных методов обработки данных эти сигналы могут быть однозначно идентифицированы. Поскольку вагон-дефектоскоп снабжен датчиком пути (измерителем координаты), имеется возможность определить положение двух объектов (неподвижной шпальной подкладки и сварного стыка рельсов), являющихся источниками сигналов, относительно друг друга.

[7]

Заявляемое решение иллюстрируется на фиг.1, где представлено пространственное положение сигналов 1 и 2 соответственно от неподвижной шпальной подкладки маячной шпалы 3 и сварного стыка рельсов 4 при изменении положения рельсовой плети относительно маячной шпалы 3.

[8]

Рассмотрим пример осуществления способа контроля угона рельсовых плетей железнодорожного пути.

[9]

Заявляемый способ контроля угона рельсовой плети предполагает получение первичных данных после укладки плети и закрепления ее на постоянный режим работы. При этом определяют положение маячных шпал 3 по сигналам 1 на дефектограмме и выбирают по сигналам 2 ближайшие к этим шпалам сварные стыки 4, после чего определяют расстояние L0 от выбранного сварного стыка 4 до маячной шпалы 3. При последующих проездах вагона измеренное расстояние L1 для данной пары «сварной стык - маячная шпала» сравнивают с L0. Разность ΔL=L0-L1 будет соответствовать угону рельсовой плети относительно данной маячной шпалы 3.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты